Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечислим еще ряд методов коррекции агрессивного поведения. 1 страница




Специфические методы коррекции.

Релаксационный тренинг, который педагог может использовать в специальных коррекционных занятиях. Кузнецова Л. Н. экспериментально подтвердила эффективность использование различных «путешествий» в воображении. Это приводит к уменьшению гипертимности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов. Кузнецова Л. Н. предлагает использовать кратковременные формы расслабления.

Например, упражнение «Зигфрид» (40).

1. Фаза напряжения. Сядьте прямо как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабитесь. Плечи и голова расслаблено падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.

Другой специфический метод коррекции агрессивного поведения у детей – «Беседа с собой» – учит детей «притормаживаться», размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием.

Опять-таки педагог может алгоритм такого разговора предложить всей группе при «обучении» поведенческому анализу или использовать его при индивидуальной коррекции. Более того, если этот метод возьмут на «вооружение» и родители, то это будет способствовать изменениям в поведении детей.

Метод «Беседа с собой» (40) предполагает следующие шаги:

1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».

2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравиться то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»

3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет если…?»).

4. Затем принимается решение, – что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке понятном ребенку. Он должен его заучить и … прорепетировать.

· Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла; этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими.

Игра «Петушиный бой» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Игра проводиться в пределах небольшой площадки, за границы которой выходить нельзя. Играющие встают друг против друга на одной ноге, вторую ногу держат согнутой, руки закладывают на груди. Прыгая на одной ноге, каждый старается плечом толкнуть противника, заставить его потерять равновесие и опустить вторую ногу – тогда бой выигран.

Игра «Защищай город» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Играющие встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют 3 сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа.

Правили игры. 1. Мяч нужно только покатывать. 2. Нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. 3.Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую. 4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

Игра «Охотники» (36).

Цель: способствует психофизиологической разрядке.

Материал: мячи.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Выбирают троих водящих – «охотников». Все остальные участники изображают «зверей». «Охотники» располагаются в разных местах площадки с маленьким мячом в руках. Звери размещаются свободно по площадке. По сигналу взрослого «звери» начинают бегать по площадке в разных направлениях. По второму сигналу они останавливаются, не сходя со своих мест, стараются попасть мячом в кого-нибудь. Запятнанные игроки меняются ролями с «охотниками», и игра продолжается.

Правила игры. Не разрешается бросать сильно мяч. Если «охотник» не попал в цель и мяч полетел мимо, он должен сам бежать за ним. Играющим разрешается увертываться от мяча, не сходя со своего места.

Игра "Царевна Несмеяна" (21).

Цель: развитие эмоциональной сферы, эмоциональной уравновешенности.

Необходимое время:10-15 минут.

Ход игры. Один из играющих садится в центре круга, а остальные должны постараться рассмешить его. Игрок сидящий в центре, может условно называться "Царевной Несмеяной ". Выигрывает тот, кто дольше других сумеет продержаться, не засмеявшись (время засекает ведущий). Для того чтобы избежать затягивания игры, т.е. не застревать на одном несмешливом участнике, можно назначить предельное время пребывания в роли "Несмеяны". Основные ограничения для "Несмеяны": не закрывать глаза, не отворачиваться. Остальным играющим запрещено подходить к "Царевне" ближе, чем на один метр, нельзя дотрагиваться.

Игра «Кляксы» (33, 38).

Цель: Диагностика агрессии; снятие агрессии и страхов; развитие воображения.

Материалы: чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь)

Ход игры. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похоже полученная клякса. Можно предложить сочинить сказку про «кляксу».

Результаты и рекомендации:

1.Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище, и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребенка выходит вовне, тем самым он освобождается.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунка светлые краски, и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.). Посредством общения со спокойным ребенком по поводу интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

2. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску.

3. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

4. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

5.Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально. В этом случае не прослеживается.

Кроме перечисленных методов коррекции агрессивного поведения предлагаются следующие рекомендации (28):.

· Установление запрета на агрессивные действия ребенка.

· Активное подключение психолога в игровой ситуации к «разворачиванию» или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.

· Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения. Модифицируемая психодрама: используется для модификации агрессивного поведения у детей. Сначала дети «выигрывают» свое плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения. Технику можно проводить по типу игры «Море волнуется раз».

Не менее важной частью коррекционной работы с агрессивным ребенком является работа с родителями.

