Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над введением ВКР




Оформление содержания

Реферат и аннотация

Структура дипломной работы

Структура и содержание дипломной работы

§ Титульный лист по ГОСТ 7.4

§ Задание на ВКР

§ Реферат (для магистерской диссертации и дипломной работы специалиста), аннотация (для бакалаврских работ) по ГОСТ 7.9.

§ Содержание по ГОСТ 7.5,

§ Введение

§ Основная часть

§ Заключение

§ Указатели

§ Список сокращений

§ Список использованных источников и литературы (библиографический список по ГОСТ 7.1);

§ Приложения

По мере написания каждого элемента работы дипломник представляет их научному руководителю и дорабатывает их с учетом его замечаний.

4.1.2 Титульный лист по ГОСТ 7.4 с указанием названия темы работы, ее автора, научного руководителя, кафедры, по которой выполнялась работа и т. д. в соответствии с приложением А.

4.1.3 Задание на выполнение ВКР в соответствии с приложениями В.

 

 

Для написания рефератов и аннотаций следует использовать ГОСТ 7.9—95 (ИСО 214—76). «Реферат и аннотация. Общие требования».

Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы. Текст реферата представляет собой регест или конспект произведения. Регест (от лат. regesta) — формализованное изложение содержания документа с сохранением его языка, и структуры[8].

Реферат – это краткое изложение ВКР (приложение Н). Должен содержать:

– общие сведения: фамилию, имя, отчество дипломника, наименование квалификационной работы; место выполнения ВКР; фамилию и инициалы руководителя; год защиты; код и наименование направления подготовки (специальности); код квалификации, степень (квалификацию); количество страниц, рисунков (иллюстраций), таблиц, использованных источников, приложений;

– перечень ключевых слов. Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание работы и включать от 5 до 15 слов в именительном падеже, написанных в строку через запятые прописными буквами;

– текст реферата объемом не менее 1000 знаков. Текст реферата должен отличаться лаконичностью, информативностью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации, В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных документов, избегать сложных грамматических конструкций. Текст реферата должен содержать:

– задачи и цели ВКР;

– актуальность, новизну и эффективность;

– выводы, рекомендации по использованию результатов работы в производстве, научных исследованиях, учебном процессе;

– апробация работы (выступления на конференциях, публикации).

Для бакалаврских работ вместо реферата прилагается аннотация, в которой отражаются основные положения работы (приложение М). Объем аннотации – не более 1000 знаков.

Аннотация — краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Аннотация включает сведения об авторе первичного документа и достоинствах.

Содержание по ГОСТ 7.5, должно соответствовать тексту ВКР. Содержание начинается с введения и включает наименование всех разделов, подразделов, а также пунктов, подпунктов (если они имеют наименование), заключение, список сокращений, библиографический список, лист со словом «Приложение», наименование и обозначение приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР. В содержание не включают титульный лист, задание, аннотацию/реферат; для бакалаврских работ, дипломных проектов и дипломных работ (приложение Л)

 

 

 

 

Во «Введении» определяется актуальность темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно указать суть проблемной ситуации.

Историография темы включает характеристику литературы. Принцип написания историографического обзора зависит от избранной темы. Сложилась традиционная периодизация рассмотрения отечественной историографии: русская дореволюционная (до 1917 г.), советская 1917–1991 гг. (периоды: 1920–30-е гг., 1930–середина 50-х гг., сер. 1950–1991 гг.), современная российская историография (с 1991 г.). Такое распределение будет выглядеть более профессионально. Внутри этапов рассматривать литературу можно по различным принципам. Наиболее простой принцип изложения в хронологической последовательности, иногда дореволюционную историографию лучше рассматривать по направлениям: официально-охранительное, либеральное, мелкобуржуазное, марксистское (первый этап советской историографии три последних направления). Однако предпочтительнее по проблемно-хронологическому принципу с учетом того нового, что содержит каждая работа для освещения данной темы. Необходимо определить, что дает конкретная работа (монография, статья) для изучения поставленной проблемы, дать ее общую оценку, при необходимости выделить достоинства или недостатки. Не допускается подменять критический анализ литературы ее перечислением. После характеристики каждого этапа полезно выделить, какие вопросы поставлены, из них изучены, по каким проблемам прошли дискуссии. В завершение повторяется этот вывод с дополнением, какие проблемы являются дискуссионными, и какие вопросы темы не изучались совсем. Такой анализ поможет дипломнику написать свою работу, рассматривая дискуссионные и неизученные вопросы. В любом случае принцип построения историографического обзора полезно обсудить с научным руководителем до его написания.

