Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список рекомендованной литературы 2 страница




 

3. Семинарское занятие «Специфика журналистского (публицистического) текста как дискурса» (2 часа)

Цель: формировать у студентов профессиональные представления о возможностях, заложенных в глубоко продуманном и квалифицированно исполненном журналистском (публицистическом) тексте.

Задачи:

- на основе изучения Ж(П)Т как системы отношений, как единого целого ориентировать студентов на использование текстовых ресурсов, открывающих более полный контакт с читателем;

- основываясь на анализе классических образцов публицистики, а также на разборе собственного опыта, показать студентам разнообразные возможности публицистического выступления, являющегося дискурсом;

- оптимизировать работу студентов над создаваемыми ими текстами.

В результате освоения темы студент должен уметь профессионально использовать ресурсы, заложенные в публицистическом тексте, для создания картины действительности и установления более тесного контакта с читательской аудиторией; владеть навыками дискурсивного анализа публицистического текста.

Вопросы для обсуждения.

1) Специфика публицистического текста как дискурса: его принадлежность к социально-политическому и культурологическому контексту, включенность в определенную коммуникативную ситуацию с заданной целью.

2) Иерархия функций словесной структуры публицистического текста: реферативная (установка на определенный контекст), когнитивная (познавательная), эмотивная (экспрессивная), констивная (ориентация на адресата), магическая, фатическая (направленность на контакт), метаязыковая, герменевтическая (истолкование).

3) Прагматика публицистического текста: целеполагание как важнейший фактор авторской стратегии.

4) Внешние факторы, определяющие оптимальное функционирование текста и условия коммуникативного воздействия.

5) Семантика публицистического текста как единство информации четырех типов. Внутренние факторы, определяющие степень эффективности текста.

6) Контекст и подтекст публицистического текста. Интертекстуальные ресурсы публицистического текста.

7) Синтактические отношения публицистического текста: решение задачи повышения информативности текста на уровне работы над формой.

8) Стилевые особенности публицистического текста: диалогический характер, специфика стиля в зависимости от целевой установки, особенности индивидуального стиля автора текста, выразительные и изобразительные средства публицистического текста.

Практическое задание.

Подготовить анализ текста из современной периодической печати с точки зрения трех типов отношений с действительностью: прагматики, семантики, синтактики.

Данное задание выполняется письменно: текст, представляющий результаты анализа, должен быть набран на компьютере в программе Word, шрифт Times new roman, 14 кегль, 1,5 интервал, выключка по ширине.

Методические рекомендации по выполнению задания к практическому занятию.

При анализе текста рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) прочитать текст, определить, на удовлетворение каких потребностей аудитории он направлен (например, на удовлетворение познавательных потребностей в конкретном знании);

2) выявить, учтены ли социально-психологические и интеллектуальные особенности целевой аудитории издания (для этого необходимо сравнить уровень обсуждения проблемы с характеристиками аудитории, данными на официальном сайте газеты (журнала));

3) дать оценку информации, заключенной в тексте, с точки зрения нужности, понятности, актуальности для текущего момента;

4) определить основную мысль (идею), заключенную в тексте (то есть предложения автора по решению (осмыслению) какой-либо конкретной общественной проблемы);

5) оценить, насколько очевидна основная мысль в тексте: для этого необходимо выявить, присутствуют ли в тексте четыре вида журналистской информации (дескриптивная, валюативная, прескриптивная, нормативная), гармонично ли они сочетаются; соответственно, реализованы ли в тексте познавательная, управленческая и организаторская функции;

6) следующий шаг – оценка идеи текста с точки зрения убедительности: для этого необходимо проанализировать грамотность, последовательность, гармоничность сочетания фактологической, интерпретирующей и базисной информации в тексте; выявить, соответствует ли способ выражения авторской позиции творческим задачам;

7) грамотно ли решена проблема информативности текста на уровне его синтактических ресурсов (совершенство синтактических отношений требует: соответствия композиции текста реальному процессу познания действительности (логике), грамотного использования ресурсов привлечения и удержания внимания аудитории (коммуникативных ресурсов); а также выбора правильного кода передачи информации, то есть языковых и изобразительно-выразительных средств).

