Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введення в SQL 1 страница




ПОЛОЖЕНИЕ о курсовой (дипломной) работе студентов вуза

Курсовая (дипломная) работа является видом самостоятель­ной, научно-исследовательской работы студента. В процессе его выполнения значительно расширяется научно-теоретичес­кий кругозор по избранной проблеме, совершенствуются навы­ки самостоятельного изучения литературы, умения анализиро­вать и обобщать педагогический опыт, усваивается методика научного исследования.

Перечень дисциплин, по которым предусмотрено выполне­ние курсовых (дипломных) работ, календарные сроки их вы­полнения предусмотрены в учебных планах каждой специаль­ности и могут быть изменены только решением совета фа­культета.

Тематика курсовых (дипломных) работ с указанием руково­дителя разрабатывается кафедрами и должна соответствовать задачам изучения данной дисциплины и подготовки специалис­тов по данному профилю, предусмотренным в государственном образовательном стандарте; соответствовать современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической (производственной) деятельности.

При разработке тематики предусматривается возможность целесообразного использования результатов курсовых работ для выполнения в последующем выпускных квалификацион­ных работ.

Выполнение предусмотренных работ должно быть обеспече­но учебниками, учебными пособиями, справочной и иной лите­ратурой, материалами, в том числе полученными студентами на практике или в ходе эксперимента, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.

Структура курсовой (дипломной) работы

Курсовая (дипломная) работа как особый вид научного изло­жения данных состоит из введения, теоретической и практичес­кой частей, заключения, библиографии, приложения.


Введение содержит обоснование актуальности и моти­вов выбора темы, характеристики основных параметров на­учного исследования: объекта, предмета исследования, цели, задачи, гипотезы, методов исследования, этапов проведения исследования, практической значимости, достоверности ре­зультатов исследования.

В первой главе - теоретической - дается анализ состоя­ния проблемы в психолого-педагогической, методической литера­туре и в массовой практике школьного дела, который включает:

а) историко-педагогический аспект;

б) ведущие концепции, положения, понятия современной пе­
дагогической теории по данной проблеме. Требуется четко вы­
делить опорные теоретические позиции, из которых нужно исхо­
дить при разработке основных вопросов темы.

Во второй главе - практической, методической, опыт­но-экспериментальной - следует описать педагогический опыт работы по данной проблеме школы (отдельного учителя), ис­пользуя материалы наблюдений, бесед с учителями, детьми, ро­дителями или публикации в педагогической периодике. Особен­но ценно описание, анализ и обобщение педагогического опыта или элементов эксперимента.

В заключении делается обобщающий вывод по всей теме на основе теоретических выводов первой главы и данных эксперимента; предлагаются рекомендации, советы по совер­шенствованию практической педагогической деятельности в ис­следуемом направлении; намечаются вопросы, требующие дальнейшей разработки.

Затем следует библиография.

Курсовая (дипломная) работа может содержать таблицы, графики, схемы, а также иметь приложение, если оно пре­дусмотрено автором. В приложении помещаются материалы ан­кетных опросов, бесед, наблюдений, тестов, конспекты (фраг­менты) уроков, воспитательных дел, продукты творческой дея­тельности учащихся, фотографии и др.


 




Основные параметры научного исследования

Параметры научного исследования отражаются во вве­дении.

Объект исследования - педагогическая реальность, данная нам через призму определенной системы знаний, т. е. описывает­ся в определенной системе понятий.

Предмет исследования - сторона, часть объекта, через кото­рую виден объект.

Цели исследования есть достижение новых состояний в ка­ком-либо звене педагогического процесса; идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности; описание проектиру­емого конечного результата.

Задачи исследования - описание системы средств, обеспечи­вающих достижение поставленных целей. Задача есть часть цели и не может быть шире ее.

Исследование есть процедура эмпирической (опытной) про­верки гипотезы. Гипотеза - сжатая характеристика, в которой скоординирован проект исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных по­ложений применяются следующие методы исследования: ана­лиз психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по вы­явлению реального состояния проблемы в практике. Для реше­ния частных исследовательских задач используются также на­блюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности уча­щихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Обоснованность, достоверность положений и выводов иссле­дования обеспечивается результатами опытной работы, адек­ватность методики исследования его предмету и задачам.