Необходимо определить объект и предмет исследования, они зависят не просто от выбранной темы, но и от тонкостей ее формулировки. Объект – это процесс, явление, событие, факт, порождающее проблемную ситуацию. Предмет находится в пределах объекта и содержит проблемную ситуацию. Например. Тема: «ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.: ОЦЕНКА ПОДЪЯЧЕГО» Работа выполняется по книге Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (М.: РОССПЭН, 2000). Объект исследования: государственное устройство России XVII в. Предмет изучения: описание в книге Г. К. Котошихина приказной системы, которая играла роль центральных органов власти в XVII в.

Затем формулируется цель. Она формулируется из названия и предмета изучения работы. В нашем примере «Цель исследования посмотреть, как в приказной системе зарождаются черты бюрократического централизованного аппарата, присущего абсолютистскому (самодержавному) государству. Задачи работы: охарактеризовать царскую власть в той мере, в какой она представлена в источнике; выяснить роль Боярской Думы, какой она отражена в сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича»; дать характеристику приказам, описываемым Г. К. Котошихиным, в том числе рассмотреть их структуру, функционирование; сделать некоторые общие выводы о характере государственной власти, структуре государственного управления, ее достоинствах и недостатках; показать в деятельности приказов характерные черты зарождения централизованного бюрократического аппарата.

Обосновываются хронологические рамки и территориальные границы исследования.

Дается обзор письменных источников по теме (сначала опубликованных, затем неопубликованных).

· Существует общепринятая классификация письменного типа исторических источников по видам:

· Летописи это исторические произведения, в которых материал излагался в виде погодных записей, начинавшихся со слов в лето такое-то.

· Законодательные акты представляют собой правовые нормативные документы, которые исходили от верховной государственной власти и имели высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства

· Актовые материалы (грамоты, записи) это правовые документы, которые в юридической форме фиксировали сделки между отдельными лицами. По субъектам сделки актовые материалы делят на частно-правовые и публично-правовые акты.

· Делопроизводственные материалы текущая документация, издававшаяся различными государственными, судебными, экономическими, политическими и общественными организациями (учреждениями) с целью управления, собственной и общественной деятельностью.

· Статистические материалы. Статистика изучала закономерности общественной жизни с ее количественной стороны с целью социального управления.

· Периодическая печать повременные издания, имевшие целью публикацию информационных и аналитических материалов по общественной и государственной жизни.

· Публицистика и политические сочинения это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения.

· Документы личного происхождения фиксировали личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Это самые субъективные свидетельства прошлого. Обычно выделяют следующие их разновидности. Во-первых, мемуары (воспоминания) очевидцев или участников исторических событий. На воспоминаниях лежит очень сильный отпечаток общественно-политической атмосферы описываемой эпохи и времени, когда они писались. Во-вторых, это дневники регулярные записи впечатлений, наблюдений и мыслей по поводу наиболее значимых событий своей и общественной жизни. Их особенность в точной передаче настроений и деталей эпохи. Воспоминания и дневники объединяют одним термином записки. И, наконец, в-третьих, переписка (эпистолярные источники)

· Литературные памятники это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме.

· Научные труды это группа источников, отражающая научные представления прошлого (для изучения историографии и культуры).

Однако студент может провести систематизацию источников по видам и разновидностям в соответствии со своей темой. В нашем примере публицистическое произведение Г К. Котошихина займет первое место, потом законодательные, актовые, делопроизводственные материалы.

При анализе письменных источников необходимо определить вид и разновидность источника, дать внешнюю и внутреннюю критику, происхождение, провести его атрибуцию (авторство), историю текста и его истолкование. Провести анализ фактического содержания источника высказать свое мнение в отношении подлинности и достоверности информации об освещаемых в конкретном источнике событиях, делается вывод о значении источников для изучения темы исследования.

В заключение необходимо провести источниковедческий синтез, определив, насколько данная тема обеспечена источниками, и позволяет ли источниковая база осветить поставленную проблему, дать оценку репрезентативности источниковой базы дипломной работы.

Важно правильно определить методологию исследования. Подробно можно посмотреть в книгах И. Д. Ковальченко, М. Ф. Румянцевой, Д. Тоша, В. Н. Сидорцова[9].

