Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Издержки производства и экономическое равновесие




Q

Дефицит

И предложения

Избыток

Е – точка равновесия спроса


Рис. 4.4. Цена равновесия

 

 

Точка пересечения Е – это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, «теснит» цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая «теснит» цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Р, по которой будет продаваться Q товаров на данном рынке в каждый момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие – это такое состояние рынка, при котором спрос на

товары (услуги) равен предложению. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит или излишек товаров на рынке.

 

 

5. Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой на один процент. Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда общая выручка остается не изменой, мы говорим о

единичной эластичности спроса (коэффициент эластичности равен одному). Когда снижение цены вызывает меньший рост объема, спроса спрос не эластичен. Когда снижение цена вызывает больший рост величины спроса, мы говорим об эластичном спросе.

Рассмотрим три варианта кривой спроса: общая выручка или валовой доход продавца всегда равна цене умноженная на количество проданного товара (Р х Q).

На рис. 4.6а представлен случай, когда падение цены в три раза вызвало повышение спроса тоже в три раза. На рисунке 4.6 б снижение цены в три раза сопровождалось ростом закупок лишь в два раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 4.6.в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала.

Коэффициент эластичности спроса (ЕD) в зависимости от цены представляет собой отношение изменения объема спроса к вызванному его изменению цены.

 

                   
     
   
       
 
 


3 3

           
   
     
 


2 2 2

 

1 D 1 D 1 D

 

0 1 2 3 Q 0 1 2 Q 0 1 3 Q

а) б) в)

Рис. 4.6. Эластичность спроса

 

Рассмотрим подробнее это показатель. Обозначенная количество и цену буквами Q и Р, мы записываем эластичность спроса от цены как:

ЕD = (% ∆Q) / (% ∆Р) (1)

где, % ∆Q - процентное изменение количества товаров;

% ∆Р – процентное изменение цены на товар

Эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается и поэтому ∆Q/∆Р (отношение количества к цене) отрицательно, ЕD тоже число отрицательное.

Уравнение (1) показывает, что эластичность спроса от цены равна изменению количества, вызванному единичным изменением цены (∆Q / ∆Р), помноженному на отношение цены к количеству (Р/Q). Но по мере движения вниз по кривой спроса ∆Q / ∆Р может измениться, а цена и количество изменяются постоянно. Следовательно, эластичность спроса от цены должна измеряться в отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере нашего движения по кривой.

При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем виде.

Q = а - bРРрррр

 

Уравнение функции спроса показывает, что между уравнением рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявлен спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение неценовых факторов спроса. При изменении величины а

происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр, а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b – реакцию величины спроса на изменение цены.

В зависимости от величины коэффициента ценовой эластичности спроса различают:

- неэластичный спрос, при Е D < 1;

- спрос единичной эластичности, при Е D = 1;

- эластичный спрос, при Е D > 1

В случае абсолютной неэластичности при E D =0, кривая спроса представляет собой линию параллельную вертикальной оси, т.е. небольшое повышение цены ведет к бесконечному сокращению величины спроса и наоборот (рис.4.7а). В случае абсолютной эластичности (E D → ∞)

стремящегося к бесконечности, кривая спроса параллельна горизонтальной оси. При абсолютно эластичном спросе, никакое изменение цены не влияет на величину спроса (рис. 4.7б).

Что дает предпринимателю знание эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар не эластичен, то руководству фирмы можно дать рекомендацию о повышении цены на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен, то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться.

Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют, а изменение цены. К товарам не эластичного спроса

относятся товары первой необходимости (жилье, электроэнергия и и.т.), товары к которым нет или почти нет замены (молоко, хлеб, лекарства, соль, спички и т.д.).

 

 

Е D = 0

 

E D → 0

 

       
   


 

а) б)

Рис. 4.7. Абсолютно неэластичный спрос Абсолютно эластичный спрос

 

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров – субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя. Помимо товаров – субститутов, существуют и товары – комплементы (взаимодополняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Кроме того, существуют независимые товары (например, карандаши и молоко).

Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Типичная картина рынка – когда

спрос на один товар зависит от изменения цены на другие товары. Например, рост цен на бензин снижает спрос на мощные автомобили с большим расходом горючего. Зависимость спроса товара Х от изменения цены товара Y можно записать определяется с помощью перекрестной эластичности спроса в виде:

 

процентное изменение количества товара Х,

на которое предъявляется спрос

ЕХY =;

процентное изменение цены товара Y

 

 

 

Взаимодополняемые товары всегда имеют отрицательную эластичность спроса (бензин – автомобиль), взаимозаменяемые товары – положительную эластичность: с ростом цены товара Х растет количества товара Y, на который предъявляется спрос (автомобили различных марок).

Одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является также уровень доходов потребителей. При изменении доходов спрос на товары изменяется по разному. В связи с этим мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. Эластичность спроса по доходу связано с изменением потребности в товарах и услугах при росте или снижении доходов. Эластичность спроса по доходу определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, процентному изменению дохода.

 

ED= ∆Q/∆I

Q – величина спроса;

I – доход покупателей

 

Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т.е. с ростом доходов спрос на товары увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Для товаров, спрос

на которые с ростом доходов падает, эти товары низкого качества. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно построить график «доход – расходы» для отдельного блага. Такие графики называют кривыми Энгеля (рис. 4.8). С изменением дохода связан закон Энгеля; по мере роста дохода семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги изменяются мало, а доля расходов на удовлетворения

культурных и духовных потребностей возрастает. На рис.4.8 показан примерный вид кривых Энгеля для нормальных товаров (кривая Е1), предметом роскоши (кривая Е2) и низкокачественных товаров (кривая Е3). На оси абсцисс откладывается уровень дохода (I), а на оси ординат – расходы на потребление данного блага.

Эластичность предложения характеризует чувствительность предложения на изменение цены.

 

 

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной среды.

Методика вычисления величины коэффициента эластичности предложения, аналогично вычислению для коэффициента эластичности спроса.

Е S = ∆Q/Q: ∆Р/Р

 

 

С

Е2

 
 

 


Е2


Е3

 

I


Рис. 4.8. Кривые Энгеля

Эластичность предложения, как и спроса, так же имеет два крайних значения:

1) ES= 0, кривая S1 вертикальна при любом изменении цены объем предложений не меняется: предложение абсолютно не эластично;

2) ES стремится к бесконечности, кривая S2 горизонтальна при любом изменении предложения, цена не изменяется, предложение абсолютно эластично.

На рис. 4.9 показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных возможностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

 

Р

 

ЕS <1

ES = 1

ES > 1

 

 

0 Q

Рис. 4.9. Эластичность предложения

 

 

С другой стороны, для определенных товаров характерна прямо противоположная картина– спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары (автомобили, холодильники, телевизоры ли оборудование) являются товарами длительного пользования

и поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащий потребителям, велик по сравнению с ежегодным объемом производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок. Предположим, например, что цена на товара поднялась на 10% и в результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5%. Первоначально это вызывает снижение закупок значительно больше, чем на 5%. Но постепенно, по мере расходования запаса (и замены изношенных деталей), спрос снова вырастает. Поэтому на долговременной отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5% меньше, чем до повышения цены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.