Родители агрессивного ребенка часто оказываются фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев это бывшие агрессивные дети, которые передают психологические трудности собственным детям. В работе с родителями, во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку, стремиться стабилизировать ее. Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребенка, необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок – это в первую очередь несчастный ребенок, объяснить родителям механизмы проявления гнева, а также агрессивности, как эмоционального нарушения. В третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о причинах их собственных, агрессивных поступков в детском возрасте. Проблема детей всегда поднимает семейные проблемы. Отдельно помочь одному ребенку, не помогая окружающим его людям практически не возможно. В четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к ребенку до рождения и в первые месяцы его появления. Если ребенок с самого начала был нежелателен, то необходимо прийти к четко оговоренному решению, совместно с родителями. Возможно, само выяснение причин отвержения ребенка изменит отношение к нему родителей. Если же родители желали появление ребенка, но изменили свое отношение к нему, когда он стал агрессивен, непослушен, просто невыносим, то необходимо, не унижая достоинства указать родителям на то, что ребенок своим поведением лишь отвечает на их собственные действия.

Итак, в работе с агрессивным ребенком требуется использование максимального количества коррекционных методов с учетом индивидуальных особенностей ребенка и обстоятельств его социальной ситуации. Пригодятся и методы предлагаемые в следующих параграфах, т.к. агрессия является комплексным нарушением поведения.

§ 2. Формирование адекватной самооценки.

Психологами и педагогами предлагаются следующие рекомендации для формирования адекватной самооценки:

· Не оберегать ребенка от повседневных дел, давать доступные для ребенка задания;

· Не перехваливать ребенка, но не забывать поощрять, т.е. стараться адекватно его оценивать;

· Поощрять инициативу, проявление лидерства;

· Подчеркивать достойные качества других в присутствии ребенка;

· Не сравнивать ребенка с другими.

· И, наконец, взрослый должен сам адекватно оценивать самого себя.

Упражнение «Рисуем себя».

Цель: способствовать усилению внимания ребенка к себе, к своим чувствам и переживаниям; изучение самооценки ребенка.

Ход упражнения. Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Взрослый обсуждает с ребенком детали рисунка, чем отличаются два рисунка. Ребенку задаются вопросы, что нравиться и не нравиться в себе.

Упражнение «Слушаем себя».

Цель: развитие способности обращать внимание на себя, на свои чувства.

Ход упражнения. Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроим глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребенок делится своими впечатлениями.

Упражнение «Я и другие» (15).

Цель: изучение самооценки ребенка, формирование умения адекватно оценивать других и себя.

Ход упражнения. Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Упражнение «Назови свои сильные стороны» (15).

Цель: развивать умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Ход упражнения. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, – о том, какой он хороший, что он любит, ценит в себе. Важно чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Игра "Комплименты" (21).

Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах "Я" участников.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Ход игры. Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра может проводится как конкурс на самого проницательного, внимательного.

Игра "Я за тебя отвечаю" (21).

Цель: способствовать приобретению участниками адекватной оценки образа другого человека.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Ход игры. Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека с кем, он дружит, кого хорошо знает. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал его напарник. Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно, на разные темы (можно вводить ограничения, либо во времени, либо на количество задаваемых вопросов).

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Взрослый в игре может исправить эту ситуацию, управляя игрой, предлагая ребенку, возможность почувствовать себя в роли лидера, ведущего, первого участника, что в свою очередь даст ребенку большую уверенность в своих силах.

§ 3. Коррекция коммуникативной сферы.

Жалобы родителей, что «ребенок не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность и пр.), все это несомненно окажет влияние на успешность обучения ребенка в школе. Причины социальной дезадаптации могут быть следующие:

· Нарушение общения с взрослым.

· Отсутствие навыков общения.

· Неадекватное оценивание себя в ситуации общения.

· Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднего).

· Эмоциональная неуравновешенность.

· Установки, препятствующие общению.

· Замкнутость, боязнь общения, тревожность.

Основные принципы коррекции коммуникативной сферы:

· Установление причин, приведших к этому нарушению.

· Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

· Гармонизация отношений в семье и в группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так уж плох, как они о нем могли думать).

· Обучение ребенка навыкам общения и установлению контактов.

Навыки общения можно сформировать как с помощью специальных поведенческих тренингов, так и посредством игр, включающих детей в активные условия коммуникации. При проведении подобных игр важно не фиксировать внимание на ребенке с проблемами в общении, но в то же время стараться максимально его увлечь и задействовать.

Игра "Пойми фразу" (30).

Цель: тренировка навыков образного, выразительного сообщения, умения задавать вопросы.

Необходимое время: 5–10 минут.

Ход игры. Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает фразу (известную всем детям пословицу, поговорку, строчки из песен), а затем поочередно ведут игру. Для этого из чужой команды выбирается один участник. Ему "на ушко" сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Этот участник должен передать фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенное.

При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было ответить "да", "нет" или "не знаю". Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и покачиванием головой. Выигравшей считается та команда, которая сумеет разгадать большее количество фраз.

Игра «Клеевой дождик» (15).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они выполняют разные задания.

