Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сколько треугольников и фигур с четырьмя углами можно найти на рисунке




Сколько прямоугольников можно найти на рисунке.

 
 


§ 5. Приемы развития произвольной памяти.

Упражнение «Запомни точки» (10).

Цель: развитие произвольной, зрительной памяти.

Время: 5 минут.

Материалы: бланки для каждого участника (см. рис. № 27).

Ход упражнения. Детям предлагается в течение 5-10 секунд запомнить расположение точек поочередно в каждом из трех квадратов. Затем взрослый закрывает рисунок и ребенок должен воспроизвести его в пустом квадрате.

Рис. № 27. А). Б).

 

       
   

 


Упражнение «12 клеток» (30).

Цель: развитие произвольной, зрительной памяти.

Время: 5 минут.

Материалы: для каждого участника лист бумаги, расчерченный на 12 клеток (рис. № 28), такой же лист бумаги (для ведущего), но заполненный разноцветными геометрическими фигурами, набор заготовок из аналогичных фигур.

Ход упражнения. Перед каждым участником лист бумаги, расчерченный на 12 клеток. Ведущий показывает детям такой же листок, но клеточки его заполнены разноцветными геометрическими фигурами (4 круга, 2 треугольника, 2 квадрата, 2 прямоугольника; цвета – красный, желтый, зеленый). В течение 1 минуты дети рассматривают и запоминают фигуры, затем лист переворачивается, и детям надо на своих листах разложить геометрические фигуры из заготовок, как они их запомнили. Выигрывает тот, кто расположил все верно. Упражнение предлагается проводить не один раз, меняя цвета и расположение фигур. Можно менять содержание запоминаемого материала, как в последующих упражнениях.

Рис. № 28.

 
 


Игра «Повтори за мной» (33).

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Время: 5 минут.

Ход упражнения. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм).

Упражнение «Пробуждение «чувства деталей»» (30, 3).

Цель: развитие произвольной, зрительной памяти, осознание визуального материала, пробуждение «чувства деталей».

Время: 5 минут.

Материалы: лист бумаги, карандаши и секундомер, рисунок с четырьмя картинками абстрактных фигур, (рис. № 29).

Ход упражнения. Проводится аналогично упражнению № 3. Только в течение 30 секунд рассматриваются две фигуры.

Рис № 29.

 

Упражнение «Вспомни картинки» (30, 3).

Цель: развитие произвольной, зрительной памяти, осознание визуального материала.

Время: 5 минут.

Материалы: лист бумаги, карандаши и секундомер, рисунок с 12-ю картинками (рис. № 30).

Ход упражнения. Предложите ребенку рассмотреть рисунки первой строки, а остальные закройте листом бумаги. Спустя 30 секунд закрываете эти рисунки и просите ребенка нарисовать по памяти предметы 1-й строки. Затем сравниваете. Далее переходите к следующей строке. С двумя последними поработайте одновременно.

Рис. № 30.


Упражнение «Пары слов» (33, 9).

Цель: развитие произвольной, ассоциативной памяти.

Время: 5-10 минут.

Ход упражнения. Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка – молоко; мальчик – машина; стол – пирог; елка – подарок и пр., и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая слова с отдаленными смысловыми связями.

Упражнение «Запомни сказку» (33).

Цель: развитие произвольной памяти, опосредованного запоминания; тренировка умения осмысленно запомнить текст.

Время: 10-15 минут.

Материалы: бумага, карандаши или фломастеры.

Ход упражнения. Взрослый читает ребенку рассказ или сказку (для начала лучше небольшую, состоящую из 4-5 основных эпизодов), затем предлагает пересказать текст. Это довольно сложно, практически у всех детей пересказ услышанного вызывает трудности. Предложите записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. Сделать это можно и с помощью картинок. Взрослый берет лист бумаги и карандаш и рисует квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспоминает, что было в начале сказки. Например, первый сюжет был о девочке, которая вышла из дома. Затем взрослый рисует еще один квадрат рядом с первым, можно их соединить стрелкой, и говорит, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так:

Рис. № 31.

 
 

 


Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет затруднений. В дальнейшем сказки нужно усложнять, ребенок должен делать записи самостоятельно.

Игра «Пуговица» (3).

Цель: развитие произвольной памяти, пространственного восприятия и мышления.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц, в которых ни одна пуговица не повторяется, игровое поле – квадрат, разделенный на клетки.

Ход игры. Начинающий игру выставляет на свое игровое поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становиться сложнее.

Игра «Художник» (33).

Цель: развитие памяти, наблюдательности, коммуникативных способностей.

Ход игры. Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные – «зрители». Один из выбранных – «художник», другой – «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5 – 2 мин). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Какого цвета у нее свитер?» и пр.

Взрослый должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?».

Методика «Пиктограмма» и методика «10 слов» (см. стр 32, 34) могут быть использованы не только как диагностические, но и как развивающие, необходимо лишь менять содержание заданий.

