Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление библиографии




9!


- применения как косвенных, так и прямых вопросов для уточв нения необходимых позиций в развитии учебно-воспитательно-1 го процесса или личности респондента;

- исключение подсказок в сформулированных вопросах;

- исключение двойственного понимания респондентами воп-1 росов;

- использование закрытых вопросов с ограниченными отве-j тами и открытых вопросов, позволяющих респонденту выска-1 зать собственное мнение;

- проведение пилотажного исследования для того, чтобы уточнить понимание респондентами вопросов анкет. Пилотаж-1 ное исследование проводится на небольшой группе опрашива-1 емых.

В социологии применяются более строгие требования к со-] зданию анкет, однако для начинающего исследователя такой] информации вполне может быть достаточно. (Более подробно см.] Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г. В. Оси­пов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др. - М., 1996).

Метод рейтинга является одним из важных методов изуче-ния педагогических процессов с помощью экспертов.

В подборе экспертов в социологии предъявляются следую­щие требования:

- компетентность;

- способность решать творческие задачи;

- положительное отношение к экспертизе;

- отсутствие склонности к конформизму, т. е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективность;

- аналитичность и широта мышления;

- свойство коллективизма;

- самокритичность.

При подготовке к работе по методу рейтинга исследователкн необходимо разработать общие направления оценки экспертами педагогического процесса, единые способы и инструментарии регистрации полученных результатов. В результате обработки результатов экспертной оценки можно получить предложения пЯ совершенствованию учебно-воспитательного процесса.


Метод педагогического консилиума является разновидностью метода рейтинга, который предполагает коллективное обсужде­ние результатов экспертной оценки. Метод педагогического кон­силиума разработан Ю. К. Бабанским и «предполагает коллек­тивное обсуждение результатов изучения воспитанности или обученности школьников или студентов по определенной опти­мальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выяв­ление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков». Для полу­чения объективных результатов в ходе исследовательской рабо­ты методом педагогического консилиума необходимо определить единые показатели и критерии оценки и формы фиксации полу­ченных данных.

Метод диагностирования является одним из важных мето­дов сбора информации об обученности и воспитанности учащих­ся, профессиональной компетентности преподавателей. Для про­ведения педагогического диагностирования необходимо создать целостный комплекс методик на едином содержании, критериях оценки, различных методов получения данных об учащихся и педагогических коллективах.

Метод тестирования - оценка качества знаний, умений и навыков с помощью специально разработанных тестов.

Изучение продуктов деятельности обучаемых (письменных контрольных работ, рисунков, чертежей и т. д.), с помощью кото­рых можно получить данные о личности учащихся, их творческих способностях, о достигнутом и достигаемом уровнях в обучении.

Изучение документации учебных заведений. В качестве мате­риала, который может быть подвергнут анализу, могут высту­пать: личные дела учащихся, студентов и преподавателей, жур­налы учета успеваемости и посещаемости, дневники учащихся, протоколы собраний и заседаний классных коллективов, педа­гогических и ученых советов учебных заведений.

Метод педагогического эксперимента. Педагогический экспери­мент является наиболее важным и комплексным методом научно-


исследовательской работы, с «^^^ГрТбГТ

проверка эффективности метода;^°^ки)ИЛ

лее подробно об этом ™™**™т*л^ая 'часгь исследовательской

s:;:з:гг;ао^.та., - про-™,

педагогического экс"ерИМ^ Ноеделение цели и основных задач;
_ постановка проблемы, определение ц i

экспериментальной работы;,анкеты опросники, бланки-j

" "^лГ;ИеГ=иТеГрГ„ТкуШХ — и ко-

_ определение базы опытно экс и вузы и т д)

кие сады, школы, колледжи, лицеи i^, ериМентальных си-

- проврии^ тести!

туаций, наблюдение, анкетир работой);

рование, управление экспери^г№ эРкспериментальной р|

_ обработка полУчеНН^РХв"кспериментальной работы, боты и интерпретация Р^™™^ срРавнить эффективное^

для того, ^ы «™ ■^^ских W>-^^ не°бХ°-применяемых »™^™H^evҐMeJkbn*** группами ил^

ных таблицах ^и графиках ч я и определИть эффе.4

полученные результаты с уже им

хнвность предполагаемьгх разработо • я как в ecTj

Экспериментальная работа мо ых Р^ воспитательных у,-

 

-Ги^ГкТ: 25U —х. Кроме того,


выделить два вида педагогического эксперимента - констати­рующий эксперимент, который проводится для уточнения реаль­ного состояния процесса обучения или воспитания и преобразу­ющий эксперимент, с помощью которого определяются условия, формы и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса. При проведении, преобразующего эксперимента необ­ходимо наряду с экспериментальными группами иметь и конт­рольные группы для определения эффективности предлагаемых

новых методик.