· Подняться и сойти со стула.

· Проползти под столом.

· Обогнуть «широкое озеро».

· Пробраться через «дремучий лес».

· Прятаться или убегать от диких животных.

На протяжении всего упражнения дети не должны отрываться от своего партнера.

Игра «Два и три» (36).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Выбирается водящий (для начала им может быть взрослый). Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал «Два!» (сигналы подает водящий) играющие образуют пары с любым рядом стоящим. На сигнал «Три!» встают тройками. Тот, кто не успел выполнить команду, становится водящим.

Игра «Узнай по голосу» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Играющие выбирают водящего и становятся в круг (за исключением водящего). Водящий, находясь в середине круга, закрывает глаза. Руководитель указывает на того, кто должен сказать «Узнай кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становиться водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса, можно разрешить им изменять свой голос, чтобы усложнить игру.

Игра «Угадай, кто?» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Выбирают водящего. Игроки становятся полукругом к центру. Водящий становиться в центре полукруга спиной к играющим и закрывает глаза. По указанию руководителя один из игроков подходит к водящему, касается рукой его плеча и быстро становиться на свое место. Руководитель считает: «Раз, два, три». Водящий открывает глаза и старается отгадать, кто подходил и коснулся рукой его плеча. Если водящий отгадывает, он встает в круг, а названный водит. Игра должна проходить тихо, чтобы водящему было легче определить подходящего игрока по направлению звуков движения.

Игра «Узнай, кто затейник» (36).

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Участники становятся или рассаживаются в круг. Выбирают отгадчика. Он должен на время удалиться. Пока его нет, играющие выбирают из своей среды затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (хлопки в ладоши, потряхивание кистями рук, вытянутыми вперед над головой, покачивание головой и пр.), которые все играющие должны в точности повторять.

Отгадчик возвращается, когда все проделывают первое движение, которое сменяется вторым, третьим и т.д. Наблюдая внимательно за всеми, он должен попытаться определить, от кого исходит новое движение, кто исполняет роль затейника. Затейник же старается вводить новое движение незаметно, когда отгадчик смотрит в другую сторону.

Если отгадчик правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым отгадчиком и новым затейником.

Игра «Письмо».

Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, обратить внимание детей друг на друга.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Участники становятся в круг и берутся за руки. Выбирается отгадчик. Один из участников (начать игру может взрослый) говорит: «Я отправляю письмо (например) Мише». После этих слов он незаметно пожимает руку одному из играющих (или слева или справа от него), который в свою очередь пожимает руку своему соседу, тот следующему в кругу и таким образом «письмо» продвигается к Мише. Когда адресант чувствует, что письмо до него дошло (левый или правый сосед ему пожал руку), то говорит «Я получил письмо. Я отправляю письмо (например) Свете». Письмо отправляется таким же образом. Задача отгадчика – увидеть как кто-то в цепочке при передаче «письма» пожал руку соседа. Если отгадчик это заметил, то он становиться в круг на место отгаданного «почтальона», а последний занимает место отгадчика.

Игра «Прерванные пятнашки» (36).

Цель: способствовать снятию барьеров общения, развитию сплоченности группы.

Необходимое время: 5-10 минут.

Ход игры. Среди участников выбирается «пятнашка». Ему нужно громко назвать имя игрока, кого он хочет запятнать. Но если во время преследования «пятнашка» видит, что рядом с ним находится другой участник игры, он меняет свое решение, называет его по имени, старается догнать и запятнать. Запятнанный игрок выходит из игры. Взрослый следит за тем, чтобы «пятнашка» сначала назвал игрока по имени, а лишь за тем догонял и пятнал.

Несомненно, что игры, в которых дети активно взаимодействуют друг с другом, испытывают от общения положительные эмоции, развивают не только коммуникативную сферу, но и эмоциональную сферу. Поэтому их применение возможно для коррекции страхов.

§ 4. Страхи и их коррекция.

Страх, и другие неприятные переживания (гнев, страдания) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Поэтому надо отличать патологический страх от «нормального», с тем, чтобы не нарушить развитие ребенка. Патологический страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации. Страх может быть как самостоятельным нарушением, так и проявлением каких-либо нарушений личности. Ниже будут изложены основные коррекционные приемы, которые можно использовать вне зависимости от конкретного вида страха.

 

 

4.1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

Если ребенок постоянно угнетен, испытывает отрицательные эмоции, то основная задача – научить ребенка испытывать положительные эмоции. Это может быть достигнуто разнообразными игровыми методами. Особенно среди них выделяются подвижные игры, цель которых, – уменьшение торможения, страха нападения, неожиданного воздействия, выработка активной защиты – умения быстро принимать решение и изменять тактику в игре, поднятие эмоционального тонуса.

Игра «Я не знаю» (33).

