КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И нф ор ма ци он на я а си мм ет ри я 2 страница
общественного мнения, даже в случае весьма негативного набора информационных фактов. Глобальный объект деятельности спиндоктора –информационный блок… Недопуск события в СМИ… Работа спиндоктора: Подготовка информационного поля для лидера… Организация утечки информации… Контакт с прессой… Результаты использования информационных потоков: Мисс Информация… Специалисты PR: Штатный сотрудник… Эксперт-доброволец… Служащий по контракту… Внештатный сотрудник… Основные PR-профессии Затрачивая массу времени и усилий, специалисты-практики Паблик рилейшнз усваивают положения коммуникативной теории, изучают модели поведения, учитывают ожидания разных групп людей, помогают справляться с различными ситуациями, возникающими в процессе политической и экономической деятельности, решают другие сложные вопросы. Можно выделить четыре главные роли, исполняемые профессионалами Паблик рилейшнз: 1) специалист по коммуникациям; 2)эксперт-инструктор; 3) посредник по коммуникациям; 4) помощник в решении проблем. Любая из них в любой момент может сделаться доминирующей. Что же включают в себя перечисленные роли? Специалист по коммуникациям. Должен уметь составлять и редактировать информационные бюллетени, готовить сообщения для прессы и тематические статьи, разрабатывать содержание Web-узлов, контактировать со СМИ Как правило, такие специалисты подключаются к нейтрализации проблем, когда руководство уже приняло определенны решения. Их участие заключается в обеспечении коммуникаций и реализации сформированных программ. Именно они разъясняют работникам компании, СМИ и общественности подходы руководства к разрешению
конфликтных положений. Эксперт-инструктор. Обычно именно экспертам руководство организации (компании) полностью доверяет всю PR-проблематику, оставляя себе пассивную роль. Специалисты этого профиля определяют проблему, разрабатывают программу контрмер и принимают на себя полноту ответственности за практическую часть её исполнения. Как правило, значимость роли эксперта-инструктора в кризисных ситуациях весьма высока. Посредник по коммуникациям. Профессия требует от специалиста по PR умения внимательно слушать других и быть неким каналом связи, интерпретатором и промежуточным звеном между организацией и общественностью. Посредники по коммуникациям обеспечивают двустороннюю связь и облегчают общение между людьми, устраняя барьеры во взаимоотношениях и поддерживая открытость каналов коммуникации. Цель деятельности посредников по коммуникациям –обеспечить руководство и общественность информацией, которая им требуется для принятия взаимовыгодных решений. Посредники налаживают официальный контакт между организацией и общественностью, исполняют роль своеобразных арбитров при проведении переговоров, разрабатывают повестку дискуссий, резюмируют и формулируют различные точки зрения, выясняют реакции, помогают участникам обсуждения корректировать условия, препятствующие общению. Помощник в решении проблем. Его задачи –тесное сотрудничество с другими менеджерами, выявление и разрешение разнообразных проблем социального и общественного характера. Как правило, помощник является членом команды стратегического планирования. Сотрудничество и консультации начинаются с самого первого вопроса и продолжаются вплоть до стадии окончательной оценки программы. Специалисты данного профиля помогают другим менеджерам и организации в целом применять пошаговый процесс управления решением проблем.