 

4. Практическое занятие «Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения» (2 часа)

Цель: закреплять в практической деятельности теоретические знания о специфике идейно-тематического решения в журналистском материале.

Задачи:

- помочь студентам уяснить, чем предмет отображения в журналистском материале отличается от предмета отображения в произведениях других видов творчества, а также в чем проявляется специфика идеи журналистского (публицистического) произведения;

- формировать умение грамотно выбирать тему журналистского материала, обеспечивая правильность связи ее компонентов;

- закладывать умение грамотного развертывания «рабочей идеи» в материале.

В результате освоения темы студент должен понимать, в чем заключается своеобразие идейно-тематического решения в журналистском материале; уметь правильно выбирать тему будущего журналистского материала, то есть ставить конкретный факт действительности в контекст общественно значимой проблемы, разрабатывать алгоритм поиска и реализации идейного решения; владеть навыками идейно-тематического анализа журналистского (публицистического) текста, принадлежащего перу другого автора.

Вопросы для обсуждения.

1) Дайте определение понятию «тема журналистского (публицистического) произведения». Чем она отличается от «темы художественного произведения»?

2) В чем проявляется специфика идеи журналистского (публицистического) материала по сравнению с произведениями других видов творческой деятельности?

 

3) Охарактеризуйте такую категорию журналистского (публицистического) произведения, как «опорная идея». Какие идеологические постулаты могут выступать в качестве опорных идей в журналистском (публицистическом) тексте?

4) Что такое «рабочая идея» журналистского (публицистического) текста? Какие компоненты являются обязательными для достижения эффективности «рабочей идеи»?

Практические задания.

1. Выберите из современной периодической печати три журналистских материала. Проанализируйте их с точки зрения реализованного идейно-тематического решения. Для этого:

- сформулируйте тему материала таким образом, чтобы был ясен и конкретный факт, взятый для рассмотрения, и социальная проблема; охарактеризуйте тип отношений между фактом и проблемой;

- определите «опорную» идею материала, дайте оценку ей с точки зрения очевидности и соответствия разрабатываемой проблеме;

- кратко сформулируйте «рабочую» идею материала, оцените, насколько качественно прописаны необходимые компоненты «рабочей идеи».

2. На основе результатов анализа выбранных текстов составьте карточки «Тема журналистского материала», «Идея журналистского материала» (на один материал – две карточки).

3. Текстами из современной периодической печати проиллюстрируйте разные варианты «рабочей идеи» (по Г.В. Лазутиной) (по 2 примера на каждый вид).

4. Предложите проект идейно-тематического решения для своего будущего материала, для этого: выберите оперативный факт действительности, определите, какая проблема может быть поставлена (рассмотрена) в связи с этим фактом, докажите ее актуальность; предложите возможный вариант разрешения проблемной ситуации: «цель – средства – исполнителей – гаранты»; продумайте систему «опорных» идей для вашего материала, постарайтесь выбрать такие «основания» для оценки и доказательства суждений, которые будут наиболее органичны и убедительны при рассмотрении выбранной вами темы.

 

Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию.

Выбранные для анализа тексты обязательно должны содержать заголовок, сведения об авторе, а также выходные данные: издание, дату и источник.

Задание 1. Чтобы определить тему материала, прочитайте его и ответьте на вопросы: О каком конкретном факте (событии, ситуации) идет речь? Почему журналист считает нужным говорить о нем? В контексте какой социальной проблемы рассматривается факт (какая социальная проблема проявляется в связи с конкретным фактом)?

Чтобы выявить «рабочую» идею материала, следует ответить на вопросы: Кому адресован журналистский материал? К какой цели (образцу) предлагает двигаться автор? Какие средства могут быть задействованы для решения проблемы (или преодоления отклонения от нормы)? Какие идеологические постулаты и закономерности общественного развития обеспечат достижение цели при условии использования рекомендованных средств?

Для выявления «опорной идеи» необходимо понять, из каких общефилософских, общественно-политических и т.п. установок исходит автор, анализируя конкретную ситуацию, какие критерии оценки он выбирает для оценки фактов, какой системой ценностей он руководствуется.

Для определения типа отношений между фактом и проблемой в журналистском произведении необходимо ознакомиться с материалом, изложенным в учебнике Г.В. Лазутиной[136].