Цель: Развитие выразительных движений ребенка, его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ход игры: Ведущий выбирает «Незнайку». О чем его ни спросят, – он ничего не знает. Дети задают «Незнайке» разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

Игра «Паук и мухи» (36).

Ход игры. В одном из углов зала (площадки) очерчивается кружком «паутина», где живет «паук» (назначают одного игрока). Все играющие изображают «мух». По сигналу руководителя играющие разбегаются по всему залу, «мухи» летают, жужжат. По сигналу руководителя «Паук!» «мухи» замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. «Паук» выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, «паук» отводит в свою паутину.

Игра «Колдун».

Ход игры. Выбирается «колдун». Участники разбегаются по площадке. «Колдун» догоняет игроков. Если «колдун» поймал игрока, то последний считается «заколдованным» и замирает, но его может расколдовать другой участник, дотронувшись до него. Как только «колдун» успел поймать 5-6 играющих, ведущий может предложить побывать в роли «колдуна» другому участнику.

Игра «Охотник и сторож» (36).

Ход игры. Из числа играющих выбирается охотник и сторож. Сторож становится посреди площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие («звери») разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожу. Их можно выручить. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнает выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Игра «Рыбаки и рыбки».

Ход игры. Выбираются два «рыбака», они становятся в пару и берутся за руки, образуя как бы «сеть». Остальные играющие («рыбки») разбегаются по площадке. «Рыбаки» догоняют игроков. Пойманная «рыбка» становиться «рыбаком» и увеличивает «сеть». Таким образом, «рыбаков» уже не двое, а трое и т.д. Очень важно, чтобы «сеть» не разорвалась.

«Рыбаки» ловят «рыбу» прямо в «сеть» – соединяя руки первого и последнего «рыбака». При этом пойманная «рыбка» должна соблюдать правила и не убегать из «сети», раз уже попалась. В итоге остается один участник, который торжественно провозглашается «золотой рыбкой».

Игра «Хвост дракона» (33).

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Ход игры: Дети встают друг за другом, крепко держась за плечи стоящих впереди. Первый ребенок, – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий следит, чтобы дети не отпускали друг друга. Важно, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

Игра «Пятнашки» (36).

Ход игры. Пятнашки – одна из самых популярных игр, ее правила каждому знакомы с детства. Игроки разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». Л.П.Фатеева предлагает внести ряд дополнительных правил, тогда игра станет еще интересней. Вот некоторые из них.

1. Если пятнашка гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.

2. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть (или обнять дерево, дотронуться до железного предмета и пр.), и он уже в безопасности.

3. Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другими играющими.

Эффективными в отношении страхов темноты, замкнутого пространства считаются известные игры «Жмурки» и «Прятки».

Игра «Жмурки».

Ход игры: Первый ведущий – взрослый, у ведущего завязаны глаза. Участники расходятся по комнате и хлопками привлекают внимание ведущего. Ведущий их ищет, находит, на ощупь узнает, называет имя, и сам становиться участником. Пойманный игрок становиться водящим.

Игра «Прятки».

Условия: проводится в темноте с ночником.

Ход игры. Выбирается водящий. Он закрывает глаза и медленно говорит: «Раз, два, три, четыре, пять я иду тебя искать!» За это время участники должны успеть спрятаться. Оговариваются места, где нельзя прятаться. Найденный игрок становиться водящим.

4.2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха (28).

Этот метод является специфичным для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, не экстремальных ситуациях. Для игры надо подобрать игрушки, которые похожи на предмет, пугающий ребенка (собаку, «страшилище» и пр.) и поиграть в страх, разыграть сюжет, в котором ребенок может расправиться со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.

Куклотерапия (30).

Этот метод основан на идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки. Если у ребенка есть любимый персонаж, то можно этим воспользоваться и рассказать ему («в лицах»), как этот персонаж попадает в страшную историю, связанную с пугающим ребенка объектом, и справляется с нею. Если у ребенка есть любимая кукла, то она может быть использована для постановки спектакля. Важно, чтобы в действующих персонажах ребенок узнавал свою любимую куклу и «страшилище». В беседе до «спектакля» надо убедиться – сравнивает ли ребенок подготовленных кукол с выбранными персонажами.

В процессе повествования или демонстрации «страшной» истории не надо время от времени успокаивать ребенка, прерывая тем самым естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка, и он сочувствовал бы основному герою. По мере развертывания сюжета эмоциональное состояние ребенка должно возрастать, а, достигнув максимума, смениться бурными поведенческими реакциями и снятием напряжения. После завершения спектакля ребенок почувствует облегчение и, скорее всего, полностью освободится от страха. Таким образом, главная задача состоит в усилении напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую фазу – расслабление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.463 сек.