Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М од ел и п си хо те ра пе вт ич ес ко й к ом му ни ка ци и




ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ

Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как

способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что

цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]

(Фредерик Уильямс)

U Когнитивная психология (от лат. cognitio –знание, познание) –направление в

психологии, возникшее в США в конце 50-х –начале 60-х гг. XX в. в противовес

бихевиоризму. Учитывает расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием

актуальной действительности.

Контрольный список для наблюдения:

Учет защитных механизмов...

U Фрейд Зигмунд

(1856–939) –австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа.

Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой жизни.

Модели психотерапевтической коммуникации

Психотерапия опирается на коммуникацию, задачей которой является коррекция

поведенческих установок человека. Воздействию подвергаются самые глубинные слои

человеческой психики. Психотерапевтические коммуникации призваны откорректировать

когнитивные психологические механизмы, управляющие поведением человека. Они также

позволяют обучить человека новым моделям поведения на практике, основываясь на

условных примерах.

Для достижения перечисленных целей в рамках коммуникаций применяется модель

нейролингвистического программирования. С точки зрения PR-коммуникаций

нейролингвистическое программирование базируется на следующем отправном моменте:

человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальному и

т.п.), но для каждого человека только один из них является ведущим –именно тот, на

который он ≪настроен≫.

Л. Кэмерон-Бэндлер в своей работе ≪С тех пор они жили счастливо≫ подчеркнул, что даже

одни и те же ситуации люди описывают по-разному, пользуясь словами из

доминирующего для них канала коммуникации≫[2].

Действительно, если присмотреться внимательно, то обнаружится, что каждый человек

чаще всего оперирует характеристиками ≪своего≫ коммуникативного канала. Например,

визуального (яркий, в фокусе, перспектива), аудиального (громкий, шумный,

мелодичный) и т.д.

Исходя из предпочтений, отдаваемых тем или иным характеристикам, определяется и

система воздействия на человека.

Нейролингвистическое программирование в свете такого подхода предлагает визуальный

метод определения ведущего для человека коммуникативного канала. Суть его в

следующем. Объекту задаются вопросы, составленные по некоторой схеме. Отвечая на

них, люди по-разному смотрят, по-разному меняют направление взгляда. Так, например,

взгляд вниз и направо означает доминанту кинестетического канала коммуникации

(основные слова –≪гладкий, тупой, трогать≫).

Для учета воздействия разных каналов коммуникации модель предлагает контрольный

список для визуального наблюдения:

1. Руки человека.

2. Ноги человека.

3. Взаимосвязь: голова –шея –плечи.

4. Выражение лица (брови, рот, мышцы лица).

5. Движение человека.

6. Движение глаз.

Подобный подход дает немало неожиданных результатов. Например, переключая

внимание больного с одного канала коммуникации на другой, можно снимать у него

болевые ощущения.

Эффективность PR-воздействия во многом зависит от учета и правильности

использования основных рекомендаций, вытекающих из содержания принятой модели

коммуникаций. При этом следует использовать некоторые важные моменты:

1. Опора на доминанту процесса коммуникации.

(Позволяет строить индивидуальные практические модели коммуникаций.)

2. Наличие ≪ведущего канала≫.

(Обусловливает формирование различных стратегий воздействия.)

3. Учет имеющихся у человека защитных механизмов на информацию.

(Позволяет находить пути преодоления таких механизмов.)

4. Учет предпочтений людей по половому, возрастному, расовому и другим

признакам.

(Вовсе не случайны сентенции типа: ≪женщина любит ушами≫ и др.)

5. Использование механизма ≪переключения каналов≫.

(К примеру, в ходе предвыборной кампании одни кандидаты лучше ≪смотрятся≫, другие – ≪слушаются≫.)

Модель Зигмунда Фрейда.

В основу положен вывод о том, что поведение человека не всегда определяется

сознанием. Мотивы наших поступков в действительности могут быть совершенно

неосознанными. Часто они опосредуются фантазией, сексуальными желаниями и т.д.

Суть модели –поиск этих скрытых мотивов и переведение их в сознательную область.

Итогом исследования Фрейдом массовой психологии стал вывод о необходимости

некоего внешнего принуждения массы, которое предотвращает распад общества[3]. Эта и

другие идеи учёного используются при выработке механизмов влияния на аудиторию.

Известно высказывание К. Юнга, согласно которому историю духовной жизни XX в.

нельзя представить без имени Зигмунда Фрейда. Предложенные им концептуальные

положения, психологические механизмы поведения человека, коммуникативные модели

активно применяются в теории и практике PR.

[1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.

[2] См.: Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж, 1993. С. 44.

[3] См.: Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого ≪Я≫// Фрейд З. По ту

сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 271.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.