Задание 2. На титульной стороне карточки «Тема журналистского материала» должны быть отражены компоненты, раскрывающие «тему журналистского (публицистического) текста»: «факт + проблема», то есть кратко дана информация о факте, выступающем предметом отображения в материале, и сформулирована проблема, в контекст которой журналист посчитал целесообразным поставить факт действительности. На оборотной стороне карточки (для доказательства правоты сделанных выводов) должны быть приведены фрагменты из текстов, иллюстрирующие факт и проблему. Фрагменты текстов могут быть выписаны из материалов или вырезаны и наклеены на карточку.

По аналогии составляется карточка «Идея журналистского материала». Титульный лист: формулировки «опорной» и «рабочей» идеи; оборотная сторона – фрагменты текстов, доказывающие правомерность сделанных выводов. Формулировка «рабочей идеи» должна отражать такие обязательные компоненты, как: цель выступления – средства – исполнители – гаранты.

Задание 3. Для его выполнения необходимо ознакомиться с материалом о вариативности «рабочих идей», изложенным в учебнике Г.В. Лазутиной[137].

 

5. Практическое занятие «Понятие элементарных выразительных средств (ЭВС) журналистского (публицистического) произведения» (2 часа)

Цель: заложить основы для формирования профессиональных представлений о структурном решении в журналистском произведении.

Задачи:

- помочь студентам уяснить, что такое фактологический, культурологический и нормативный ряды элементарных выразительных средств, для предъявления каких типов информации они используются;

- формировать установку на структурное решение в авторских произведениях в соответствии с порождающей моделью журналистского (публицистического) текста.

В результате освоения темы студент должен понимать, в чем состоят различия фактов, фактоидов и эмпирических обобщений, каковы их функции в журналистском (публицистическом) тексте; каково назначение культурологического и нормативного рядов ЭВС в журналистском материале; уметь вырабатывать структурное решение в авторском материале, способствующее созданию и передаче журналистского образа; владеть навыками выявления структурных элементов журналистского (публицистического) текста.

Вопросы для обсуждения.

1) Дайте определение понятию «элементарные выразительные средства». Кто и для чего ввел его в научный оборот?

2) Что такое «фактологический ряд ЭВС»? В чем состоят различия фактов, фактоидов и эмпирических обобщений? Каковы их функции в тексте?

3) Что такое «культурологический ряд ЭВС»? В чем отличия «образов» и «нормативов»? В чем отличие образного ряда ЭВС от психологического и художественного образов? Каково назначение в тексте «образов» и «нормативов»?

4) Что такое «журналистский (публицистический) образ»? В чем отличие «образного ряда ЭВС» от журналистского образа?

Практические задания.

1. В материалах из периодической печати, выбранных для выполнения практического задания 1 (практическое занятие № 4), проанализируйте структурное решение.

2. Дополните проект авторского материала (задание 4 к практическому занятию № 4) предложениями о структурном решении.

Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию.

Задание 1. Чтобы проанализировать структурное решение, реализованное в материалах, выбранных для анализа, ответьте на следующие вопросы:

- Какие виды информации и в каком объеме наличествуют в тексте (дескриптивная, преспективная, нормативная, валюативная)? При помощи каких рядов ЭВС получает выражение каждый вид информации? Через какие факты, детали передается дескриптивная информация? Сформулируйте социальный идеал («опорную идею»), на которую опирается автор при вынесении собственной оценки. Выражен ли он в тексте? При помощи какого ряда ЭВС?

- Сформулируйте «рабочую идею» текста. Предстает ли она как полный или редуцированный комплекс: цель-средства-исполнитель-гаранты? Какой из вариантов «рабочей идеи» (по Г.В. Лазутиной) предлагает автор материала? Какие ЭВС «задействованы» для передачи «рабочей идеи»? Достаточно ли их?

- Возникает ли в тексте «журналистский (публицистический) образ»? Оцените гармоничность соотношения в материале ЭВС, их роль в передаче «журналистского (публицистического) образа». Правильно ли сочетаются в журналистском (публицистическом) тексте факты, аргументы и выводы? Все ли возможные ресурсы ЭВС для этого использованы? Укажите фрагменты текста, в которых нарушается логика аргументации? К каким последствиям это приводит? Как влияет на «журналистский (публицистический) образ»?