Апробация и внедрение результатов исследования осуще­ствляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно-практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики студентов и др.

Этапы выполнения курсовой (дипломной) работы

Курсовая (дипломная) работа требует систематического чтения, размышлений, большого объема подготовительных за­писей и серьезного их оформления. Чтобы правильно и рацио­нально распределить время и силы, нужно хорошо представлять основные этапы ее выполнения.

1. Самый первый и ответственный момент - выбор темы. Студент решает, какая из тем его больше интересует, как она связана с опытом его работы и общения с детьми. Выбрав тему, следует записать ее в точной формулировке.

2. Составление библиографии и аннотирование источников. Для составления библиографии по теме исследования студент использует имеющиеся в библиотеках систематические, алфа­витные и предметные каталоги, а также различные библиогра­фические справочные издания, сноски и ссылки в учебниках, по­собиях, монографиях и др. Следует обращаться к периодичес­ким бюллетеням "Новые книги по педагогике", сборнику "Лите­ратура по педагогическим наукам". Большую помощь в состав­лении библиографии окажут также обзоры публикаций литера­туры и рецензии, публикуемые в педагогической периодике, вы­ставки новинок педагогической литературы в библиотеках.

После составления библиографии и аннотирования источни­ков проводится их обзор и сортировка по степени значимости, по их месту и роли в раскрытии темы.

При изучении литературы следует вести выписки прочитанного.

Делать выписки - это прежде всего умение найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, инте­ресные философско-педагогические высказывания.


Выписки лучше делать на отдельных листах. Наиболее рас­пространенными способами фиксации прочитанного являются: аннотация, тезисы, реферат, конспект, цитата.

3. Необходимо составить рабочий план в самой общей фор­
ме. Такой черновой рабочий план поможет при чтении научной
литературы сосредоточить внимание на главном, не упускать
из виду логику темы, организовать самоконтроль (хорошо вид­
но, на какие пункты плана пока не найден ответ в литературе).
Далее следует уже целенаправленно отбирать материал.

Выбрав тему курсовой работы, надо продумать основные параметры исследования. Это поможет более четко сформули­ровать рабочий план.

4. Накопление информации - следующий этап работы. Знакомясь с книгой или статьей, необходимо заполнить на нее библиографическую карточку следующего содержания: а) автор, название, место, издательство, год издания, количе­ство страниц; б) о чем говорится в книге (с позиции Вашего к ней отношения, Ваших требований); в) оценка книги с точки зре­ния возможности ее использования в курсовой работе.

5. Самое серьезное внимание должно быть обращено на опытно-экспериментальную работу.

Эксперимент предполагает активное вмешательство иссле­дователя в различные стороны объекта изучения и представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением ис­следуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследо­вателем условиях.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследо­ваний и ставит задачей выяснение состояния на практике изуча­емого явления.

Формирующий эксперимент играет основную роль в педаго­гическом исследовании. В процессе формирующего эксперимен­та исследователь производит проверку гипотезы.

6. Литературное оформление курсовой (дипломной) работы
представляет собой важный этап ее выполнения.

После окончательного согласования с руководителем черно­вика курсовой (дипломной) работы автор приступает к ее окон-


чательному оформлению. Курсовая (дипломная) работа должна быть набрана на компьютере или, в крайнем случае, аккуратно переписана от руки. Средний объем курсовой работы - 50-60 страниц рукописного (30-35 компьютерного варианта), диплом­ной работы - 120 страниц рукописного (50-60 компьютерного варианта). Обязательны поля, нумерация страниц.

Курсовая (дипломная) работа открывается титульным лис­том. На нем помещаются следующие данные: название учебно­го заведения, полное название курсовой работы, фамилия, ини­циалы студента, факультет, группа, фамилия, инициалы руко­водителя, год написания.