После завершения эксперимента необходимо обработать его результаты, обобщить их и описать в тексте исследования.

Математические методы обработки информации. При об­работке результатов педагогического исследования активно ис­пользуются математические и статистические методы обработ­ки: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Результаты обработки полученных в ходе исследования дан­ных, их количественные зависимости можно представить виде гистограмм, графиков, таблиц. Современная компьютерная тех­ника позволяет решать эти вопросы без больших усилий с помо­щью различных модификаций программы Excel.

Исследование проходит ряд этапов, каждый из которых пре­следует определенные цели.

На первом этапе изучается и анализируется литература по проблеме, разрабатывается концепция и методика исследова­ния, обобщается и анализируется педагогический опыт по про­блеме исследования.

На втором этапе проводится опытно-экспериментальная

работа.

На третьем этапе осуществляется анализ результатов ис­следования, их обобщение, формулирование основных теорети­ческих выводов из проведенной опытной работы. Осуществля­ется литературное оформление материалов исследования. Раз­рабатываются практические рекомендации по проблеме иссле­дования. Определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.



 


2.5. Составление плана

Составление плана курсовой (дипломной) работы - не еди­ничный акт, а довольно длительный процесс, переплетающийся с другими этапами ее подготовки. Наличие плана обеспечивает целенаправленный отбор источников и во многом облегчает ра­боту с ними. В этом случае, делая выписки, можно заранее наме­тить, в какое место курсовой (дипломной) работы ляжет собран­ный материал и каких данных пока не достает.

План курсовой (дипломной) работы составляется в начале рабо­ты над темой либо в отдельных случаях на первом этапе, одновре­менно с подбором литературных и других источников. Первый, ра­бочий вариант плана работы также не является окончательным; в процессе работы с литературой план конкретизируется, частично изменяется, уточняется, дополняется, отдельные разделы его могут быть изложены в новых формулировках. Окончательный вариант плана составляется после проработки основных источников.

Первоначальная редакция плана станет основой написания текста работы, поскольку он отражает ее основные разделы. При этом необходимо следить за тем, чтобы названия пунктов плана (глав и параграфов) точно соответствовали теме работы и не выходили за ее пределы.

Нельзя точно установить размеры плана курсовой (диплом­ной) работы: они определяются сложностью темы, спецификой предмета исследования, характером работы, индивидуальными! особенностями исполнителя и др. Однако, на наш взгляд, чем подробнее будет план в начале исследования, тем легче писаты курсовую (дипломную) работу. Только в процессе длительной работы над различными материалами студент сможет оконча-j тельно отредактировать план.

План утверждается научным руководителем. Его изменение возможно только с согласия руководителя.

В плане полезно, исходя из общего объема работы и важное! ти отдельных вопросов, наметить примерный объем каждой гла­вы и параграфа. Это поможет выдержать соразмерность частей; и не допустить увеличения объема всего курсового (дипломно­го) исследования.


Работа над библиографией является важным этапом подго­товки курсовой (дипломной) работы, которая начинается еще в ходе выбора темы, когда студент выясняет, насколько освеща­ется она в литературе. При этом следует проявлять максимум инициативы и творчества (см. рис. 2).

Правильное установление списка необходимой литературы в оптимальном объеме имеет большое значение для успешной работы над темой.

Правильный отбор источников информации и целенаправлен­ное ее изучение - важная часть профессиональной квалифика­ции исследователя.

Рассмотрим наиболее типичные способы деятельности исследо­вателя на этом этапе научного творчества. Известно, что резуль­таты исследований по педагогике,.как и по другим наукам, нахо­дят свое конечное или промежуточное выражение в книгах, стать­ях, помещаемых в научных изданиях, сборниках научных работ, диссертациях, рукописях докладов, отчетов, и, наконец, в реаль­ных продуктах, изделиях, полученных в научных экспериментах.