- Охарактеризуйте языковые и изобразительно-выразительные средства текста.

Задание 2. Структурное решение должно включать краткую характеристику типов информации (и содержания, переданного при их помощи), которые будут представлены в тексте, их объемы, последовательность, логику взаимодействия; кроме того требуется обоснование способа выражения авторской позиции в тексте и объяснение назначения в этом конкретных ЭВС. Также необходимо сформулировать «журналистский (публицистический) образ» (сверхсмысл материала), к достижению которого вы будете стремиться, а также определить, как будут способствовать его созданию «рабочая» и «опорная» идеи.

 

6. Практическое занятие «Средства организации журналистского (публицистического) произведения» (2 часа)

Цель: формировать умение анализировать и разрабатывать структурно-композиционное решение в журналистском (публицистическом) произведении.

 

Задачи:

- помочь студентам уяснить, какие типы связей существуют в журналистском (публицистическом) произведении;

- закреплять на практике теоретические знания о принципах и правилах композиции и монтажа журналистского (публицистического) произведения;

- формировать опыт выявления структурно-композиционных элементов журналистского (публицистического) произведения в материалах других авторов;

- развивать умение выбирать и реализовывать на практике структурно-композиционное решение, адекватное содержанию и поставленным творческим задачам.

В результате освоения темы студент должен уметь использовать ресурсы монтажных, композиционных связей и метасвязей для реализации в журналистском (публицистическом) тексте идейно-тематического решения; владеть навыками структурно-композиционного анализа.

Вопросы для обсуждения.

1) Какие средства организации содержания существуют в журналистском (публицистическом) произведении?

2) Что такое «поверхностные связи» журналистского (публицистического) произведения? Какие виды монтажа вы знаете? Каково их предназначение?

3) Охарактеризуйте «глубинные связи» журналистского (публицистического) текста с точки зрения принципа единства содержания и формы. Чем отличаются сюжетный, фабульный, проблемный варианты организации текста? В каких случаях используются данные типы композиции?

4) Что такое «метасвязи» журналистского (публицистического) текста? Каким образом они возникают и используются? В чем их предназначение?

Практические задания.

1. В материалах из периодической печати, выбранных для выполнения практического задания 1 (практическое занятие № 4), проанализируйте структурно-композиционные связи.

2. Дополните проект авторского материала (задание 4 к практическому занятию № 4) описаниями структурно-композиционных связей. Подготовьтесь к объяснению и защите выбранных средств организации содержания.

Методические рекомендации по выполнению заданий к практическому занятию.

Чтобы проанализировать структурно-композиционные связи в текстах, выбранных для анализа, а также в собственных текстах, необходимо оценить синтактическую полноценность текста. Для этого следует определить:

- Какой тип композиции выбран автором текста для реализации рабочей идеи? Какова иерархия различных видов информации в тексте? Соответствует ли композиция текста логике познания действительности и коммуникативным задачам, стоящим перед журналистом (публицистом)? Способствует ли выбранная композиция реализации «рабочей идеи» материала? Соблюдены ли в тексте правила композиции (по Г.В. Лазутиной)

- Соблюдены ли в материале принципы драматургического построения, позволяющие добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя? Выделите основные элементы композиции. Полный или редуцированный, сбалансированный или акцентированный набор композиционных «узлов» представлен в тексте?

- Грамотно ли использованы «поверхностные связи» текста? Насколько последовательно и логично стыкуются между собой текстовые элементы (заключающие разные виды информации)? Удачны ли способы стыковки? Соблюдаются ли в тексте правила монтажа ЭВС?

 

7. Семинарское занятие «Современные проблемы журналистского (публицистического) творчества» (2 часа)

Цель: помочь студентам осознать, каким образом современные проблемы журналистики (публицистики) влияют на качество журналистских (публицистических) произведений, каковы их причины, следствия и возможные варианты решения.

