Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон синергии




ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

6. Дайте определение системы. Является ли каждая организация системой?

7. Сравните понятия закрытая и открытая системы. Приведите примеры из вашей практики.

8. Раскройте современный подход к модели организации как системы с множеством входов и выходов, ее отношения с внешней средой.

9. Перечислите свойства организации как системы. Как они проявились в вашей практике?

10. Приведите примеры равновесной системы. Как ее можно вывести из равновесие? Как вернуть в прежнее состояние?

11. Приведите пример из политической или экономической сферы неравновесной системы? Какие меры можно предпринять, чтобы привести ее в равновесие?

 

 


 

Закон синергии - основной закон организации. Природа синергетического эффекта. Закон наименьших. Закон развития.Закон самосохранения. Закон единства анализа и синтеза.Схождение и расхождение организационных форм. Закон информированности-упорядоченности. Закон композиции (согласованности). Закон пропорциональности (гармонии). Закон своеобразия. Специфические законы социальной организации.

 

 

Следует отметить, что закон есть отражение объективных и устойчивых связей в природе, обществе и человеческом мышлении. Ниже мы рассмотрим 9 законов организации. Начнем с, пожалуй, главного – закона синергии.

Организованность и дезорганизованность

Мы уже говорили о том, что свойства организации не сводятся к простому набору свойств частей, поясняли свойство эмерджентности системы.

Приведем простой пример, которые многие помнят из студенческой жизни - сбор картошки (пример № 1). Пусть 1 человек в день соберет 10 мешков данного «народного» овоща. Сколько же соберут двое? Скорее всего, 25 мешков, предположите вы. А может быть и меньше, 15. Или ровно 20. Все будет зависеть от того, как сочетаются усилия или активности этих двух граждан. Первый результат будет значить организованность, второй – дезорганизованность. Здесь сущность понятий сводится к сочетанию активностей, взятому с практической стороны.

Таким образом, оказывается, что сумма целого больше его частей. С другой стороны, соединение активностей может уменьшить их практическую сумму, если они противодействуют, парализуют друг друга.

Как такое может получаться, что практическая сумма увеличивается? Здесь нет парадоксов. Выходит, мы создаем что-то из ничего. Может, это область волшебства и магии, а не науки? Ответить на этот вопрос помогут следующие примеры.

Пример № 2. Пусть работник может перетащить камень весом 80 кг. Двое – только 150 кг или около того. Здесь сказываются помехи, создаваемые друг другу при объединении. Значит, для одного работника камень 100кг – задача непреодолимая или требующая изменения метода работы. При приближении нагрузки к предельной (75 кг) 1 работник сильно истощает свои силы и уменьшается производительность. Двое, поднимая 75кг, действуют не на пределе, следовательно, буду работать дольше без перерыва и т.д.

Пример № 3. Предположим, что человек с помощью блока должен поднять себя в люльке весом 40 кг. Сам работник весит 70 кг, а может поднять 100 кг. Тогда активность работника будет равна 100, а сопротивление, оказываемое ему системой «люлька - собственный вес» - 110. Если возьмем двоих работников, активность такой организации равна 180, сопротивление тоже 180. Сравним, во сколько раз выросли активности и сопротивления для случая с одним и двумя работниками. Получается, что рост активностей при сложении (равен 1,8) выше, чем рост сопротивлений (равен 1,64). (180:100=1,8 и 180:110=1,64).

Основываясь на перечисленных выше простых примерах, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, необходимо рассматривать организуемые активности вместе с сопротивлениями, которые они преодолевают. Феномен увеличение суммарной активности целого при соединение его из отдельных элементов вызвано, в частности, следующими причинами.

1. Во-первых, совместная работа действует на нервную систему оживляюще. Так, психическое влияние сотрудничества (например, подражание) приводит к уменьшению внутренних сопротивлений.

2. Во-вторых, соединение сил позволяет преодолевать препятствия, которые превышают каждую из этих сил в отдельности (см. Пример №3). А если препятствия не превышают активности, то они осиливаются гораздо быстрее. Так, например, качение камня весом 95кг вдвоем осуществлять легче, чем одному, при условии, что ваша грузоподъемность 100кг.

 

Вывод. Все дело сводится к сочетанию организуемых активностей и сопротивлений, которые надо преодолеть. Первые соединяются более успешно, чем сопротивления. Это означает более высокую организованность.

 

 

Формулировка закон синергии

 

Для конечного результата важен потенциал не отдельного элемента, а их совокупности. Как мы видели в предыдущих примерах, при удачном сочетании активностей общий потенциал целого больше суммы потенциалов всех ресурсов организации. В результате получаем эффект синергии.

Синергия, от греческого synergos, означает согласованный, взаимодействующий. Данный эффект универсален, проявляется во всех организациях, и носит прикладной к экономике характер.