Работу с литературой начинают, как правило, с общих ра­бот по теме (монографии, книги, сборники научных трудов), про­веренных временем, поскольку ретроспективный поиск позволя­ет проследить развитие теории и практики вашей отрасли зна­ния, выявить закономерности и причины появления того или ино­го явления, проблемы. Уже затем ведется отбор "нового" мате­риала - из отраслевых журналов, где публикуются "проблемно-постановочные" статьи, гипотезы и предположения (не всегда до­казанные), научные дискуссии по актуальным проблемам. В пе­риодике, как правило, отражаются актуальные темы, быстрее реакция со стороны научного сообщества на идею или предло­жение, однако времени, проверить идею или гипотезу мало как у ее автора, так и у ее последователей и (или) оппонентов.

Соискатель самостоятельно должен решить, с каких работ по теме целесообразнее начать поиск - со "свежих" (за последние Два-три года) или опубликованных ранее, но оба вида поиска осуществить необходимо.


 




Текущий поиск источников предполагает обязательное обраще­ние соискателя к информационным изданиям, поскольку просмотр' научных журналов "de visu" потребует огромного количества вре­мени и не гарантирует "всеохватности". Выпуском информацион­ных изданий в нашей стране занимаются органы научно-техничес­кой информации (институты, центры, службы), охватывающие все отрасли народного хозяйства. Они объединены в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), которая зани-j мается сбором и обработкой информации централизованно. Кроме того, информацией по естествознанию и техническим наукам зани-| мается. Всероссийский институт научной и технической информа-] ции (ВИНИТИ), литературой по общественным наукам - институт! общественных наук (ИНИОН). Патентную документацию обраба-j тывает НПО "Поиск", отчеты о научно- исследовательских рабо-1 тах (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР), защищен-] ные диссертации - Всероссийский научно-технический, информаци-J онный центр (ВНТИЦентр), нормативно-техническую документацию - Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ).

Некоторые работы предполагают активное использование неопубликованных документов. Неопубликованные документь! включают в себя отчеты о научно-исследовательских работах ■ опытно-конструкторских разработках, диссертации, депониро! ванные рукописи, отчеты разного рода и предназначения, а в последнее время - бизнес-планы, аналитические записки, эконр! мические обоснования, выполненные для конкретного предприя! тия самостоятельно или консалтинговой фирмой.

При поиске неопубликованных документов будут полезни издания ВНТИЦентра, ВНИИКИ и ВНИИПИ (Всероссийское научно-исследовательского института патентной информации» При работе с информацией по отраслям науки необходимо озна| комиться с изданиями центральных отраслевых органов инфош мации, например Всероссийского института информации и тех! нико-экономических исследований агропромышленного комплек! са или Всероссийского института информации и технико-эконо! мических исследований по электронике.


Не обойтись соискателю и без изданий Государственной пуб­личной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), Всероссийской книжной палаты, Российской государственной библиотеки.

Информация, прошедшая обработку в вышеперечисленных орга­низациях, чаще всего представлена следующими видами изданий:

Библиографические. Содержат, как правило, только: библио­графические сведения о документах, но учитывают почти всё и почти сразу, отсюда главные достоинства - полнота и опера­тивность. Могут быть в виде списка или указателя литературы по любой тематике. Выпускаются органами научно-технической информации в виде бюллетеней ("Сигнальная информация).

Реферативные. Публикуют рефераты, излагающие содержа­ние первичных документов (оригиналов) или их частей: основ­ные фактические сведения и вывод по материалам первоисточ­ника. К реферативным изданиям относятся реферативные жур­налы, реферативные сборники, экспресс-информация и т. п.

Обзорные. К ним относятся обзоры по одной теме, проблеме, направлению, а также сборники обзоров. Издания такого рода описывают состояние и (или) развитие области науки или прак­тики, обобщая сведения, содержащиеся в первичных документах, по данной теме (проблеме) за определенное время.

Все это касалось новых изданий. В исследовании же должна быть представлена глава о разработанности темы (вопроса) в предыдущих исследованиях данной отрасли знания и в этой гла­ве необходимо будет провести анализ литературы. Облегчить поиск в этом случае можно, используя специальные издания, на­зываемые ретроспективными. Они содержат сведения о публи­кациях по теме или проблеме, выпущенных за определенный пе­риод, и могут быть представлены в виде тематических указате­лей и обзоров, внутрикнижных и пристатейных списков литера­туры, библиографических указателей.