 

Задачи:

- рассмотреть проявление проблем творческой деятельности журналиста (публициста) через призму содержательно-формальных характеристик современных журналистских материалов, созданных для СМИ;

- формировать у студентов опыт преодоления указанных проблем в собственной творческой деятельности;

- развивать мотивацию к качественному выполнению профессиональной деятельности, направленной на создание произведений для СМИ.

В результате освоения темы студент должен уметь распознавать некачественные материалы в современных СМИ; понимать причины появления недостатков в их содержании и форме; владеть навыками анализа журналистских материалов с точки зрения критериев качества, обусловленных миссией и принципами журналистики, а также навыками реализации «порождающей модели» журналистского произведения в собственной творческой деятельности на высоком профессиональном уровне.

Вопросы для обсуждения.

1) Какие проблемы теории журналистского (публицистического) текста отмечают современные ученые-журналисты? В чем причины их возникновения?

2) Назовите основные недостатки содержания и формы современных журналистских материалов? Чем они вызваны?

3) Охарактеризуйте «порождающую модель» качественного журналистского (публицистического) текста.

4) Какие принципы следует реализовывать, какие ресурсы необходимо задействовать автору журналистского (публицистического) произведения для достижения «порождающей модели»?

Практические задания.

Выберите из современной периодической печати два журналистских материала. Проанализируйте их с точки зрения качества.

Данное задание выполняется письменно: текст, представляющий результаты анализа, должен быть набран на компьютере в программе Word, шрифт Times new roman, 14 кегль, 1,5 интервал, выключка по ширине.

Методические рекомендации по выполнению заданий к семинарскому занятию.

Для определения качества журналистского материала необходимо провести его комплексный анализ, для вынесения оценки – сравнить с идеальными представлениями о «порождающей модели» журналистского (публицистического) произведения, предназначенного для распространения по каналам СМИ.

Анализ текстов можно провести, придерживаясь следующей логики.

- После прочтения материала определите его тему, выделив конкретный факт, взятый для рассмотрения, и актуализированную социальную проблему; оцените правильность выбранной автором взаимосвязи между фактом и проблемой.

- Определите, какие виды информации и в каком объеме наличествуют в тексте. Через какие факты, детали передается дескриптивная информация, насколько полно раскрыта тема материала.

- Охарактеризуйте социальный идеал («опорную идею»), на которую опирается автор при вынесении собственной оценки. Определите, выражен ли он в тексте, если да – то при помощи какого ряда ЭВС?

- Сформулируйте «опорную идею» материала, дайте ей оценку с точки зрения очевидности, соответствия разрабатываемой проблеме.

- Определите «рабочую идею» материала. Предстает ли она как полный или редуцированный комплекс: цель-средства-исполнители-гаранты? Оцените, насколько качественно прописаны необходимые компоненты «рабочей идеи». Выделите в тексте ЭВС, «задействованные» для ее передачи, достаточно ли их, логична ли их взаимосвязь с другими рядами ЭВС? Дайте заключение об убедительности и практической значимости идеи, выработанной автором материала.

- Проанализируйте качество структурного решения, представленного в материале: оцените, правильно ли сочетаются в журналистском (публицистического) тексте различные типы информации, не нарушены ли требовании, предъявляемые к тезису и демонстрации.

- Укажите фрагменты текста, в которых нарушается логика аргументации, объясните, причины данного недостатка, предложите варианты структурного решения, при котором можно было добиться лучшего качества выражения идеи.

- Оцените гармоничность соотношения в материале ЭВС, их роль в передаче журналистского образа.

- Дайте оценку синтактической полноценности текста. Для этого ответьте на вопросы: какой тип композиции выбран автором текста для реализации «рабочей идеи»? Какова иерархия различных видов информации в тексте? Соответствует ли композиция текста логике познания действительности и коммуникативным задачам, стоящим перед журналистом (публицистом)? Способствует ли выбранная композиция реализации «рабочей идеи» материала?

- Охарактеризуйте драматургическую составляющую текста. Полный или редуцированный, сбалансированный или акцентированный набор композиционных «узлов» представлен в тексте? Как это способствует (либо мешает) передаче «рабочей идеи»?»;

- Оцените работу автора текста над «монтажными связями»: грамотно ли они использованы? Насколько последовательно и логично стыкуются между собой текстовые элементы (заключающие разные виды информации)? Удачны ли способы стыковки? Соблюдаются ли в тексте правила монтажа ЭВС, способствующие целостности и связности текста?