В перечисленных выше ролях Паблик рилейшнз могут выступать представители различных PR-профессий: 1) менеджер PR; 2) имиджмейкер; 3) переговорщик; 4) спичрайтер; 5) пресс-секретарь; б) спиндоктор. Менеджер PR Действует в рамках некой триады: а) целевая аудитория; б) ключевое сообщение; в) каналы коммуникации. Это довольно престижная профессия. Достаточно вспомнить, что менеджером PR стала дочь Б. Ельцина Татьяна Дьяченко, а внучка М. Горбачева обучалась по специальности PR в МГИМО. Типичными задачами менеджера PR, с которыми он сталкивается в процессе работы, являются: запуск нового товара (услуги), появление новой компании, переориентация компании (например, на выпуск экологически чистой продукции), построение корпоративного имиджа. При решении указанных задач менеджер должен уметь ответить на три основных вопроса: 1. Кому мы интересны, кто будет, и кто уже является нашим покупателем? 2. Что определяет наше позиционирование (привлекает целевую аудиторию в нашем объекте)? 3. Как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики? Менеджер PR выполняет целый ряд функций: 1. Ведет запланированную и постоянную работу (часть менеджмента). 2. Имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью. 3. Ведет мониторинг уровня сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации. 4. Анализирует влияние политики, политических действий на общественность. 5. Модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации. 6. Консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, взаимозависимых от организаций и общественности. 7. Устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью. 8. Производит специальные изменения во взглядах, мнениях, отношениях и поведении людей внутри и вне организации. 9. Воздействует на новые и поддерживаемые отношения между организацией и общественностью[1]. Исходя из специфики работы, менеджер PR выступает в роли промежуточного звена между своей организацией и СМИ. Следовательно, он должен обладать знаниями и навыками работы там и там. Поэтому в роли менеджеров PR часто выступают, бывшие
журналисты. Имиджмейкер. Деятельность этого PR-специалиста чрезвычайно важна, особенно в политике, где от имиджа лидера, руководителя, депутата зачастую зависит успех партии, организации или страны в целом Дело в том, что основные факторы, формирующие образ политика или организации, в той или иной мере управляемы. Кроме того, чтобы быть эффективным, имидж должен реализовываться постоянно. Без специалистов тут не обойтись. Однако это достаточно сложная деятельность, требующая от человека обширных знаний и опыта. Ведь он фактически сам создает для лидера или компании условия их наиболее выгодного представления общественности. Переговорщик. Поясняя суть профессии переговорщика, следует отметить два немаловажных момента. Во-первых, коль скоро речь идет о переговорах, то, естественно, предполагается существование иной стороны. У оппонентов есть свои интересы, им невозможно приказать, с ними следует искать компромисс, чем-то поступаясь. Во-вторых, потребность в переговорщиках –признание профессиональной деятельности, которой отдается предпочтение в конфликтных ситуациях. Как правило, о переговорщиках вспоминают в связи с захватом террористами заложников. Участвуют они также в диалогах между лидерами государств, стараясь возбудить и утвердить между патронами доверительные отношения. Переговорщика обычно характеризуют следующие основные умения: 1. Перейти на язык своего оппонента. 2. Продемонстрировать уважение к его требованиям. 3. Предложить такой вариант решения проблемы, который учитывает интересы оппонента. Переговоры, как правило, проводятся в три этапа: а) подготовка к переговорам; б) процесс ведения переговоров и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились соглашением; в) анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей. Конструктивное поведение переговорщика в процессе работы включает четыре основные стадии: 1. Помнить о позитивных целях, которые привели участники диалога за стол
переговоров. 2. Наглядно демонстрировать партнеру готовность совместно искать приемлемое для всех решение. 3. Вовлекать партнера в процесс выработки решения. 4. Выражать готовность признать точку зрения оппонента. Переговоры –интеллектуально и психологически сложный процесс, требующий серьезной подготовки сторон и, прежде всего –самих переговорщиков. Чем качественнее предварительная работа, тем выше вероятность достижения успеха. Спичрайтер. Представители этой PR-профессии участвуют в создании текстов выступлений руководителей. Статус спичрайтеров возрастает в кризисные периоды, когда подготовленные ими тексты воплощаются в дела. Спичрайтер Джона Кеннеди в период кубинского кризиса 1962 г. специально изучал выступления президентов Вильсона и Рузвельта. Его рекомендации по поводу речи президента перед конгрессом и СМИ содержали следующие основания: достичь понимания и поддержки блокады Кубы; поддержать кубинскую оппозицию[2]. Несмотря на то, что речь произносит один человек –лидер –её текст готовится группой специалистов. Даже вариант выступления ≪без бумажки≫ (например, М. Горбачев любил пообщаться с народом на улице) заранее отрабатывается помощниками руководителя. Многие политики (в частности, Б. Клинтон в период его президентства) применяли такой прием составления выступлений, как использование лексики и фрагментов из писем, поступающих руководителю страны от граждан. Это позволяет обращаться к аудитории в наиболее доверительной форме. Общая модель работы спичрайтеров включает следующие этапы: 1. Руководитель ставит самую общую задачу и формулирует ключевые элементы содержания выступления. 