Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История психофизиологических наблюдений




Психофизиологические наблюдения являются одними из самых древних методов изучения поведения человека. О психологическом состоянии другого человека всегда судили по какому-нибудь четкому физиологическому изменению, например, по увеличению или уменьшению притока крови к лицу. Кроме того, считалось, что физиологическое изменение – более верное свидетельство, чем любые слова. Заметили, что при волнении, страхе, тревоге у человека уменьшается слюноотделение. Появились и практические приложения знаний, полученных путем психологических наблюдений. В Китае, например, человеку, обвиненному в преступлении, давали в рот пригоршню риса, и, если он был в состоянии полностью выплюнуть рис, его признавали невиновным. У англосаксов применялась сходная процедура: если обвиняемый мог легко разжевать и проглотить кусок сухого хлеба, его освобождали.

Одним из первых, кто провел более систематические наблюдения над телесными изменениями как признаками эмоций, был древнеримский врач Клавдий Гален (около. 130 г. - около 200 г.), занимавший в Пергаме должность врача гладиаторов. Однажды к этому знаменитому врачу обратилась женщина, которая жаловалась на ряд физических симптомов, причем у нее были также и эмоциональные нарушения. В какой-то момент врачебного осмотра стоявший рядом человек случайно упомянул, что он недавно видел в театре молодого танцора Пилада. Гален заметил, что при этом замечании у пациентки пульс сделался нерегулярным, он вдруг резко участился, что говорит о душевном смятении». При дальнейшем обследовании Гален стал время от времени произносить имена различных молодых танцоров, однако пульс женщины изменялся только тогда, когда она слышала имя Пилада. Поскольку во время волнения пульс учащался, отсюда был сделан вывод - эмоциональное состояние людей отражается на их сердцебиении. (Кстати сказать, это наблюдение и легло в основу современного полиграфа.)

Таким образом, знание роли психофизиологических процессов в поведении субъекта, роли эмоций в поведении и жизни человека, знание психофизиологических характеристик позволяет правильно построить саму стратегию общения на переговорах. Лучше понять где, в какой плоскости совместного обсуждения проблемы лежит, например, реальная тревога из-за нерешенного вопроса, а где проявляются особенности характера, связанные с психофизиологическими особенностями индивида.

Например, взволнованного человека отличает громкая речь, прилив крови к лицу, сжатые пальцы в кулак, капли пота на лбу, мимика лица, расширение зрачков и прочее. Из чего следует, что обсуждаемая проблема может быть значима для него. Возможно, мы имеем дело с эмоциональным человеком и потому должны быть готовы к бурным проявлениям его эмоций, настроиться на терпеливое восприятие партнера, т.е. выбрать соответствующую тактику поведения на переговорах: прекратить переговоры, обсудить причины тревоги и прочее.

Другой пример. Из данных психофизиологических исследований, согласно которым величина психофизиологической реакции закономерным образом связана с интенсивностью осознаваемых переживаний [47], следует, что осознание значимости раздражителя - значимости того или иного события непосредственно влияет на величину реакции организма человека. (Подробнее об этом речь пойдет чуть ниже при рассмотрении роли установки на переговорах.) Иными словами, мышление, со своей стороны, определяет, что для нас важно, а что нет. И это же определяет силу наших переживаний. Чем больше мы придаем значение раздражителю - событию, или явлению, тем выше наши переживания. Отсюда следуют практические выводы, полезные при проведении переговорного процесса.

Первое. Поскольку сила наших переживаний, сила эмоционального состояния зависит от осознания значимости для нас проблемы, следовательно, мы можем попытаться сознательно контролировать этот процесс, а значит и в определенной степени управлять им. Например. Говоря себе перед переговорами, обучаясь технике ведения переговоров и на самих переговорах, что не следует отвечать на негативные эмоциональные проявления другой стороны (например, гневом на гнев, раздражительностью на раздражительность), мы тем самым формируем установку на контроль своего эмоционального состояния. Это делает нас терпимым к раздражительности партнера и ставит преграду в заряжение негативными эмоциями. Мы, таким образом, спасаем себя от возникновения у нас раздражительности и гнева, сохраняем свойственное нам, привычное для нас психологическое равновесие и способность к рациональным действиям.