- Охарактеризуйте языковые и изобразительно-выразительные средства текста: насколько адекватны они идейно-тематическому решению и творческим задачам, реализуемым журналистом (публицистом)?

 

8. Семинарское занятие «Понятие «жанр» в журналистике (публицистике). Детерминизм жанра» (2 часа)

Цель: формирование профессиональных представлений о категории жанра в журналистике (публицистике).

Задачи:

- помочь студентам разобраться в научной дискуссии о категории жанра в журналистике (публицистике);

- формировать устойчивые представления о природе жанра журналистского (публицистического) текста, о детерминизме жанра;

- способствовать закреплению знаний о процессе жанрообразования и жанроописания в журналистике (публицистике);

- развивать умение выбирать жанр будущего произведения в соответствии со спецификой познавательной деятельности и коммуникативной ситуацией.

В результате освоения темы студент должен уметь выбирать жанр будущего произведения в соответствии со спецификой познавательной деятельности и коммуникативной ситуацией; понимать логику выбора жанра и требования соблюдения «границ жанра»; владеть навыками жанроописания.

Вопросы для обсуждения.

1) В чем суть научной дискуссии о жанре в журналистике?

2) Какова логика процесса жанрообразования в журналистике?

3) В чем суть жанроописательного метода, предложенного современными учеными-журналистами?

Практические задания.

1. Составьте графическую схему, отражающую логику выбора (жанрообразующие признаки) и описания (жанровые признаки) жанра в журналистике (публицистике).

2. Опираясь на графическую схему, представьте развернутое описание жанра информационного репортажа через систему жанрообразующих и жанровых признаков.

Методические рекомендации по выполнению заданий к семинарскому занятию.

Задание 1. Для выполнения задания изучите учебный материал по теме «Понятие «жанр» в журналистике (публицистике). Детерминизм жанра», представленный в данном учебно-методическом пособии, главу «Жанрообразующие факторы в журналистике» из учебника А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»[138], статью Ю.А. Гордеева «О методике выделения и анализа жанров современной журналистки»[139]. Продолжите схему:

 

 


Задание 2. Ознакомьтесь со статьей «Репортаж» из учебника А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»[140]. В соответствии с подготовленной схемой дайте описание жанру информационного репортажа. Обязательно обратите внимание на взаимосвязь и взаимозависимость жанрообразующих и жанровых признаков.

 

9. Практическое занятие «Группы жанров современной периодической печати» (2 часа)

Цель: закрепить на практике теоретические представления о группах журналистских (публицистических) жанров, существующих в современной науке, об основаниях для их разграничения.

Задачи:

- закреплять знания о жанрообразующих факторах и их роли в образовании конкретных групп жанров;

- развивать умение характеризовать конкретные группы жанров журналистского (публицистического) текста;

- учить определять принадлежность материалов современной периодической печати к конкретной группе жанров.

В результате освоения темы студент должен уметь характеризовать конкретные группы жанров периодической печати в соответствии с методикой жанрообразования и жанроописания, разработанной в современной науке; владеть навыками определения принадлежности журналистских материалов к конкретной группе жанров.

Вопросы для обсуждения.

1) Почему жанрообразующие факторы журналистских (публицистически) жанров необходимо рассматривать в системе?

2) Что такое «границы жанра»? Какими признаками они задаются?

3) В чем сходство и различие информационной, аналитической и художественно-публицистической групп жанров.

Практические задания.

1. На основе изучения теоретического материала дайте сравнительную характеристику жанровым группам периодической печати по жанрообразующим и жанровым признакам. Результаты представьте письменно в таблице.

Признаки Группы жанров
Информационные (новостные) Аналитические Художественно-публицистические
Основные
Предмет        
Целевая установка        
Метод        
Дополнительные
Роль фактуры        
Роль автора        
Структурно-композиционные характеристики      
Методы предъявления информации      
Языковые, изобразительно-выразительные средства      

 

2. Подберите из текущей периодической печати по 2-3 примера на каждую группу жанров (выбранный материал обязательно должен содержать указание на выходные данные). Аргументируйте свой выбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.