Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи для самостоятельной работы




S Д

Q

C A QE A1 C1

 

 

Установление равновесия рынка можно выразить схематически. Возьмем, к примеру, ситуацию увеличения спроса в результате роста доходов.

       
   
 
 

 

 


 

Силой, которая экономически заставляет всех товаропроизводителей изготавливать продукты по равновесной цене, является конкуренция.

Конкуренция (от лат. “concurro” – сталкиваться) – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 

Конечная цель – получение большей прибыли.

Экономической основой действия закона конкурентной борьбы является разница между стоимостью товара и издержками его производства

 

 


Совершенную конкуренцию – характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены
Несовершенную конкуренцию – характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.
В зависимости от режима конкурентной борьбы различают:

 

 

Несовершенная конкуренция выступает в формах олигополии и монополистической конкуренции.

Олигополия – рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм. Доступ на такие рынки крайне ограничен, что позволяет фирмам зарабатывать огромные деньги. Особенностью такого рынка является тесная взаимозависимость фирм. Используется практика ценовой дискриминации.

Монополистическая конкуренция – имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможет вход для новых продавцов. Относительно большое число продавцов не позволяет отдельной фирме существенным образом влиять на цены. Преобладают неценовые формы конкуренции.

Прямой противоположностью конкурентному рынку является монополия, характеризующаяся наличием единственного производителя и продавца на рынке конкретного товара, или монопсония, когда всей полнотой рыночной власти наделен единственный покупатель данного вида товара.

 

 

 
 

 

 


Антимонопольные меры:

 

ü Административно-правовое воздействи е в виде запретов монополий, роспуска и расчленения их на ряд самостоятельных производств

ü Административно-экономическое воздействие, направленное на преследование государством предприятий, допускающих необоснованное повышение цен.

ü Экономическое воздействие:

-антимонопольное законодательство (налоги)

- поощрение выпуска товаров-заменителей

- увеличение импорта.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1. Рынок: сущность рыночных отношений, условия возникновения и функции.

2. Элементарные основы теории спроса и предложения. Рыночное равновесие.

3. Рыночные структуры: монополистическая конкуренция и олигополия. Конкуренция и монополия.

 

Термины и понятия

 

Рынок, спрос, предложение, рыночное равновесие, закон спроса, закон предложения, равновесная цена, конкуренция, монополия, инфраструктура рынка, эластичность спроса, антимонопольная политика.

 

Тематика реферативных сообщений

 

- Исторический процесс формирования и развития рынка.

- Элементарные основы теории спроса и предложения.

- "Теневой рынок" как фактор нарушения рыночного равновесия.

- Формы монополий и их эволюция.

 

Авторитетное мнение!

 

"Ни одно правительство не может быть мудрее рынка".

" Даже из попугая можно сделать образованного политэконома - все, что он должен выучить, - это лишь два слова: "спрос" и "предложение".

(П.Самуэльсон. "Экономикс")

 

Авторитетное мнение

 

"Великолепное достоинство рынка состоит в том, что он сам себя охраняет. Если цены на товары или некоторые виды платежей отклоняются от предписанных обществом уровней, рынок приводит в движение силы, которые возвращают их на этот уровень. Таким образом, возникает любопытный парадокс: рынок, который символизирует вершину индивидуальной экономической свободы, выступает строжайшим надзирателем за всеми."

(Heilbroner R..L. The Wordly Philosophers.)

 

Загляни в словарь!

 

Рынок, спрос, закон спроса, эластичность спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, цена спроса и предложения, конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония.

 

Подумай и ответь!

 

1. Опишите основные типы рыночных отношений, возникших в различные периоды развития товарно-рыночного хозяйства.

2. Покажите значение рыночной системы для современной экономики.

3. Объясните, что такое рынок как социальный институт.

4. Что Вы понимаете под функциями рынка? Дайте краткую информацию по этому вопросу.

5. Издавна в пословицах и поговорках нашего народа состояние рынка оценивалось следующим образом: " товар нынче в цене", " и товар по цене, и цена по товару", " и товар хорош, и цена весела".

Объясните, с помощью какого, образно говоря, " барометра" оценивается состояние "погоды" на рынке.

Уточните, как в зависимости от показаний "барометра" чувствуют себя продавцы и покупатели.

6. Как соотносятся понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка».

7. Нарисуйте графически ситуацию излишка и дефицита товаров на рынке. Что происходит с ценой?

8. Какая разница между понятиями «монополия» и «монопсония», «совершенная конкуренция», «несовершенная конкуренция»?

 

Вопрос для знатоков экономики?!

 

Еще до перехода к рынку в нашей стране у его инициаторов возобладала идея создания никем не ограниченного рынка. Их не смущали предостережения противников такого выбора. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете " Известия" 31 января 1990 г. откровенно и резко заявил: " Те, кто говорит о возвращении к свободному рынку времен А.Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить".

Ответьте на вопросы:

Какой тип рынка был выбран в 1992 году в Украине?

Прав ли был профессор Дж.Гэлбрейт?

 

Алгоритм решения типовых задач

 

Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой заданы уравнениями.

QD = 2400-100 Р Q - количество обедов в день

QS = 1000+250P Р - цена обеда

а) вычислить равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене;

б) заботясь о студентах, администрация установила цену 3 грн. за обед. Каковы последствия такого решения

Решение:

а) найдем равновесную цену:

QD(Р)= QS(Р)

2400-100Р=1000+250Р

1400=350Р

Р = 4 (грн.)

 

б) Равновесное количество обедов:

Q=2400-100·Р

Q=2400-100·4=2000 обедов в день.

 

в) если цена будет Р=3 грн., то есть ниже равновесной, то спрос превысит предложение, следовательно возникнет дефицит обедов.

Найдем количество обедов, которое смогут предложить по данной цене:

QS(3)=1000+250·3 QD(3)=2400-100·3

QS=1750 обедов в день < QD=2100 об. в день

Предложение < Спрос

Дефицит = 2100-1750=350 обедов

Задача для самостоятельной работы.

Функция спроса QD = 11-Р, функция предложения QS =2Р-4

а) найти равновесную цену и объем продаж

б) найти избыток (дефицит) предложения при цене Р=4

в) построить график.

Задача 1. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена товара А повысится (понизится). Что произойдет, если товары А и Б взаимодополняют друг друга?

 

Задача 2. Предположим, что спрос и предложение на рынке яблок характеризуется следующими показателями:

 

Цена за 1 кг Общее количество на которое есть спрос Общее количество предложенного товара
5 грн. 2500 кг 15000 кг
4 грн. 5000 кг 12500 кг
3 грн. 8500 кг 8500 кг
2 грн. 14000 кг 5000 кг
1 грн. 20000 кг 1000 кг

Построить график спроса и предложения. Определить равновесную цену.

 

Задача 3. Введены ограничения (или повышены пошлины) на ввоз кофе в страну. Как это отразится на рынках кофе, чая, кофеварок в стране? Ситуацию на этих рынках изобразите графически.

 

Тесты для самопроверки знаний студентов

 

1.Рынок – это способ организации общественного производства, характерным признаком которого является:

А) отсутствие конкуренции;

Б) формирование цен на основе спроса и предложения;

В) конверсия производства;

Г) равенство объемов спроса и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.