Второе. Можно использовать различные приемы обучения сознательному контролю своих эмоций и «защиты» своего эмоционального состояния от негативных эмоций другой стороны. В связи с чем, разработано множество методических рекомендаций «делайте и не делайте». Например, работа Д.Г..Скотта «Конфликты, пути их преодоления»[48] почти целиком посвящена методам разрешения конфликтов посредством использования методов улучшения общения.

Психологические характеристики это особенности типы темперамента, воли, интеллекта и которые характеризуют духовную жизнь человека, как совокупности психофизиологических и личностных характеристик.

Личностные характеристики. Это характеристики человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений.Человек становится личностью только в процессе своего существования как субъекта социальных отношений и уровень его, как личности во многом зависит от социальных условий (экономических, политических культурных и др.). Поэтому личностные характеристики это совокупность индивидуальных свойств психики индивида и его социальные характеристики. Социальные, личностные характеристики являются важнейшими составляющими переговорного процесса. Это, прежде всего, потребности, интересы, мотивы, цели, ценности, установки, образы ситуации - восприятие и представление субъектом проблемы и способов решения, представления о потребностях, мотивах и намерениях другой стороны и пр.

 

В силу того, что до сих пор в научной литературе не сложилось единства в понимании понятий “потребность”, “нужда”, “интерес”, “мотив ”, “позиция”, что является первичным, определяющим, то необходимо остановиться на этом вопросе.

Например, Е.М.Бабосов, представляя в своей работе схему возникновения потенциала напряженности, отмечает, что «в процессе формирования потенциала напряженности в социальной системе социальные ценности выражаются в интересах, а те, в свою очередь, воплощаются в потребностях. Потребности трансформируются в социальные ожидания отдельных индивидов и (или) групп. Социальные ожидания индивидов и групп, наталкиваются на невозможность их удовлетворения, приводят к возникновению в системе социальных противоречий, тогда интересы одних лиц или групп сталкиваются с интересами других» [49].

Из данного подхода остается непонятным, что же является первичным, исходным в понимании сущности, движущего механизма поведения субъекта - ценности или потребности. Такая трактовка возможна лишь в расширительном понимании потребности, когда потребностью называют нужду, а под нуждою все что необходимо субъекту для его существования.

Выделяются следующие подходы к определению и соотношению понятий «потребность», «нужда», «мотив».

Подход 1. Потребность находит предмет удовлетворения и предмет осознается как мотив. А.Н.Леонтьев

“Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность (“опредмечивается” в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее....Предметы - средства удовлетворения потребностей - должны сознаваться как мотивы, т.е. должны выступать в сознании как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель” [50].

Кроме того. Следует отметить, что каждая потребность получает свое конкретное объективное воплощение в цели. Поэтому чтобы понять для чего человеку нужна та или иная вещь, тот или иной предмет, а значит почему он поступает тем или иным образом, надо выяснить удовлетворению какой потребности она служит. Тот личностный смысл, который субъект вкладывает в свою деятельность по удовлетворению потребности, называется мотивом. “Термин “мотив” мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее.

Допустим, учащийся читает рекомендованную ему научную литературу. Это сознательный, целенаправленный процесс. Его сознательная цель - усвоение содержания этой литературы. Какой, однако, личностный смысл имеет для учащегося эта цель, а значит, и отвечающее ей действие? Это зависит от того, какой мотив побуждает деятельность учащегося, осуществляемую данным действием. Если мотив этот заключается в том, чтобы приготовить себя к своей будущей профессии, чтение будет иметь для него один смысл. Если же мотив его занятий лежит, например, только в том, чтобы формально разделаться с экзаменами, то тогда, понятно, смысл чтения будет для него уже другим, и он будет читать эту же литературу другими глазами, будет иначе усваивать ее.

Таким образом, на вопрос о личностном смысле можно ответить путем раскрытия соответствующего мотива”[51].

Можно сказать, что потребности отражаются в интересах, мотив - отражает то конкретное, объективное значение которое имеет предмет для удовлетворения потребности и интересов субъекта и, следовательно, смысл поведения субъекта.