Методология - это теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. Существуют различные классификации научных теорий. Одна из широко распространенных классификаций систематизирует научные теории по степени их общности: теории специфические, общие и всеобщие. По степени общности здесь можно выделить такие уровни теории: общефилософский, философско-социологический, специально-научный и конкретно-проблемный. Общефилософским уровнем большинство отечественных историков считают диалектический материализм.

Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. Если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта. Метод – это научно обоснованное познавательное средство. Между теорией и методом существует диалектическая взаимосвязь, основанная на результатах предыдущих исследований. Теория является основой для выработки метода. Метод же, основываясь на результатах предыдущих исследований, можно считать средством получения нового знания, обогащающего и развивающего теорию.

Метод включает в себя подход и принцип. Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, опи­сательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и др.

Существуют разные подходы к рассмотрению исторического процесса – макротеории: формационный и цивилизационный подходы к истории. Менее распространенными и применяемыми к Европе, США и некоторым другим регионам являются теория модернизации и теория элит в изучении истории и некоторые другие[10].

Конкретное содержание метода выражают принципы, присущие соответствующему подходу. Так, генетический подход основан на принципе историзма. Исторический подход, наоборот, требует генетического принципа рассмотрения явления.

Основными принципами, сложившимися на протяжении истории исторической науки, являются материализм, объективность, историзм, социальный подход и альтернативность. Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего. Принцип историзма требует изучения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всех причинно-следственных связей. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всех фактов и явлений. Принцип социального подхода, еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Совокупность правил и процедур, приемов и операций, позволяющих на практике реализо­вать идеи и требования принципа (или принципов), на которых осно­ван метод, образуют методику соответствующего метода. Методика может быть приведена в действие при наличии опреде­ленных орудий и инструментов. Их совокупность составляет третий структурный компонент научного метода – технику исследования. Мощным средством научно-познавательной деятельности является логика.

Существует определенная классификация методов. Философские методы научного познания, раскрывающие общие пути (подходы) и принципы познания реальности, являются всеоб­щими, характеризуют ход исследовательского процесса в целом и применимы при изучении всех проявлений действительности. Это – диалектико-материалистический метод. Общенаучные методы познания: индукция и дедукция выражают разные подходы к раскрытию сути изучаемых явлений; анализ и синтез – это разные методы проникновения в эту суть. Описательные и количественные мето­ды - это средства и формы выражения информации об исследуемых явлениях, а моделирование - метод формализованного представления знаний, присущий более высоким ступеням научного познания, системно-структурный и функциональный анализ, информационно-энтропийный анализ, алгоритмизация и др. Далее выделяются специальные научные и конкретно-проблемные методы.

Выбор методов исследования требует серьезной работы, от них зависят результаты[11]. Общенаучным философским методом большинство историков считают диалектико-материалистический метод познания действительности на основе знания наиболее общих законов движения и развития природы, общества и мышления.

Общенаучными для всех исторических и архивоведческих наук являются исторический и логический методы исследования, существующие в диалектическом единстве и противоположности.

Историческое — это процесс становления и развития объекта. Однако исторический метод не сводится к простому воспроизве­дению временной последовательности в развитии объекта, а озна­чает рассмотрение объективной диалектики генезиса объекта и результата его развития. Логическое — теоретическое воспроизведение развитого и раз­вивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях. Соответственно логический метод представляет собой способ воспроизведения исторически развивающегося объекта как результата определенного процесса, в ходе которого сформи­ровались необходимые условия его дальнейшего существования в качестве устойчивого системного образования.

Временная последовательность в истории может быть раскрыта при помощи логического метода. Однако она не является ориенти­ром для теоретического анализа. Это несовпадение обусловлено тем, что далеко не все явления, выступающие в качестве факторов генезиса системы, входят в необходимые условия для ее воспроиз­водства на этапе развития. Многие из них устраняются в ходе исто­рического процесса. Временная последовательность исторических явлений не всегда предопределяется процессом формирования того или иного исторического образования.

Из общенаучных методов историк часто использует восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В последнее время используется системно-структурный анализ, когда исследуемый объект рассматривается как система — с выделением элементов, составляющих ее структуру; функциональный анализ, т. е. анализ внутренних и внешних функций объекта-системы[12]. Метод индукции и дедукции, которые выражают разные подходы к раскрытию сути изучаемых явлений. Для исследователя истории Сибири это важный метод, т. к. на примере истории России мы рассматриваем эти же явления и процессы в регионе. И наоборот особенности развития явления в регионе определяет данный исторический процесс или явление в России.