2. Спичрайтеры в процессе подготовки выступления наполняют текст своими собственными идеями и заготовками, которые могут быть приняты или отвергнуты руководителем (лидером). Существенным моментом создания речи является проверка реакции аудитории на подготовленный текст. В этих целях используются специальные методики, позволяющие каждому слушателю по 100-балльной шкале оценить различные места выступления. В итоге формируется достаточно сильный окончательный вариант. Пресс-секретарь. Этот специалист относится к типу коммуникаторов, задача которых –прямое коммуникативное воздействие на аудиторию. Особенность работы пресс-секретаря состоит в сочетании принципов открытости организации для СМИ и соблюдения её информационных интересов. Последние предполагают доверительные отношения с общественностью при обеспечении позитивного имиджа своей организации. Практическую сторону деятельности пресс-секретарей легче всего рассмотреть на примере деятельности тех из них, кто долгие годы осуществлял коммуникацию высших руководителей с общественностью. Но для начала не лишним будет привести любопытное суждение Г. Почепцова об отношении президентов к СМИ: ≪Выделяются два типа президентов: одни относятся к прессе как к союзникам, другие –как к врагам. Р. Никсон, например, относился к последнему типу, поскольку за всю свою карьеру не смог наладить отношений с прессой. Ему принадлежит мысль, что успех президентства зависит от умения манипулировать прессой, но никогда не следует демонстрировать прессе, что ею действительно манипулируют≫[3]. Известные в прошлом пресс-секретари президента Б. Ельцина обнародовали некоторые особенности своих контактов со СМИ. В. Костиков: ≪...Чаще всего мы просто не реагировали на такого рода публикации (очерняющие президента и его семью. –Примеч. авт.), ибо опыт показал, что опровержение лишь подогревает слухи... Совершенно бесполезно было отвечать на явно инспирированные публикации, поскольку их авторы только и ждали, чтобы мы отозвались на них≫[4]. ≪...Я не раз убеждался в том, что президенту не приносят всей информации, особенно когда речь идет о неприятностях≫[5]. ≪...Одной из своих неудач в работе пресс-секретаря я считаю, что мне так и не удалось наладить регулярные выступления Б. Ельцина по радио с разъяснениями основных вопросов и проблем, стоящих перед страной, для простых людей, не политиков≫[6]. Д. Якушкин: ≪В первую очередь я доношу до общественности его точку зрения, ту информацию, которой сам располагаю. Стараюсь быть максимально точным. Я работаю с человеком, которого избрала наша страна... Поэтому я должен максимально точно доносить его точку зрения≫[7]. Итак, пресс-секретарь должен быть своим человеком в двух противоположных коммуникативных средах –официальной и журналистской. При этом часто журналисты считают, что от них пытаются скрыть информацию или ввести в заблуждение, что, разумеется, сказывается на конструктивности диалога в целом. Кроме того, пресс-секретарь представляет лицо администрации организации, и от него зависит, каким это лицо увидит общественность. Спиндоктор. Во второй половине XX столетия –и особенно на рубеже XX и XXI вв. –значение средств массовой коммуникации в ведущих сферах общественной жизни (политической, социально-экономической и культурной) неизменно возрастало. Эта тенденция продолжает усиливаться. Одним из её следствий как раз и стало появление ряда новых профессий, в частности, рассмотренных нами выше. Достойное место в их ряду занимает профессия спиндоктора. Термин (spin doctor) возник от английского слова spin –кружение, верчение. Спиндоктор, можно сказать, ≪раскручивает≫ информацию, подает ее в благоприятном виде. Иными словами, спиндоктор –это управляющий информацией. Можно сказать и по-другому: спиндоктор ≪лечит≫ информацию в СМИ. Необходимость профессии спиндоктора обусловлена следующими факторами: •возрастание роли СМИ в общественной, экономической и политической жизни; •возможность использования каналов коммуникации для манипулирования общественным мнением; •возрастание роли общественного мнения, формируемого на основе управления информационными потоками. Как правило, спиндоктор чаще всего занят исправлением разнообразных деформаций образа события в СМИ после того, как информационное развитие приняло неблагоприятный оборот. Специфической особенностью работы спиндоктора является то, то он действует как в вербальной (более коммуникативной), так и в невербальной сфере. Из истории мы знаем многочисленные примеры того, как окружение монархов, царей, президентов ≪готовило≫ аудиторию до проведения различных церемоний (обеспечивалось ликование толпы на коронации, ≪потемкинские деревни≫, ≪бурные, продолжительные аплодисменты≫ на съездах партии и т.