"Классический" путь, поиска информации знать необходимо. Но существуют и неформальные, дополнительные способы до­бывания информации.

Так, всякое уважающее себя издание (книга, статья, брошю­ра) обязательно снабжено списком литературы, который нахо-


 




дится в конце книги или в конце глав, а также ссылками на ис-1 точники, оформленными в виде сносок. (Кстати, про сноски! обычно "забывают" или не обращают на них должного внима-' ния - и совершенно напрасно). И если это соответствует тема-! тике ваших исследований - смело берите в актив указанные источники.

Также и само библиографическое описание пуб­ликаций, содержащее на первый взгляд массу ненужных сведе­ний, может вам здорово помочь. Рассмотрим некоторые его ос-1 новные элементы:

Автор. Если вы нашли источник и по его названию (содержа­нию) поняли, что ваша жизнь в науке до этого не имела смысла, посмотрите, кто его написал. Дальнейший поиск можно вести по фамилии автора, который придал смысл вашей работе. В других сочинениях того же автора могут быть опубликованы списки! литературы, где будет фигурировать, к примеру, его собствен-] ный научный "гуру" и т. д.

Название. Комментарии излишни, хотя иногда бывает, что название не вполне соответствует содержанию работы - потру­дитесь прочитать и текст.

Сведения об ответственности (следуют за косой чертой пос­ле названия). В сборниках научных трудов обычно пишут фами­лию составителя или редактора. Далеко не каждому доверят ре­дактировать или составлять научный сборник. Значит, состави­тель либо пользуется большим авторитетом в науке как учецый-методолог, либо он специалист, который знает исследуемый воп­рос досконально. Поэтому аналогично пункту "Автор" изучите "досье" редактора.

Кроме того, в сведениях об ответственности указываете! та организация, которая отвечает за издание. Как правило, институты и исследовательские организации берут на себя от-j ветственность только за то, с чем они работают, за свое на­правление. Поэтому, если вы энтомолог и занимаетесь бабоч­ками, сборник "Баттерфляй", выпущенный институтом физ­культуры и спорта или обществом театроведов, вам смотреть не стоит.


Ответственным лицом будет также и художник, оформивший издание (но данный аспект интересен, пожалуй, только соискателям-искусствоведам), переводчик (тоже не всем понадобится) и т. д.

Место издания. Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и дру­гие крупные города публикуют, как правило, труды признан­ных, авторитетных ученых, и попасть в такие издательства, по крайней мере раньше, было непросто. Это не относится к трудам институтов и исследовательских организаций - у них "статус" примерно одинаковый

Место издания (как и организация, ответственная за издание) поможет обнаружить наличие неформальной научной школы, работающей по вашему направлению, а также определить круг нужных имен и организаций.

Издательство. Чтобы эффективно использовать информацию об издательстве, вам необходимо знать авторитетные научные издательства (например, "Наука", "Высшая школа"), профиль­ные издательства ("Экономика", "Русский язык"), издания выс­ших учебных заведений и научно-исследовательских институтов вашей области науки. Зная "свои" издательства, можно легко сориентироваться в процессе поиска, когда название книги нео­днозначно (или неинформативно) и отсутствует аннотация (ре­ферат) работы.

Год издания. С этим просто. Чем новее - тем "свежее", акту­альнее информация. Однако иногда полезно обратиться к перво­источникам, поскольку в силу разных причин, многие интерес­ные и ценные идеи, высказанные ранее, были либо не развиты, либо развиты не в том направлении, либо известны только по комментариям и "перепевам". Поэтому "классику" необходимо читать в первом здании и по возможности на языке оригинала.

Серия. Название серии приводится в конце библиографичес­кого описания, в круглых скобках, и также может быть полезно в информационном плане.

Стоит надеяться, что' внимательное изучение библиографи­ческих описаний сэкономит вам времени и сил.

Когда закончится основной этап поиска литературных источ­ников, это не будет означать, что вам больше не понадобятся


 




услуги библиотек. Поскольку вы осуществили только ретрос­пективный поиск источников, отслеживать текущие, новые пуб­ликации по выбранной теме вам придется до самого дня защиты. Вы должны быть в курсе всех изменений и нововведений в разра­ботке данной темы (проблемы).