На второй странице помещается оглавление. Это оконча­тельно отредактированный план курсовой работы с указанием страниц каждой главы и параграфа в тексте.

С третьей страницы начинается изложение содержания рабо­ты в последовательности заголовков плана.

Титульный лист, оглавление и заключение целесообразно пи­сать и оформлять после того, как вся работа закончена и есть возможность оценить ее в целом.

Излагать материал нужно логично и последовательно не сплошным текстом. Работа подразделяется на главы и парагра­фы в соответствии с планом.

Курсовое (дипломное) исследование должно быть написано грамотно, литературным языком. Недопустимы канцелярские, шаблонные, трафаретные обороты речи.

Каждую главу работы рекомендуется начинать с новой страницы.

При брошюровке курсовой (дипломной) работы составляю­щие ее разделы располагаются в следующем порядке: титуль­ный лист; оглавление; введение; текстовая часть (глава); заклю­чение; библиография; приложение.

Надписи на титульном листе и названий глав (в рукописном варианте) выполняются нормальным или другим чертежным шрифтом, удовлетворяющим эстетическому оформлению кур­совой (дипломной) работы.


 




Подготовка к защите и защита курсовой (дипломной) работы

Курсовая (дипломная) работа после написания, проверки руководителем, исправления недостатков, не позже чем за 10 дней до защиты передается вместе с отзывом руководителя на соответствующую кафедру, где с ней могут ознакомиться все желающие.

Руководитель после получения курсового исследования подготавливает отзыв о нем. В отзыве руководителя должна содержаться характеристика проделанной студентом рабо­ты по всем разделам, отмечены ее положительные стороны и недостатки, степень самостоятельности автора в курсовой работе над темой, сформированность навыков работы с ли­тературой, теоретического и экспериментального исследо­вания, обоснованность и ценность полученных результатов, возможность их применения и заключение о допуске студен­та к защите.

Дата, время, место защиты устанавливаются деканатом фа­культета по согласованию с заведующим кафедрой.

Защита курсовых (дипломных) работ проводится на откры­том заседании. Студент в своем кратком сообщении (на 10-15 мин) раскрывает мотивы выбора темы, характеризует объект и предмет исследования, его задачи и цель, выдвинутую гипотезу, полученные результаты и выводы, обосновывает их и указыва­ет теоретическую и практическую значимость.

С целью более наглядной и убедительной аргументации по­лученных результатов на защите можно воспользоваться техни­ческими средствами, а также схемами, таблицами, графиками собственного изготовления.

После выступления с сообщением студенту нужно быть го­товым ответить на любой вопрос, замечание как членов комис­сии, так и присутствующих, дать необходимые справки, поясне­ния и т. д.

Затем слово предоставляется председателю, который зачи­тывает имеющиеся отзывы, рецензии.

Происходит обмен мнениями о работе студента, в котором могут принять участие все желающие.


В заключение автору работы предоставляется возможность выступить с кратким словом.

Члены комиссии на закрытом заседании обсуждают результа­ты защиты и простым большинством голосов выносят решение об оценке (отметке) работы студента по четырехбалльной систе­ме: отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно.

Руководитель курсовой (дипломной) работы, если он не вхо­дит в состав комиссии по защите, может участвовать в обсужде­нии результатов защиты и вынесения решения об их оценке с правом совещательного голоса.

Если защита курсовой (дипломной) работы признается не­удовлетворительной, комиссия устанавливает, возможно ли представление данной работы к повторной защите после необхо­димой доработки, определяемой комиссией, или же студент дол­жен разработать новую тему.

Руководство курсовыми (дипломными) работами

Общее руководство выполнением курсовых (дипломных) работ осуществляет заведующий кафедрой. Он оформляет закрепление за студентами тем курсовых (дипломных) работ и назначение руково­дителей, осуществляет контроль за написанием курсовых работ, со­блюдением действующих нормативных положений, организует кол­легиальное обсуждение состояния и мер улучшения постановки кур­совых работ на заседании кафедры, работу комиссий по защите кур­совых работ.

