Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пол Самуэльсон




Для самостоятельного изучения дисциплины

Учебно-методическое пособие

Политическая экономия

 

 

Подготовлено Пичугиным А.Н., преподавателем высшей категории, методистом, отличником образования Украины, заслуженным работником культуры Украины

 

«Экономическая теория – королева общественных наук, старейшая из старейших, новейшая из новейших. Человек, не изучающий ее, похож на глухого, который пытается оценить оркестр»

 

 

Одним из стратегических направлений реформирования образования является развитие самостоятельности студента в обучении. Акцент в процессе обучения все больше переносится в сторону самостоятельной работы студента над темами учебных программ. И это, по всей видимости, верно, так как самостоятельные мысли возникают только из самостоятельно приобретенных знаний. Еще великий Иммануил Кант утверждал, что «не мыслям надобно учить, а мыслить…»

Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризуют:

Во-первых, она связана со всеми формами планового учебного процесса.

Во-вторых, она специфична как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от полного комплекса учебно-методического обеспечения предмета.

В данном учебном пособии помещены материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.

Предисловие

 

Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.

Основная идея пособия - это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем, представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине «Политическая экономия" для ВУЗов І-ІІ уровней аккредитации. Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации - ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса.

3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения темы:

- Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

- Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

- Темы реферативных сообщений.

4. Далее студентам предлагаются задания и вопросы, которые призваны активизировать их интерес к изучаемой теме.

5. Рубрики, содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

Некоторые рубрики требуют особого подхода: умения работать со справочной литературой, заглянуть в серьезные экономические труды, поспорить с авторитетами, даже с теми, чье мнение считается общепринятым, усвоить новые слова и понятия, а порой и проверить свои знания.

В их числе:

Повторите;

Загляни в словарь! - вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Авторитетное мнение - под этой рубрикой собраны высказывания известных экономистов, не всегда бесспорные, но широко известные.

Цитата - название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, жизненно необходимой науке.

Это интересно! - занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6. Задачи, предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.

7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе.

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.

Приложения, расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины "Политическая экономия":

1. Словарь основных экономических терминов.

2. Общие методические рекомендации по изучению курса «Политэкономия».

3. Методические рекомендации по написанию рефератов.

4. Примерная тематика рефератов по дисциплине «Политическая экономия».

5. Приложение «А».

6. Примерный перечень вопросов для экзаменационных билетов.

7. Критерий оценки знаний студентов на экзамене.

8. Литература, рекомендованная для изучения курса «Политэкономия».

 


Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

 

ТЕМА 1. Зарождение и развитие политической экономии.

Предмет и методы познания.

 

Программная аннотация

Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.

Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.

Законы, принципы и категории политической экономии. Система экономических законов. Позитивная и нормативная политическая экономия.

Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.

Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово - прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.

 

Опорный конспект

 

Зарождение и развитие политической экономии.

Предмет и методы познания.

 

Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

 

Зарождение и развитие политической экономии

 

Источники экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Термин «экономия» впервые был введён в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческое хозяйство. Этот термин состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.

Но как наука, т.е. систематизированные знания о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв., в период становления капитализма, накопления капитала, прежде всего в торговле.

Первой экономической школой стал меркантилизм. Сущность данного учения сводилась к определению источника происхождения богатства. Источником богатства они считали сферу обращения (торговлю), а само богатство они отождествляли с деньгами. Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым - меркантилистом Антуаном Монкретьеном де Ваттевилем в 1615 г. в "Трактате политическая экономия", адресованном королю и королеве. Меркантилизм - первая школа политэкономии. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая политэкономия возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая политэкономия была господствующей школой во второй половине 18 - начале 19 вв. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической политэкономии Уильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений:

1) источником общественного богатства является все общественное производство;

2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений;

3) заложили основы трудовой теории стоимости;

4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала.

5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями;

6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19 в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно остается и сегодня.

В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования политэкономии как науки с четко определенным предметом. Данный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнанны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные из них:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) монетаризм;

4) институционально-социологическое.

Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу " Общая теория занятости, процента и денег ".

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и активизации производства.

4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

 

Предмет и метод политэкономии

 

Политэкономия - общественная наука, которая изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономические отношения - это отношения:

1) по поводу экономического соединения работников со средствами производства;

2) по поводу организации производственного процесса;

3) по поводу присвоения и использования результатов производства.

Политэкономия выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:

1) организационно- экономические отношения;

2) социально- экономические отношения.

Организационно-экономические отношения - это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.

Социально-экономические отношения - это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.

Политэкономия осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками изучающими технику и технологию производства.

Предмет политэкономии, по мнению П. Самуэльсона, сложен и многообразен и связан с проблемой выбора ресурсов и экономическим поведением человека.

Схематично эволюцию взглядов на предмет ПЭ можно представить следующим образом:

 

Основные направления и школы экономической мысли Предмет
Меркантилизм Физиократы Классическая политэкономия Национальное богатство
Марксизм Производственные отношения
Маржинализм или Неоклассическая школа (микроэкономика) Поведение субъектов экономики, пути и средства достижения ими своих целей.
Кейнсианство (макроэкономика) Механизм функционирования национальной экономики как единого целого
Теория неоклассического синтеза (экономика) Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов.

 

Наиболее общим и правильным можно считать определение ПЭ, данное д.э.н., профессором А. И. Добрыниным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.