§ 6. Приемы развития воображения.

Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко).

Цель: диагностика одаренности, оригинальности воображения; развитие воображения.

Время: приблизительно 15-20 минут (как дети успеют выполнить задание).

Материалы: каждому ребенку альбомный лист бумаги, на котором нарисованы 10 картинок на достаточном расстоянии друг от друга (рис. № 30); фломастеры.

Инструкция: «Сейчас вы будите дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка, любая какую ты захочешь»

Рис. № 32. (каждую фигурку надо обозначить номером)

 
 


Оценивание: построить и заполнить таблицу для выявления повторения рисунков.

Таблица № 2.

Фамилия Номера фигурок
                    Кол-во баллов
                         
                         
                         

В соответствующие колонки записывается, что ребенок нарисовал, например, фигурка № 1 – «солнце», фигурка № 2 – «снеговик», фигурка № 3 – «шарик» и т.д. Записывая результаты следующего ребенка, вычеркиваются повторяющиеся рисунки, например, фигурка № 1 – «мяч», фигурка № 2 – «снеговик», фигурка № 3 – «цветок» и т.д., соответственно вычеркивается «снеговик». Таким образом, напротив фамилии каждого ребенка в таблице должны остаться только оригинальные варианты рисунков, которые больше ни у кого не встречаются. За каждый оставшийся рисунок начисляется один балл. Если ребенок соединил две или больше фигур в один рисунок, то количество баллов равно количеству соединенных фигур + 1.

Можно высчитать коэффициент оригинальности (К).

 

Кол-во оригинальных (оставшихся) рисунков у конкретного ребенка

К = ------------------------------------------------------------------------------------

Кол-во всех оригинальных рисунков (всей группы вместе)

Показатели одаренности:

· Фигура не центральная часть, а периферическая;

· Несколько фигур соединены в один рисунок.

Упражнение «Не может быть» (30).

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Ход упражнения. Выбирается первый участник (им может быть взрослый), его задача назвать что-нибудь невероятное, рассказать о том чего не бывает (несуществующая вещь, не возможное явление природы, необычное животное, рассказать фантастический случай и пр..). Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов-небылиц подряд, и никто ему ни разу не скажет «Бывает!» (и при этом объяснит, почему или как это бывает).

Упражнение «Что было бы, если бы…» (30, 11, 4).

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Ход упражнения. Кто-нибудь из детей (лучше чтобы начал взрослый) придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные варианты решение или последствия этой ситуации.

Например:

· «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как измениться жизнь на Земле?»

· «Если бы все люди потеряли бы, вдруг, дар речи, то…»

· «Если бы на Земле никогда не темнело, то …» и т.п.

Упражнение «Волшебный лес» (38).

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Материалы: бумага и карандаши.

Ход упражнения. Каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе бумаги, кроме схематично изображенных деревьев, сделаны незаконченные изображения (см. рис. № 33). Взрослый предлагает детям дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. В конце упражнения можно выбрать вместе с детьми наиболее полные и оригинальные истории.

Сюжетное содержание к упражнению рекомендуется менять, например, можно предложить ребенку изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну» и т.п. Рис. № 33.

 
 

 

 


Упражнение «На что похоже?» (10).

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Материалы: несколько абстрактных рисунков (например, рис. № 34).

Ход упражнения. Упражнение можно проводить, разделив детей на команды. Команды по очереди высказывают предположения, на что похож рисунок. Выигрывает команда, у которой больше предположений. Ведущий обязательно спрашивает чем вызвано то или иное предположение.

Рис. № 34.

 
 

 

 


Упражнение «Волшебный карандаш» (30).

Цель: развитие воображения, произвольного внимания.

Время: 10-15 минут.

Материалы: бумага и карандаш.

Ход упражнения. Ведущий объясняет участникам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая одну из возможных команд: «Вверх!», «Вниз!», «Влево!», «Вправо!». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий рисует карандашом на бумаге. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен себе представлять. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец, которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу, по одной. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, сказать соответствующую команду. Если кто-то сбился, – дается команда «Стоп!». По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах «стирается». Игра начинается заново.

Упражнение «Перевоплощения» (30).

Цель: развитие воображения, произвольного внимания.

Время: 5- 10 минут.

Ход упражнения. Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах и пр. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу.

Упражнение желательно проводить в затемненном помещении.

Упражнение «Вещи-невидимки».

Цель: развитие воображения.

Время: 5- 10 минут.

Ход упражнения. Ведущий предлагает участникам вообразить осязаемые, но невидимые предметы. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» воображаемый коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает невидимую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит одного из участников, чтобы он зажег сверхъестественную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает невидимую пуговицу, кто-то точит невидимый карандаш и т.п. Участники угадывают кто, что делает.

Упражнение «Придумай предложение».

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5- 10 минут.

Ход упражнения. Участникам предлагается придумать предложения из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Например: Б…У…Ж…Б… или В…М…С…К… и т.п.