д.). Все это –иллюстрация работы спиндокторов – людей, моделирующих информационную ситуацию. На практике выделяется несколько видов спина: 1. до-спин –подготовка аудитории к событию; 2. после-спин –≪наведение блеска≫; 3. торнадо-спин –перенос общественного внимания на другое событие; 4. кризисный спин –контроль кризисной информации с целью уменьшения дальнейшего ущерба. Главным объектом деятельности спиндоктора является информационный блок. Формирование им новостной информационной сферы производится: –путем отбора информации; –приданием значимости ≪нужным≫ новостям; –путем торможения и ускорения информации. В частности, для торможения информации спиндоктор использует такие инструменты, как: а) недопуск события в СМИ (например, Госдепартамент США попросил СМИ не давать в эфир интервью с Бен Ладеном и лидерами террористов); б) изменение модуса информации (например, ироническое отношение на НТВ к В. Жириновскому и Г. Зюганову); в) замена сообщения новой информацией; г) перенос акцентов. Для ускорения информации спиндоктором применяются другие инструменты: а) рассказ о событиях в СМИ (например, о терракте в США 11 сентября 2002 г.); б) акцент на важность; в) присоединение к другому важному событию; г) использование положительных комментариев. Обратимся к примерам использования спина. Американским общественным мнением не остался незамеченным факт появления Б. Клинтона в движущемся кресле-каталке (он повредил ногу). Это изменило новостной фон в период скандала с Левински. Существует предположение, что идея бомбардировки лагерей террористов в апогее разбирательств с Левински подсказана спиндокторами –с целью переключения внимания общественности. На российской политической арене классический пример ≪спина≫ –замалчивание болезни Ельцина перед президентскими выборами 1996 г. Другой пример –доверительное сообщение пресс-секретаря корреспондентам российских и зарубежных СМИ о ≪твердом рукопожатии президента≫ в период болезни последнего, которое сразу изменило ситуацию в нужном направлении. Работа спиндоктора по управлению освещением событий при прохождении новостей в СМИ предполагает: –подготовку ожидания события (например, возможная отставка президента); –проведение события; –освещение события в СМИ; –комментарии к событию; –придание событию статуса некой закономерности. Работа спиндоктора по конструированию событийного (информационного) ряда требует обеспечить: –создание информационного повода; –придание цикличности информации; –дозирование информации; –создание информационных сгустков. Работа спиндоктора по использованию спина для управления событиями (на примере работы с президентом) может включать: –контроль над рабочим графиком президента; –корректировку распорядка работы президента; –освещение нужной информации о работе президента; –планирование выступлений президента в критических ситуациях (пример –авария на атомной подлодке ≪Курск≫ в 2001 г.: президент не сделал должного акцента после первой информации, пришлось вносить коррективы); –подготовку информационного поля для будущих шагов (пример с Б. Березовским: пресса дистанцировала В. Путина от него после слов президента: ≪Бойтесь данайцев, дары приносящих≫). В мировой практике Паблик рилейшнз существуют две модели спина: 1. Тоталитарная (введение полного контроля за информацией в СМИ). 2. Демократическая (за счет интеллектуального переигрывания СМИ и большей динамичности). В данной модели запретительные меры используются лишь в экстраординарных случаях (война, терроризм, стихийные бедствия и т.п.). К дополнительным функциям спина обычно относят: –организацию утечки информации; –организацию групп давления в поддержку тех или иных событий; –контакты с прессой (журналистами); –подготовку мероприятий с прессой; –исправление ошибок шефа, допущенных в ходе общения с прессой. Специфика деятельности спиндоктора в политической сфере (политический спин) проявляется в том, что он: –работает с политическими структурами и лидерами, государственными органами исполнительной и законодательной власти; –консультирует по поводу политических речей, высказываний и их последствий; –использует информационные потоки в конкретных политических целях; –использует оппозиционность к властным структурам; –опирается на свой личный авторитет, личные знакомства в СМИ, знание информационной структуры; –использует неформальные контакты; –организует выступления в ответ на заявления оппонентов –с этой целью пресс- службы правительств и парламентов систематически встречаются с журналистами. Скажем, в политической практике Великобритании сложилась и успешно функционирует такая схема: 1. Пресс-служба правительства встречается с журналистами каждую неделю –по пятницам. 2. Во время заседаний английского парламента встречи с прессой проводятся два раза в день –в 11.00 и в 16.00. 