К числу традиционных специально-исторических методов историки относят следующие:

историко-генетический (изучение исторических явлений в процессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния);

историко-сравнительный, или компаративный (сравнение исторических объектов в пространстве и времени и определение сходства и различия между ними);

историко-типологический (определение общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в их беспрерывно-временном развитии);

историко-системный (углубленный анализ социально-исторических систем, раскрытие внутренних и внешних механизмов их функционирования);

диахронического анализа общественно-исторической реальности (построение во времени разнообразных по природе исторических процессов);

ретроспективный (последовательное проникновение в историческое прошлое с целью определения причины данного события) и др.

Современной историче­ской науке присущи и такие нетрадиционные (редко используемые в историческом анализе) специально-исторические методы, как:

количественные (количественный анализ, математическое моделирование, многомерный статистический анализ – математико-статистические методы);

социально - психологические методы (психоанализ, анализ «групповых фантазий», контент-анализ, моделирование, количественный анализ);

методы герменевтики (вскрытие намеков в тексте путем изучения исторических реалий, «вживание в текст», психологический анализ);

современной лингвистики (иррациональное определение природы текста как продукта социально-речевой деятельности, использование наряду с грамматическим анализом достижений
семантики, функциональной стилистики и логики, а в последнее
время и литературной критики);

искусствоведческий анализ (индивидуализация артефактов и определение их собственной информативности, анализ через тексты знаний с использованием письменных источников, семиотический анализ, выявление социальной информации,что может обогатить знание социальной истории) и др.

Приведем пример. Тема: «Аграрная политика государственных образований на территории Омского Прииртышья в 1918–1919 гг.»

«Методологической основой для дипломной работы на общефилософском уровне является диалектический материализм. Методологическую роль для исследования сыграли взгляды В.И. Ленина на сущность аграрного вопроса в России, двух путях либеральной эволюции: прусском и американском; бонапартизме третьеиюньской системы; аграрном бонапартизме Столыпина; оценки антикрестьянского режима Колчака. Из современных исследователей использовались подходы к изучению вопроса В. М. Рынкова: черезаграрную политику антибольшевистских правительств увидеть взаимоотношение власти и крестьянства и причины крестьянского движения.

Применялись общенаучные методы исследования: исторический метод, позволил рассмотреть аграрную программу двух правительств созданных в Омске, и увидеть, что Временное Сибирское правительство восстановило досоветские порядки, а правительство Колчака стремилось восстановить систему царского управления. Логический метод показал, почему в 1919 г. правительство выбрало приоритетом поддержку помещичьего землевладения. Системно-структурный анализ, позволил исследовать структуру двух правительств, выделить систему земельных органов; функциональный анализ, применен для изучения аграрной программы, законодательства и его осуществления.

Автором применялись специальные исторические методы: историко-генетический позволил изучить исторические корни аграрной программы белых правительств; историко-сравнительный, или компаративный, дал возможность сделать анализ аграрных программ двух правительств, провести аналогии друг с другом и предшествующими властями; историко-типологический, позволил провести политическую идентификацию аграрных программ и определить их характер (бонапартистский); историко-системный помогсоотнести политику белых правительств с соответствующими моделями развития – консервативной (буржуазной); метод герменевтики – позволяет производить «вживание в текст» для более полного психологического анализа, например, была проанализирована «Декларация» от 8 апреля 1919 г., где изложенааграрная программа Колчака».

Раздел по методологии, методам и принципам исследования пишется в зависимости от философско-методологических взглядов студента-дипломника и при обязательной предварительной и заключительной консультации с научным руководителем.

Во «Введении» также определяются научная новизна и практическое значение дипломной работы.

Апробация работы. Эта часть пишется, если у студента есть выступления на научных конференциях, публикации в печати.

Несколько слов необходимо сказать о терминологии, которую использует автор и, возможно, некоторым терминам он даст свое объяснение. В нашем примере требуют объяснения термины «аграрный вопрос», «аграрная политика», «прусский» и «американский» пути модернизации, терминология российских чиновников: «частная земельная собственность», «крестьянская земельная собственность», «единоличная крестьянская земельная собственность», «мелкое трудовое крестьянское хозяйство».

В конце «Введения» обосновывается структура работы, и даются все необходимые пояснения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.