Упражнение «Изобретатели».

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5- 10 минут.

Ход упражнения. Участникам предлагается перечислить варианты употребления предметов, отличающиеся от обычного применения (гвозди, тапочки, коробка, зеркало и пр.).

По результатам упражнений «Придумай предложение» и «Изобретатели» можно оценивать продуктивность и оригинальность воображения каждого участника.

Упражнение «Вопрошайка» (30).

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 10-15 минут.

Материалы: несколько сюжетных картинок.

Ход упражнения. Группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим. Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, - победили соперники, и они становятся «вопрошайками».

Вторым этапом упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.

Ведущий в процессе наблюдения отмечает характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.п.

Упражнение «Фантазеры» (19, 4).

Цель: развитие воображения, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации; развитие логического мышления.

Время: 10-15 минут.

Ход упражнения.

· 1 этап. Решение проблемных ситуаций: - Как нарисовать невидимку? – Как принести воду в решете? – Как сосчитать все листочки на дереве? – Как можно сделать прическу ветру? И пр.

· 2 этап. Упражнения, развивающие фантазию: «Давайте оживим ветер. Как вы думаете, кто его мама? Кто его друзья? О чем спорит ветер с солнцем? Где спит ветер? Какой у ветра бывает характер?» и пр.

· 3 этап. Упражнение с приемами эмпатии. Детям предлагается представить себя на месте какого-нибудь животного, насекомого, и рассказать о нем. Ответить, от лица выбранного персонажа, на вопросы типа – для чего вы живете? – где ваш домик? – что вы больше всего любите? И пр.

· 4 этап. «Переделай сказку». Детям предлагается изменить сюжет известной сказки, перепутать героев, события. Можно зачитать незнакомую сказку и дать задание детям закончить ее.

 

Итак, мы рассмотрели основные методы развития познавательной сферы дошкольников. Целью всех методов является предупреждение отставания будущего ученика в школе. Как известно, именно несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов считаются основными причинами плохой успеваемости младших школьников.

Глава V. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте.

Специфика психологической работы с дошкольниками описана в литературе достаточно полно (Е.В.Субботский, 1991; Дж.Лешли, 1991; Бурменская Г.В., О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, 1990), поэтому можно лишь коротко обозначить основания этой специфики: (30)

¨ Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и прочее:

¨ Ребенок не может сознательно ставить перед собой цель – избавиться от своих психологических проблем. Более того, только тогда он станет сотрудничать со взрослым, когда это ему интересно;

¨ Отсутствие рефлексии у детей дошкольного возраста с одной стороны облегчает, а с другой, усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы. Это вызывает необходимость работать "«здесь и теперь" с переживаниями ребенка и делать акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в коррекционной работе.

Психологи, работающие с детьми, могут назвать множество негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы удалить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие, а причину – это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.

Нарушение какой-либо сферы личности, всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют развитие. Кроме этого, нарушение сферы личности приводит к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать, к снижению потребности в общении, наличие которой необходимо для будущего школьника.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, проявление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм), низкий уровень социальной компетентности и т. д.

 

§ 1. Коррекция агрессивного поведения у детей.

Формы агрессивного поведения (9).

1. Истинная агрессивность как прямое стремление причинить окружающим боль, вред, ущерб – самый редкий вариант развития ребенка. Обычно такая агрессивность, садизм как искажение влечений не маскируется и напрямую прочитывается во всех прожективных методиках.

2. Необходимо отличать истинную агрессивность, всегда направленную вовне, на других людей, от аутоагрессивности, направленной на саморазрушение. Аутоагрессивности в форме острого неприятия, отвержения себя, жестокого самоедства (вплоть до суицидальных тенденций) чрезвычайно редко, но встречается даже у дошкольников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем настоятельней необходимость опознать этот особо опасный вариант развития, чреватый депрессиями.

3. Защитная агрессия – одна из наиболее распространенных причин поведения, кажущегося взрослому агрессивным.

4. Несформированность средств общения (о котором речь шла выше) также может давать картину поведения, внешне сходным с агрессивным. В этом случае прожективные методики вообще не обнаруживают симптомов агрессии.

Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин и форм. Например, если агрессия имеет защитную форму, то рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. Канализировать защитную агрессию не нужно, так как у нее иная энергетика: агрессивное поведение побуждается не разрушительными, а оборонительными тенденциями. При выраженной защитной агрессии полезно обучать ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты. Так можно придать мальчику, опасающемуся нападения, уверенность в себе.

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Считается, что дети черпают знания об агрессивном поведении из трех основных источников. Первый – семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и закреплять его. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессивности у себя дома. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы.

Агрессии дети также учатся при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников, членов семьи), но и на символических, широко предлагаемых средствами массовой информации.

Итак, выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных коррекционных методов.

Можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:

· не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние;

· запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессии;

· выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов и родителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

· реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими не значительными они ни были. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают, ценят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.