Темы курсовых работ утверждаются решением заседания кафедры и Совета факультета. Темы дипломных работ также утверждаются приказом по университету. Заведующий кафед­рой обеспечивает непосредственную организацию и методичес­кое руководство выполнением курсовых (дипломных) работ. На заседаниях кафедры рассматриваются вопросы о подготовке курсовых (дипломных) работ (отчет руководителя, студента).

Научный руководитель осуществляет руководство курсо­выми (дипломными) работами, разрабатываеют методические указания и рекомендации, обеспечивая ими студентов, контро­лирует ход написания курсовых (дипломных) работ через груп-


 




повые и индивидуальные консультации по составленному со­вместно со студентом(ами) графику. Консультации носят инди­видуальный характер, возможно проведение и групповых кон­сультаций, преимущественно в начале работы студентов над курсовыми (дипломными) темами (по организационным вопро­сам, методике проведения исследований и т. п.). Студенты мо­гут получить консультацию и по собственной инициативе, пред­варительно согласовывая с руководителями возможность их проведения.

Консультации обычно носят характер собеседований, в ходе которых руководитель помогает студентам выбрать наиболее рациональные способы работы, целесообразные методы науч­ного исследования, разрешает возникшие у студентов затрудне­ния, осуществляет контроль за ходом выполнения работы. Руко­водитель проверяет окончательно оформленную курсовую (дипломную) работу, составляет письменный отзыв о ней и ока­зывает студенту помощь в подготовке работы к защите. Руко­водитель, как правило, лично принимает участие в заседаниях комиссии, на которых происходит защита выполненных под его руководством курсовых работ.

Форма представления курсовой (дипломной) работы уста­навливается факультетом, кафедрой. Объем работы, ее струк­тура определяются темой и должны обеспечивать решение по­ставленных задач без перегрузки малозначимым материалом.

Порядок и даты защиты определяются Советом факультета по согласованию с кафедрой.

Курсовая (дипломная) работа студента может быть оценена на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетвори­тельно". Несвоевременное выполнение курсовой работы счита­ется академической задолженностью и ликвидируется в уста­новленном порядке.

Итоги выполнения курсовых (дипломных) работ анализиру­ются на соответствующих кафедрах, а по мере необходимости на заседаниях Советов факультетов.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СЛОВАРЬ- СПРАВОЧНИК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

АВТОРЕФЕРАТ - (произошло от латинского слова referre - сообщать, докладывать). Автореферат пишется на собственное произведение: диссер­тацию, монографию, статью и т. д. Автореферат пишется на диссертацию в виде рукописи, монографии или учебника.

АВТОРСКАЯ ШКОЛА - учебное заведение, работающее по програм­ме отдельного ученого или научного коллектива.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица измерения объема текста, выражающа­яся в печатных знаках. В одном авторском листе научного текста - 40000 печатных знаков.

АНКЕТА (опросный лист) - структурно организованный набор вопро­сов, каждый из которых связан с программными и процедурными задача­ми исследования. Анкета является основным инструментарием сбора ин­формации.

АННОТАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ - краткая характеристика диссерта­ционного исследования.

АПЕЛЛЯЦИЯ - обжалование решения. Апелляция может подаваться соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, не согласными с решениями диссертационного совета или президиума Государственного высшего аттестационного комитета, не позднее двух месячного срока со дня вынесения решения.

АПРОБАЦИЯ - проверка, официальное одобрение результатов диссер­тационного исследования.

АСПИРАНТУРА - (произошло от латинского слова aspiro - стремле­ние, старание приблизиться). Одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в России (СССР). Обучение в аспирантуре осуще­ствляется по очной и заочной формам.



АТТЕСТАТ ПРОФЕССОРА (ДОЦЕНТА) - свидетельство о присвое­нии ученого звания профессора (доцента).

АТТЕСТАЦИЯ - процесс оценки компетентности работника или каче­ства работы научно-учебного заведения.

БАНК ДАННЫХ - способ накопления, упорядочения и хранения раз­личной научной информации с целью удобства ее поиска, обработки и ис­пользования.