3. Одно из правил поведения британского пресс-секретаря правительства: не находиться слишком близко от премьера, чтобы не попасть в объектив, но вместе с тем слышать все, что говорит премьер. Наконец, особенности работы спиндоктора по формированию коммуникационного пространства включают: –правило первого звонка (тот из кандидатов, кто первым сообщил о своей победе, как правило, обходит своих оппонентов); –стремление первым интерпретировать событие; –создание информационных фантомов; –учет информационной асимметрии. Как видим, спиндоктору действительно приходится немало крутиться. Что делать? Информационное общество требует исключительной мобильности и изворотливости такого рода специалистов. Без этих качеств нечего и думать о том, чтобы добиться успеха на столь многогранном поприще. PR-функции могут выполнять как штатные, так и нештатные работники –специалисты Паблик рилейшнз. Авторы книги ≪Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз≫ университетские профессора Дар Ньюсом, Джуди Ван Слайк Терк и Дин Крукеберг так определяют и характеризуют структуру[8]: –штатный сотрудник; –служащий агентства по контракту; –внештатный PR-специалист (советник). Штатный сотрудник. Это служащие коммерческих, некоммерческих, государственных и правительственных организаций или подразделений. Они выполняют узкоспециализированные задачи, имея ту же корпоративную или организационную принадлежность, что и другие сотрудники. Как правило, их служебные обязанности определяются конкретными потребностями организации. В небольших компаниях штатные PR-специалисты обычно отвечают за внешние связи и работают с ≪экспертами-добровольцами≫ в разных областях. В более крупных их обязанности охватывают весь диапазон PR-действий, в том числе и работу с персоналом. Вместе с тем, чем крупнее организация, тем чаще она обращается к услугам внешних консультационных PR-фирм, одновременно сокращая численность собственных PR- сотрудников. Указанной тенденции способствует развитие компьютерных технологий и, прежде всего Web-технологий. Однако PR-менеджеров высшего звена это не касается. Служащий агентства по контракту. Организация (фирма) с целью решения PR-задач может нанять: делопроизводителя, специалиста по пропаганде, рекламного агента, дизайнера, художника. В некоторых случаях по контракту с фирмой составлением рекламных текстов могут заниматься журналисты, а художник на тех же условиях готовит иллюстрационные материалы к ним. Иногда в крупных структурах в качестве сотрудников PR работают редакторы, специалисты по СМИ, художники и целый производственный отдел. Но в большинстве случаев большие компании всё же предпочитают контракты. Внештатный PR-специалист (советник). Его чаще всего нанимают для выполнения конкретной PR-задачи, которая определяется заранее. Внештатные PR-специалисты в большинстве случаев работают в качестве PR- советников руководителя организации. Советник исследует внутриорганизационную ситуацию, опрашивает людей, вовлеченных в нее, вырабатывает рекомендации и представляет выводы в определенным образом оформленном виде. Затем другие PR- специалисты внедряют разрабатываемую программу. [1] Cutlip S.M., Center A.H., Broom G.M. Effective Public I Relations. Englewood Cliffs, 1994. P. 414–15. [2] Rawn Sley G.D. Radio, Diplomacy and Propaganda. The BBC and VOA in International Politics, 1956–964. Houndmills, 1996. [3] Цит. по: Почепцов Г. Коммуникативные технологии XX века. M.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2001. С. 275. [4] Костиков В. Роман с президентом. М., 1987. С. 191. [5] Там же. С. 66. [6] Там же. С. 199. [7] Московский комсомолец, 1998. 17–4 декабря. [8] Ньюсом Дар, Терк Джуди Ван Слайк, Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз. М.: Имидж-контакт: ИНФРА-М, 2001. С. 113–18. К ра тк иеи то ги ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слова –это только слова, и они имеют исключительно космический эффект, если не подтверждены, не подкреплены действиями и общей стратегией (Гарольд Берсон) Основа организации PR –тесная взаимосвязь со средствами… Стать пиарщиком-профи –нелегко… Краткие итоги В основе организации PR-деятельности –тесная взаимосвязь со средствами массовых коммуникаций, отладка параметров освещения событий в СМИ с учетом характера асимметричного информационного воздействия. Пиаровскую работу ведут представители новых профессий –менеджеры PR, имиджмейкеры, переговорщики, спичрайтеры, пресс-секретари, спиндоктора. Профессиональный PR-специалист должен обладать огромным объемом знаний в самых различных областях. Бурное развитие науки и техники, коммуникационного пространства предъявляет к PR-специалистам все более высокие требования. В условиях перехода PR на глобальный уровень глубина и разнообразие интересов организаций заметно расширяются. Ответственность за деятельность в сфере Паблик рилейшнз сегодня неизменно увеличивается, так как повышается риск нанесения вреда вследствие неправильного управления –особенно в кризисных ситуациях. Работа PR-специалиста подразумевает не только применение информации, но и владение способами её поиска и анализа. Кроме всего прочего, от него требуются следующие основные умения: мыслить оперативно и конструктивно, писать тексты выступлений, говорить и быть при этом убедительным; настойчиво достигать цели коммуникации, понимать и правильно оценивать информацию; хорошо знать визуальные средства коммуникации (живопись, графику, фото- и видеоизображение); уважать границы во взаимоотношениях, которые нельзя переступать; адаптироваться в различных субкультурах; работать сразу по нескольким проблемам PR. Итак, стать профессиональным пиарщиком нелегко. Зато обширность и сложность сферы PR гарантируют востребованность такого рода специалистов практически во всех областях общественной жизнедеятельности.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |