Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечислим еще ряд методов коррекции агрессивного поведения. 2 страница




Описанный метод входит в систему коррекционных приемов – куклотерапию и является наиболее простым в использовании.

Игра «Школа» (33).

Цель: снятие страха перед школой, ускорение адаптации к школе.

Ход игры. Игра состоит из двух этюдов.

Первый этюд - «Школа для животных». Из общего числа детей отбираются те дети, которые боятся школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные» рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.

Если у детей есть страх не перед школой, а перед учителем, то один из детей играет роль учителя: «Здравствуйте, Звери! Кто выучил домашнее задание?»

Второй этюд. «Школа для людей». Во втором этюде школа представлена как нечто светлое, возвышенное, доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «школа». Один из детей выполняет роль учителя (можно не ограничиваться этим сюжетом). «Учитель» обязательно хвалит тех, у кого получается хороший рисунок.

Анатомирование страха (30).

Объясните ребенку, откуда берется пугающий его предмет (собака, темнота и пр.), как он устроен, это устраняет пробелы в восприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписыванием этому предмету опасных, страшных качеств. Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностными отношениями ребенка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исчезает сам.

Манипулирование предметом страха.

Этот метод предполагает способность управлять пугающим предметом (игрушка или вырезанный рисунок «страшилища»), держать его в руках, что помогает ребенку приобрести чувство превосходства, властвовать над ним.

Штриховка, стирание, рисование.

Эти методы связаны с предыдущим и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха.

Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится - и рядом его самого. Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или как- либо защищенным по отношению к пугающему предмету.

На этом или другом рисунке можно тут же провести стирание или штриховку пугающего предмета.

Привыкание или десенсибилизация.

Этот метод предполагает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха (например, собака – домашнее животное, какие функции она выполняет), а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. Если ребенок боится темноты, то с ним можно договориться, например, о какой-либо награде за то, что он посидит 5-10 секунд в темной комнате. Если награда будет достаточно привлекательна (например, то, что ребенок давно выпрашивал у родителей), то вероятность положительного исхода велика. Добсон (1991) советует использовать для проведения десенсибилизации различные вспомогательные приемы, например, не сразу давать ребенку награду, а когда он наберет определенное количество очков. Такие действия разрушают острую эмоциональную реакцию страха, зафиксировшуюся на конкретном предмете.

Самоукина предлагает игру для коррекции страхов, в которой удачно скомбинированы некоторые вышеперечисленные приемы.

Игра «Театр» (23).

Цель: снятие страха перед агрессией (нападением сказочного существа); реализация индивидуального подхода.

Ход игры. Игра направлена на снятие страхов у одного, двух участников. Другие дети выступают в качестве одного из условий успешной коррекции.

Например, кто-то из детей очень боится «Змея-Горыныча». Страх перед сказочным героем снимается за 1-2 игровых занятия.

Сначала детям предлагается самим нарисовать Змея-Горыныча. Затем сыграть битву со Змеем-Горынычем, т.е. поставить небольшой спектакль. Взрослый знакомит детей со сценарием, который можно изменить в ходе игры по желанию участников, и распределяет роли. Для начала строится сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич (его играет ребенок, у которого замечен страх перед сказочными персонажами) уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и пр.), стражники обходят город.

Вдруг налетает «Змей-Горыныч». Он ранит стражников, ремесленников, разрушает город, а царевну уносит в свою пещеру. «Змей-Горыныч» встает перед пещерой и сторожит ее.

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей-Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со змеем. Они борются, Иван-царевич побеждает Змея-Горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

После окончания игры рекомендуется обсудить, что чувствовал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.

В ходе игры важно стимулировать импровизацию и фантазию детей.

4.3. Эмоциональное переключение (28, 21).

Уговоры родителями ребенка не пугаться в большинстве случаев не помогают, но отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к взрослому по механизму эмоционального переключения. Так, взрослый человек может случайно заразить ребенка каким-то страхом (напр., крикнув при приближении к ребенку собаки). С помощью того же механизма переключения можно добиться и обратного результата.

Подражание и заражение.

Ребенок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его оценками. Важно, чтобы взрослый подчеркнул незначительность пугающего объекта, как бы проигнорировал его. Например, если ребенок пугается ползущего жука, взрослый может сказать: «Уходи, жук, не мешай, мы сейчас очень заняты», и т. п. При этом важен не смысл, а интонация, с которой произносятся эти слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

Эмоциональные качели.

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (от состояния опасности к состоянию безопасности). В «эмоциональных качелях» ребенок испытывает «прочность» своих регуляторных способностей, обучается управлять своим эмоциональным состоянием. Используя этот прием, взрослый предлагает ребенку поиграть со своим страхом. Например, ребенок может «играть», то, забегая в темную комнату, то выбегая на свет. «Эмоциональные качели» ребенок может совершать спонтанно, например, увидев собаку, то прячется за взрослого, то выглядывает и смотрит на нее.

«Качели» можно проводить практически с любым видам страха, но лишь в том случае, если ребенок не является настроенным по какой-либо причине против этого упражнения.

Деятельностная терапия.

Помимо указанных приемов взрослым необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Замена «ничегонеделания» деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики. Ведь психика предназначена для активности.

Приложение № 1.

Тест готовности к школе (MRT). 8 субтестов для старших дошкольников и первоклассников (39).

1. Начальные согласные: ребенку демонстрируют 4 картинки и одновременно называют каждую из них (например, «кошка», «альбом», «пакет», «стакан с молоком», «клоун»). Затем просят ребенка отобрать ту картинку, у которой название начинается с того же звука, что и слово, произнесенное взрослым, но не изображенное на картинках (например, «клык»).

2. Звуково-буквенные соответствия: каждое задание состоит из предъявления картинки и четырех букв. После того как взрослый называет картинку, ребенка просят выбрать букву, соответствующую звуку, с которого начинается название картинка.

3. Зрительное сопоставление: ребенку необходимо подобрать к изображению, стоящему в начале ряда, одно из последующих четырех изображений. Это могут быть серии букв, слова, числа.

4. Поиск образцов: ребенок должен воспринять зрительный стимул и затем обнаружить его в качестве части, входящей в отвлекающее внимание окружение. Этот субтест измеряет способность выделять заданное сочетание букв в более крупных группировках. Например, ребенку надо найти сочетание букв «БА» в следующих словах: сабля, педаль, банан, бочка.

5. Школьный язык: оценивается понимание ребенком основных и производных грамматических структур, языковых понятий, изучаемых в школе. Например. «Отметь картинку, на которой изображена машина, идущая перед поворачивающим за угол грузовиком».

6. Слушание: проверяется понимание смысла слов и структуры устно предъявляемых отрывков текста, наличие умения сделать вывод.

7. Количественные понятия: Диагностируется знание основных понятий математики для начальных классов: размер, форма, положение, количество и т. п.

8. Количественные действия: определяются умения осуществлять простые математические действия.

Приложение № 2.

Проективная методика «Три дерева» (41).

Разработала Эдда Клессманн. Я.Л.Обуховым ведется работа по адаптации и развитию методики в России (…).

Цель: диагностика внутрисемейных отношений, эмоциональной сферы ребенка.

Материалы: лист бумаги формата А4, цветные фломастеры или карандаши.

Ход обследования. Предварительно в ходе беседы ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем, работают члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги, который располагается горизонтально, «три любых дерева».

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево (дуб, сосна и пр.) и подписывает его название цветным карандашом того цвета, который больше всего подходит данному дереву.

После этого ребенка просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Затем задается еще ряд последовательных вопросов: какое дерево самое большое, самое маленькое, самое молодое, старое, красивое. Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания ребенку предлагается представить себя в роли садовника или садовницы. Дети должны ответить на следующие вопросы: «Что можно было бы сделать для каждого дерева?» Если ребенок затрудняется, ему предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, огородить, пересадить. Обязательно оговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо». Психолог записывает ответы под каждым деревом.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи, психолог предлагает задание на другую тему. Например, можно провести небольшую игру или интересный тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с каким-то его членом семьи. Затем психолог записывает на рисунке около каждого дерева того члена семьи, с кем ребенок сравнил это дерево. Для каждого члена семьи ребенок сам подбирает подходящий этому человеку цвет.

Возможная интерпретация. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи. Цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Я.Л. Обухов выделяет в анализе символики два полюса в спектре символических значений каждого, что помогает сделать соответствующие диагностические выводы.

Красный – «+» – любовь, страсть, вдохновение, смелость, общительность, склонность к лидерству, уверенность; «–» - агрессия, ненависть, опасность.

Синий – «+» – разум, дисциплина, порядок, верность, скромность; «–» - иррациональность, меланхолия, усталость, необходимость в поддержке и благожелательности окружающих.

Желтый – «+» – спокойствие, оптимизм, открытость, активность, свобода, слава, сила; «–» - ревность, зависть, жадность, лживость, мания, бред.

Оранжевый – «+» – зрелость личности, радость, энергия, сила, интуиция;

«–» - вытесняет другие цвета, страсть борьбы, разрушения, притворство, лицемерие.

Зеленый – «+» – витальное начало, рост, надежда, стремление к самоутверждению; «–» - болезнь, незрелость, боязнь чужого влияния

Фиолетовый – «+» – высокая эмоциональность, чувствительность, гармония; «–» - внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия.

Коричневый – «+» - материнство, земля, любовь к семье, уверенность; «–» - тревожность.

Черный – «+» – достоинство, торжественность; «–» - тревожность, агрессия, уныние.

Белый – «+» – чистота, гармони, спокойствие, мечтательность; «–» - неопределенность, нерешительность.

Серый – «+» – рассудительность; «–» - депрессия, недоверие, неуверенность.

Дополнительные показатели.

Ребенок нарисовал дерево и зачеркивает его – конфликт с одним из родителей.

Нарисовал только два дерева – нарушение взаимодействия с одним из членов семьи или полное отрицание третьего объекта.

Нарисованы тучи, дождь – депрессивный фон настроения, подавленность.

Рекомендуется обратить внимание на скорость рисования. Если ребенок рисует медленно, то это может свидетельствовать о заторможенности и инертности протекания психических процессов.

Дополнительные показатели (из интерпретации проективного теста «Дом – дерево – человек»):

Ветки направлены вниз – множество нерешенных проблем. Рисунок ивы означает депрессию и замкнутость.

Ветки направлены вверх – если дерево прочно стоит на земле, то уверенность, активность, стремление к лидерству.

Ветки направлены в стороны – альтруизм, направленность на людей.

Хорошо прорисованные листья – педантизм.

 

 

Рекомендуемая литература.

1. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет. // Вопросы психологии - № 2. - 1997.

2. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В.Дубровина и др., М.: 1989.

3. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб.. – М.: Издательство «Ось – 89», 1999. – 224 с.

4. Басова Т. ТРИЗ в детском саду. – «Дошкольное воспитание», № 6, 1995;

5. Бурлачук Ф.Л., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1989.

6. Головань Н.О. Вікові особливості дітей шестирічного віку та їх діагностика // Навчання і виховання шестирічних першокласніків. – К.: Рад.шк., 1986.

7. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: 1985.

8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: 1994.

9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования младшего школьного возраста. Для школьных психологов. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.

10. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». – М.: Издательство «Импэто», 1995. – 96 с.

11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьных психологов. Е.А.Бугрименко, А.Л.Вентер, К.Н.Поливанова, Е.Ю. Сушкова. - М.: 1989., 88 с.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

13. Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. – М.: 1988.

14. Зеньковский В.В., Психология детства. М.: 1996.

15. Клюева Н.В., Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов: - Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

16. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: 1988.

17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению. – М.: Просвещение, 1991.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е издание – М.: Издательство УРАО, 1997. – 176 с.

19. Курбатова Л.. ТРИЗ – в повседневную жизнь. – «Дошкольное воспитание» № 4, 1993;

20. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

21. Марасанов Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге. – Киров, 1995. С. 147.

22. Овчарова Р.В.. Справочная книга школьного психолога, М.: 1996.

23. Овчарова Р.В.. Практическая психология в начальной школе, 1998.

24. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1998.

25. Петровский А.В. Введение в психологию., М.: 1995.

26. Практический материал для психологической работы в школе /Сост. О.Н.Усанова. – М.: 1991.

27. Практикум по основам психологии: Тесты и хрестоматия. Составитель – В.А.Мельников. Симферополь: «СОНАТ», 1997. – 254 с

28. Проскура О.В. Психологічна підготовка вчителя до роботи з прешокласниками: Навч. Посіб. Для студентів педагогічних факультетів. – К.: Освіта, 1998. – 1999 с.

29. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: 1987.

30. Реан А.А., С.Н.Костромина. Как подготовить ребенка к школе. С-П.: 1998.

31. Рогов Е.И.. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: 1996.

32. Савченко О.В. Вікова характеристика готовності дітей до шкільного навчання // Дидактика початкової школи. – К.: Абрис, 1997.

33. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: 1993.

34. Степанов С.С. Диагностика интеллекта с помощью рисуночного теста. М.: 1995.

35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: 1995.

36. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 224 с.

37. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. Киев: 1992.

38. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3-6 лет; книг для воспитателей детского сада и родителей. Е.А.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др. Под ред. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991 г., 64 с.

39. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с.

40. //Начальная школа № 3-1999, Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности.

41. // Практична психологія та соціальна робота, № 8, 1998, Я.Л.Обухов. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.