БИБЛИОГРАФИЯ (СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ) -информация об используемых в диссертации, монографии, учебнике, статье и т. д. научных трудах, публикациях, диссертациях, авторефератах, архи­вных и других материалов. Библиография (список литературы и источни­ков) содержит фамилию и инициалы автор (авторов), название издания, ме­сто и год издания, его объем, который указывается в страницах или печат­ных листах.

ВВЕДЕНИЕ - изложение понятий, условий и ограничений, применяе­мых при постановке проблемы и обосновании основных результатов дис­сертационного исследования.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) - организация (пред­приятие), которой дано право оценивать прикладную значимость диссертаци­онных исследований. Ведущими организациями (предприятиями) по докторс­ким и кандидатским диссертациям назначаются организации (предприятия) широко известные своими достижениями в соответствующей отрасли наук.

ВНЕДРЕНИЕ-законодательный акт, на основании которого резуль­таты диссертационных исследований или других научных разработок ис­пользуются в практической деятельности учебных заведений различных ти­пов. Внедрение результатов научных исследований может осуществляться на уровне отдельного учебного заведения, региона, республики или в целом государства.

ВЫБОРКА - совокупность элементов объекта педагогического иссле­дования, подлежащих изучению. Основной критерий оценки качества вы­борки является ее репрезентативность, которая должна отражать характе­ристику изучаемой (генеральной) совокупности.

ГИПОТЕЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - (произошло от гречес­кого слова hypothesis - основание, предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение о развитии того или иного направления науки.

ГРАФИК - геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии и плоскости.

ДИАГНОСТИКА - обследование педагогических объектов и субъек­тов с целью определения педагогических способностей, качества обучения: усвоения знаний, умений и навыков.


ДИАГРАММА - графическое изображение зависимости или зависи­мостей между величинами при помощи линий, плоскостей или геометри­ческих фигур.

ДИПЛОМ ДОКТОРА (КАНДИДАТА) НАУК - свидетельство о при­суждении ученой степени доктора или кандидата наук. Диплом доктора (кандидата) наук выдается по результатам положительной защиты докторс­кой или кандидатской диссертации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ АТТЕСТАЦИОННЫЙ КОМИ­ТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -центральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагоги­ческим работникам ученых степеней и присвоение научным работникам ученых званий.

ДИССЕРТАЦИЯ - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук (в России).

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТО­РА НАУК - квалификационная научная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положе­ния, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное до­стижение в развитии соответствующего научного направления, либо осу­ществление решений научной проблемы, имеющей важное социально-куль­турное, народно-хозяйственное или политическое решение...

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИ­ДАТА НАУК - квалификационная научная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли наук.

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ РУКОПИСИ -диссертация, выполненная в виде рукописи на пишущей машинке или с помощью компьютерной техни­ки. Диссертация в виде рукописи переплетаются и в таком виде представля­ются к защите. Объем диссертации в виде рукописи не установлен.

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА - готовится соис­кателем на основании ранее опубликованных им и известных широкому кругу научной общественности работ, имеющих важное значение для науки и практики. Объем диссертации в виде научного доклада не установлен.

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ МОНОГРАФИИ - единолично подготовлен­ная и изданная монография, представленная к защите. На диссертацию в виде монографии пишется автореферат. Объем автореферата ограничен: для кан­дидатской диссертации - 1,0 п. л. - 1,5 п. л., для докторской 2,0-2,5 п. л.

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ УЧЕБНИКА - единолично изданный и апро­бированный в практике учебник представляемый к защите. На диссертацию


 




в виде учебника пишется автореферат. Объем автореферата ограничен: для кандидатской диссертации - 1,0- 1,5 п. л., для докторской 2,0- 2,5 п. л.

ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ - совет специально создаваемый Го­сударственным высшим аттестационным комитетом Российской Федерации для защиты докторских и кандидатских диссертаций из числа известных сво­ими достижениями ученых в определенных отраслях науки. В состав совета могут входить от 12 до 24 докторов и кандидатов наук. В кандидатском сове­те должно быть не менее 50% докторов наук, остальные могут быть кандида­тами наук. В докторский совет должны входить все доктора наук за исключе­нием ученого секретаря совета, который может быть кандидатом наук.