Книги, в которых в систематическом виде изложены основ­ные данные науки самими авторами научных работ, как гово­рится, "из первых рук", называют монографиями. В них наибо­лее глубоко, систематично и подробно излагаются общие резуль­таты научных исследований.

Как правило, монографии снабжаются обширными списками^ наиболее значимой литературы по излагаемой в монографии про­блеме. Эти списки литературы, с одной стороны, помогают авто-и ру аргументировать свои выводы и высказывания, а с другой I открывают читателю широкое поле для продолжения научного! исследования в обозначенном автором монографии направлении.; Поскольку, в монографиях содержатся наиболее полное, после­довательное и научно разработанное изложение определенного воп-: роса и проблемы, анализ и оценка практики предшествующих иссле^ дований, начинающему исследователю необходимо в первую оче| редь изучить имеющиеся монографии в 10-15-летней ретроспективе. Статьи - это специальные публикации небольшого объема (10-20 печатных страниц), в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным узким вопросам или результат ты ограниченных исследований. Статьи публикуются в специальа ных научных журналах по педагогике и психологии: "Педагоги­ка", "Вопросы психологии", "Мир психологии" и др. Начинаю­щему исследователю необходимо внимательно следить за публи­кациями в очередных номерах научных журналов и брать себе на заметку опубликованные в них статьи по исследуемому вопросу! Журнальные статьи - это наиболее оперативная информация о движении науки в решении ее актуальных проблем. Чтобы быть 1 курсе журнальных публикаций, необходим некоторый начальны* уровень эрудиции в той области психолого-педагогической или методической науки, в которой предполагает приложить свои уси­лия исследователь. Этот уровень может быть создан различным!


путями, но наиболее короткий и эффективный - это хорошее изу­чение материала стабильных вузовских учебников, затем - наи­более представительных монографий.

Еще одним источником научной информации для студентов-исследователей могут служить материалы, публикуемые в раз­личных научных сборниках. Научные сборники подобны научным журналам, однако публикуются не так регулярно, как журналы.

Другие источники информации; такие, как диссертации, ру­кописи, отчеты, находящиеся на хранении в информационных отделах научных учреждений и центральных библиотеках, ме­нее доступны начинающему исследователю.

Диссертация - это научный труд, подобный монографии, но рукописный, не изданный типографским путем. Бывают диссер­тации кандидатские, после защиты которых соискателю присва­ивается ученая степень кандидата наук, и докторские, дающие право на ученую степень доктора* соответствующих наук. По каждой диссертации типографским путем издается ее краткое изложение, называемое авторефератом. Первоначальное знаком­ство с диссертацией необходимо начинать с автореферата, из которого можно понять, насколько содержание диссертации мо­жет помочь исследователю в более глубоком изучении пробле­мы. Необходимость обращения к этим источникам рекоменду­ется согласовать с научным руководителем.

Критерием отбора материалов из источников служит степень их полезности для дипломной (курсовой) работы исследователя. Эта степень определяется только Вами, поэтому не ленитесь -собирайте весь материал, который, по-Вашему мнению, Вам при­годится, пусть его будет больше. Проще впоследствии сократить часть текста, чем лихорадочно искать дополнения на стадии за­вершения работы.

В процессе сбора информации следует изучать не только ра­боты, в которых Ваша точка зрения совпадает с авторской, но и те, где она противоположная. В противном случае исследование пойдет по ложному пути: за догму будет принята концепция, которая удобна вам, но она впоследствии может оказаться без­доказательной или ошибочной.


Опыт показывает, что большая часть собранной информации может и не пригодиться вам непосредственно. Тем не менее, сбор| информации - это процесс творческий и увлекательный; он по­зволяет овладеть методами сбора информации, а также ее ана­литической обработки, обобщения, написания выводов и оформ­ления их в форме, подходящей для работы. Поэтому приступай­те к этой, казалось бы рутинной, работе с чувством глубокого интереса - и ваши усилия окупятся сторицей!

При отборе информации не стоит переписывать литератур­ный материал один к одному, пусть даже он идеально сформули­рован и отлично "вписывается" в текст вашей работы. Первоис-| точник необходимо прочитать, осмыслить, определить свое к нему отношение (согласиться или раскритиковать) и затем за-< фиксировать свои выводы, то есть получить новые знания пу­тем собственных размышлений.