Закон синергии гласит, что сумма свойств организованного целого больше арифметической суммы свойств его элементов. Получаемый суммарный эффект носит название синергетического.

Задача руководителя - оптимизировать взаимодействие ресурсов для получения положительного эффекта синергии. Закон синергии не зависит от воли и сознания руководителя. Фактически, любое действие менеджера, будь то принятие решения, контроль, поощрение подчиненного, отстаивание интересов своего отдела, должны быть направлены на получение положительного синергетического эффекта.

Для иллюстрации используют цифровое выражение закона синергии, веденное Игорем Ансофом: 2+2=5. Хотя, оно не совсем правильно отражает природу синергетики.

На практике менеджеры для оценки своей работы могут применять такой девиз:

1+1+1=5 Это очень хорошая командная работа

1+1+1=2 Это ужасная командная работа

1+1+1=3 Руководителю этого подразделения Вы зря платите зарплату

 

Варианты действия закона синергии могут быть следующими:

- руководитель и подчиненные не знают о законе синергии, тогда начальник руководствуется здравым смыслом, но, к примеру, покупка устаревшего оборудования не даст должной отдачи в силу своего несоответствия производственному процессу, следовательно усилия коллектива будут потрачены впустую.

- руководитель знает о законе, подчиненные - нет. Последние могут не понять замыслы руководства, предпринимать неумышленные действия против менеджеров.

- руководитель и подчиненные знают о законе. В этом случае будет иметь место понимание со стороны последних. Так, в некоторых компаниях принято перед началом рабочего дня произносить девизы или петь гимны компании для усиления синергетического эффекта.

А.А. Богданов о синергетическом эффекте, не называя его таким образом, писал: «Целое больше простой суммы своих частей».

 

Оценка синергетического эффекта

 

Методика оценки синергетического эффекта может базироваться на подходах к оценке стоимости компании в целом. За критерий оценки эффекта можно принять размер прибыли компании за отчетный период, увеличение стоимости брэнда или всей фирмы. Часто прибегают к примерам слияния и поглощения (объединения) компаний, когда рыночная стоимость вновь создаваемой организации будет больше сумму капитализаций двух предыдущих, в нее вошедших.

Действия, направленные на достижение синергетического эффекта, могут, в частности, выражаться в следующем: мотивация сотрудников, поддержание корпоративной культуры, улучшение качества обмена данными и информацией в компании, рост предложений от сотрудников по совершенствованию системы менеджмента, управление качеством продукции, обеспечение работы оборудования без поломок, автоматизация бизнес-процессов, инновации, управление знаниями и когнитивные технологии.

 

Пример РЭА им Г.В. Плеханова. Любая организация имеет свой потенциал, который складывается из ее возможностей, среды, ресурсов, информации. Потенциал зависит от работников, их расстановки, профессионализма менеджеров и других факторов. Так, интеллектуальный потенциал компании выражается в ее имидже, честности и надежности в работе с партнерами; материальный потенциал – в основных фондах, помещениях, материально-производственных запасах. РЭА им. Г.В. Плеханова обладает высоким интеллектуальным потенциалом, который обусловлен высококвалицированным профессорско-преподавательским составом, сформированными научными школами и направлениями, учебной литературой, организационной культурой. В периодических изданиях часто можно встретить целые системы для сравнения потенциалов компаний, которые называются рейтингами. Здесь оценка может производиться по отдельным блокам в компании: по экономическим показателям, уровню управления, по надежности и достоверности информации о фирме и т.п. В итоге мы имеем ведущий вуз страны, входящий на протяжении последних лет в 5 лучших вузов России. Такого эффекта не наблюдалось бы, если бы мы посчитали потенциалы всех педагогов, студентов и других элементов, входящих в институт в настоящее время.

 

 

Типы сочетаний активностей-сопротивлений

 

Активность системы А, направленная на систему Б, встречает ее стороны сопротивление с. Последнее есть ни что иное, как активность, только с другой точки зрения, со стороны системы Б. Так происходит в случае борьбы двух людей, двух армий, система «электрон и ядро». Взаимодействие организации и ее элементов сводятся к рассмотрению активностей-сопротивлений. С этой позиции можно представить три типа таких сочетаний элементов в организации.

1. Организованные, когда элементы и ресурсы хорошо подобраны, скоординированы и помогают деятельности друг друга.

2. Дезорганизованные – целое оказывается практически меньше суммы своих частей. При этом элементы, ресурсы подобраны плохо, деятельность внутри организации не скоординирована, потенциал организации меньше суммы потенциалов входящих в нее элементов. Так два работника мешают друг другу, когда тянут веревку в разные стороны.

3. Нейтральные. Элементы, ресурсы хорошо соединены друг с другом, их потенциал равен сумме потенциалов всех составляющих частей. Например, люди, не связанные сотрудничеством, но и не враждебные друг к другу. Кристалл в насыщенном растворе. Уравновешены процессы растворения и выпадения, т.е. динамическое равновесие.

Таким образом, математика – тектология нейтральных комплексов.

Обращаясь к наглядному примеру со сбором картошки в начале темы, мы можем графически изобразить, как получаются три типа сочетаний активностей-сопротивлений (рис. 7). Так как система состоит из множества элементов (см. тему 2), то активность любого комплекса будет состоять из нескольких составляющий, имеющих свою направленность. В математике этому понятию соответствует вектор. Для упрощения мы выделили в одном комплексе только два вектора активности и расположили их под прямым углом. К примеру, это может быть интеллектуальная и физическая сила сотрудника. Величину активности каждого вектора приняли за 1. Тогда по правилам сложения векторов, суммарная активность каждого комплекса будет равна 1.

В первом случае (тип 1), нам удалось организовать элементы системы так, что составляющие их активностей были переориентированы. Допустим, сотрудники объединялись для выполнения общей цели. В результате получили положительный синергетический эффект. 1+1=3.

Во втором случае (тип 2), элементы системы объединились так, что их активности стали направлены против друг друга, т.е. часть активности одного превратилась в сопротивление для другого. Такая ситуация возможна при взаимной враждебности сотрудников в коллективе, противоборстве, непонимании общей цели. Получаем отрицательный синергетический эффект. 1+1=1.

В третьем случае (тип 3) получаем арифметическую сумму активностей элементов системы. Синергетический эффект равен нулю. 1+1=2.

 

 

 

 

Рис. 7. Типы сочетания активностей.

 

Примерами удачного сочетания активностей (ресурсов) служат следующие ситуации. При интерференции волны, накладываясь друг на друга, усиливают или ослабляют друг друга. Совместив фазы подъема получим четырехкратное увеличение амплитуды волны (1+1=4). Аналогично выглядит сложение людей, в результате чего получаются неравные комплексы. Так, во время французских колониальных войн при стычке один на один французский солдат приравнивался к 1 арабскому воину. Но 200 французов победят уже 300-400 арабов. Все дело в европейской военной тактике. Кто интересуется историей нашей страны, знает о трагическом начале Великой отечественной войны. Советская Армия имела значительный перевес в численности военной техники: около 2000 танков против 800 немецких. Однако последние были более организованы, нацелены на наступательные действия. Напротив, Отечественные силы были рассредоточены вдоль линии фронта на несколько тысяч километров. При внезапном нападении врага они не успели объединиться. Этому мешали болота и другие особенности местности. Немецкие танки действовали более организовано, используя наступательную тактику, атаковали клиньями. В результате в первые месяцы войны были уничтожены 2/3 советских танков.

Вывод. Проблемы организации системы сводятся к вопросу сочетания активностей-сопротивлений ее элементов.

 

 

Природа синергетического эффекта

 

Природу синергетического эффекта помогает понять некоемифическое существо под названием «демон», придуманное знаменитым английским физиком Д. Максвеллом. Суть его состоит в следующем. В резервуаре находится газ, при этом некоторые молекулы будут двигаться быстрее остальных. В резервуаре имеется маленькая дверца, через которую газ поступает в трубу, ведущую к тепловому двигателю. Выпускное отверстие двигателя с помощью другой трубы соединяется через другую дверцу с резервуаром. У каждой дверцы стоит существо – «демон». В первую дверцу «демон» пропускает выходящие быстрые молекулы и не пропускает медленные. У второй дверцы роль «демона» противоположна. В результате у первой дверцы температура повышается, у второй – понижается.

Н. Винер, упростив пример Масквелла, предложил аналогию «демона» на примере толпы, пробивающейся в метрополитен через два турникета, которые соединены проходом с топчаком в нем (рис. 8). Один турникет пропускает только людей, двигающихся с большой скоростью, второй - только с медленной. Быстрый поток поворачивает топчан в одном направлении быстрее, чем медленный - в обратном. Имеем источник полезной энергии в случайном движении. И как следствие, снижение энтропии и рост упорядоченности (об этом читайте дальше).

 

Рис. 8. Схема Н. Винера

 

В экономике дополнительный синергетический эффект выражается в виде прибыли или добавленной стоимости, которая возникает у предприятия за счет разделения и кооперации труда, совершенствования менеджмента, управления производством. Сама природа прибыли имеет синергетический характер, т.е. мы как бы открываем те самые «дверцы» Максвелла.

Аналогично, контрольный пакет акций компании при продаже будет стоить дороже суммы стоимостей входящих в него акций благодаря появлению новой возможности (свойства) будущего акционера – возможности контролировать деятельность предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.