В Философском словаре М.М.Розенталя мы найдем почти аналогичное определение понятия «интерес». “Интерес (от лат. interest - иметь значение) - 1) понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи, коллектива, класса, нации, общества в целом; -2) в психологии - положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Временный, ситуативный интерес возникает в процессе выполнения данного действия и угасает с его завершением. Устойчивый интерес представляет собой относительно постоянную черту личности и является важным условием творческого отношения человека к выполняемой им деятельности, способствуя расширению его кругозора, обогащения знаний”[52].

Э.В.Тадевосян отмечает «интересы социально-политические (от лат. interest - имеет значение, важно) - выражение потребностей общества, социальной группы и общности, партии, организации или движения в социальной и политических сферах, служащих причиной, источником, побуждением, мотивом социальных и политических действий субъектов общественной жизни”[53].

Иной подход в определении потребности мы находим у западных ученых. Чтобы определиться в терминологии рассмотрим типичную точку зрения.

Подход 2. Нужда отражается в потребности, которые исторически меняются; как только становится настоятельной потребностью, превращается в мотив Ф.Котлер.

По Ф.Котлеру потребность это то, как человек удовлетворяет свои нужды, то есть способ удовлетворения нужд. (У Р.Фишера и У.Юри это позиция, а у Э.В Тадевосяна и - интерес.)

Котлер отмечает: «Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. … Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида …. По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов.... Продавцы часто путают потребности с нуждами»[54]. «Производитель фотоаппаратов может считать, что потребителю нужен его фотоаппарат, в то время как на самом деле потребителю нужно получить изображение реальности, которое он наблюдает в определенный момент времени. При появлении другого товара, который сможет получить изображение лучше и дешевле, у клиента появляется новая потребность (в товаре новинке), хотя нужда и остается прежней»[55].

«Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения»[56]. То есть, раскрывает причину поведения человека.

 

Мы же придерживаемся следующего подхода. Потребность, как состояние неуравновешенности субъекта условиями жизнедеятельности, находит свое отражение в сознании. Данное восприятие потребности предстает в сознании в виде образа предмета, который может удовлетворить данную потребность, при чем, сам данный предмет и способ удовлетворения потребности предстает в виде исторически обусловленного продукта.

Например.

Человек испытывает потребность в пище, в одежде, в жилье и прочее. Однако то, как, каким способом он удовлетворяет данную потребность, является исторически обусловленным процессом. Когда мы говорим, что хотим пить, то всегда представляем определенный конкретный образ того предмета, определенный способ удовлетворения потребности - выпить не просто абстрактной воды, а воды из водопроводного крана, колодца и пр., а не из реки, ручья и пр. Кроме того, утолить жажду мы можем, выпив чай, молоко, сок и прочее. В этой связи сам чай, как предмет удовлетворения потребности, становится целью, интересом деятельности и побуждающим мотивом.

Причем, способ приготовление того же чая, сока или молока представляется тоже исторически обусловленным процессом, как и способ их получения. Например, мы не просто кладем листья чая в стакан, а используем специальную исторически выработанную технологию. Сначала берем заварочный чайник (или другую посуду) и нагреваем его, чтобы создать определенную температуру для лучшего заваривания чайных листьев. Затем засыпаем чай (одну, две или более ложек в зависимости от вкуса и количества порций, которые хотим приготовить), заливаем кипятком, даем несколько минут настояться. Наконец разливаем по чашкам, стаканам в подстаканниках (а некоторые любили пить чай из блюдец) и пьем. Исторически определенным для человека выступает и способ его получения. В условиях натурального хозяйства человек, к примеру, должен был бы сам его выращивать. С возникновением товарно-денежных отношений человек вступает в процесс производства, в обмен на свой труд получает заработную плату, затем расходует полученные денежные средства на приобретение предметов, служащих средством удовлетворения его потребностей. Применительно к нашему примеру, человек покупает чай.

 

То есть, сам способ удовлетворения потребностей выступает исторически обусловленным способом.

В данном подходе выделяются понятия: «потребность», как состояние неуравновешенности организма («нужда» по Ф. Котлеру), и «интерес», как осознание потребности в виде образа предмета, который является средством удовлетворения потребности, как выражение потребности в исторически определенном виде и как способ удовлетворения потребности («потребность» в подходе Ф. Котлера).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.