Если все же вам не удалось это сделать, а кусочек чужого текста манит и зовет, оформите его как цитату, при этом не за-' будьте указать фамилию автора, первоисточник и т. д., посколь-j ку в случае обнаружения плагиата диссертация будет снята с рассмотрения без права повторной защиты.

Однако цитатами злоупотреблять не стоит. Большое их коли­чество допустимо только в главах, где анализируется состояние; вопроса, степень разработанности темы, например в главе "Ана­лиз литературных источников". Как правило, цитаты употребля­ются для сопоставления различных точек зрения на один и тот же вопрос, для доказательства (аргументации) собственных суждений.

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в первоисточнике. В лю­бом месте цитаты можно ставить многоточие, если необходимо опустить часть текста, ненужную в вашей работе. Разумеется, не стоит вам напоминать, что отдельные цитаты, вырванные из] контекста, могут иметь в источнике иную смысловую нагруз­ку, поэтому манипулирование отдельными цитатами, взятыми| вне текста, недопустимо.

В целях экономии текста можно использовать непрямое цити­рование, то есть пересказывать мысли авторов своими словами.


наКо и в этом случае, кроме точного и корректного изложения ^лх мыслей, также необходимо дать ссылку на источник. для составления библиографии по теме работы студент исполь-veT имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, в кото-ь1х названия произведений расположены по отраслям знаний; ал­фавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметные каталоги, со­держащие названия произведений по конкретным проблемам и спе­циальностям; различные библиографические справочные издания (указатели по отдельным темам и разделам); сноски и ссылки в учебниках, пособиях, монографиях, словарях и др. Для подбора ли­тературы следует обращаться к периодическим бюллетеням "Но­вые книги по педагогике и народному образованию зарубежных стран", сборнику "Литература по педагогическим наукам и народ­ному образованию", выпускаемыми Государственной научной пе­дагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского РАО. Большую помощь в составлении библиографии окажут также обзоры публи­каций литературы и рецензии, публикуемые в педагогической пе­риодике, выставки новинок педагогической литературы в библио­теках. Следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемым в конце последнего но­мера журнала за каждый год издания.

Составленный студентом список необходимой литературы при работе над темой согласовывается с руководителем, и пос­ле получения замечаний и исправления недостатков оформить этот материал как раздел курсовой (дипломной) работы.

Составленная библиография оформляется, как правило, в виде картотеки по примеру библиотечного каталога, что позво­ляет легко производить ее пополнение, перестановки, много­кратное использование карточек. Для этого используются спе­циальные бланки (такие, как в библиотечных каталогах) или небольшие листы (размером примерно 125x70 мм) плотной бу­маги. Знакомясь с книгой или статьей, необходимо заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания:

1) фамилия и инициалы автора, полное и точное название книги, место, издательство и год издания, количество страниц;


 





2) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отноше­ния, ваших требований;

3) оценка книги с точки зрения возможности ее использова­ния в курсовой работе.

Например, библиографическая карточка может выглядеть так:

Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы тео­рии. - М.: Педагогика, 1979. - 306 с.

Монография. Подробно показана история становления и развития тео­рии нравственного воспитания. Рассмотрены закономерности процесса воспитания. Глава VI - об изучении детей и оценке уровня их нравствен­ной воспитанности.

Следует обратить внимание на исторический аспект (I и II гл.), мето­дику выявления нравственной воспитанности (VI гл.).

После составления библиографии и аннотирования источни­ков проводится их отбор и сортировка по степени значимости, по их месту и роли в раскрытии темы.

Составление библиографического списка продолжается на протяжении всего периода подготовки курсовой (дипломной) ра­боты. Необходимо постоянно следить за выходящей литерату­рой по теме и педагогической периодикой. Это позволит вовремя определить значение вновь появляющихся публикаций по теме, включить их в свою систему источников, скорректировать, если это нужно, методику собственной опытной и практической ра­боты, лучше осмыслить полученные результаты в свете новей­ших достижений педагогической науки и передового опыта.

Порядок расположения карточек в каталоге по теме курсо­вой (дипломной) работы, а затем порядок работы над источни­ками определяется их значением для раскрытия темы: основные изучаются ранее второстепенных, более полные - ранее менее полных и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.