ДИССЕРТАЦИЯ ВЫПОЛНЕННАЯ НА СТЫКЕ СПЕЦИАЛЬНОС­ТЕЙ -диссертация в процессе выполнения ко- торой привлекался большой материал смежной науки. Например: диссертация выполнялась по специаль­ности 13.00.01- общая педагогика и 19.00.07 - педагогическая психология.

ДОКТОРАНТУРА - высшая форма подготовки научных и научно-пе­дагогических кадров. Обучение в докторантуре осуществляется по очной и заочной формам.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - утверждения, которыми должны быть доказаны в ходе научно-исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - последний раздел диссертации (автореферата), в ко­тором делаются выводы о результатах проведенного исследования.

ЗАКЛЮЧЕН ИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА - наиболее суще­ственные теоретические и прикладные результаты диссертационного иссле­дования, полученные лично соискателем в ходе работы над диссертацией.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - объективно существующая, повторяющаяся связь объективных и субъективных явлений развития учебно-воспитатель­ного процесса.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ - процедура, предусматривающая защи­ту докторской или кандидатской диссертации на заседании диссертацион­ного совета.

ИДЕЯ - форма постижения мыслью сущности явлений реальной дей­ствительности.

ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - изу­чение деятельности отдельных субъектов или коллективов в процессе их деятельности по обучению и воспитанию с последующей оценкой качества и новаторства в их педагогической работе.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ - отдельный раздел научного издания или диссертационного исследования, в котором указываются имена исследова­телей, разработки которых использованы при подготовке той или иной на­учной работы.


ИНДИКАТОР - факты, используемые исследователями для социологи­ческих и педагогических измерений.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ -методические документы (анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланки для записи результатов наблюдений и др.), с помощью которых осуществля­ется сбор первичной педагогической информации.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - множество объектов педагогической науки, связанных единой задачей, направленной на получение новых теоретических и эмпирических результатов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в различных типах учебных заведений.

КАНДИДАТСКИЙ ЭКЗАМЕН - составная часть аттестации научно-педагогических и научных кадров, который направлен на то, чтобы устано­вить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени канди­дата наук и степень его подготовленности к научно-исследовательской ра­боте. В настоящее время установлено три кандидатских экзамена: по фило­софии, специальности и иностранному языку.

КАРТОГРАММА - это географическая карта или ее схема, на которой различным цветом изображена степень распространения какого-либо явле­ния или процесса на различных территориях.

КАРТОДИАГРАММА - нанесение на географическую карту статисти­ческих данных в виде различных диаграмм.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА - единолично под­готовленная диссертация на соискание ученой степени кандидата или док­тора наук, в которой автор показывает свои способности осуществлять научное исследование, анализировать и интерпретировать полученные ре­зультаты.

КОДИФИКАТОР - формализованный список вариантов ответов рес­пондентов на вопросы анкет.

КОЛЛЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО АТТЕСТАЦИОН­НОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - совещательный орган, который рассматривает основные вопросы текущей деятельности ВАКа России.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ -составление конспекта прочитанного на­учного или литературного источника.

КРИТЕРИЙ - мерило оценки отдельных компонентов или целостного педагогического процесса. Критериями характеризуется сущность, основ­ные признаки, особенности и структура педагогического процесса.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ - сбор научной информации с помощью специально подготовленных анкет.


 




МЕТОД (БЕСЕДЫ, ИНТЕРВЬЮ) - сбор необходимой научной инфор­мации с помощью личного контакта с респондентами.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - приемы, процедуры и операции эмпи­рического и теоретического исследования и изучения явлений педагогичес­кой действительности.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - визуальное восприятие педагогической действительности и фиксация его результатов на специальных бланках.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ -совокупность исходных философ­ских и педагогических идей, которые лежат в основе исследования педаго­гической действительности и влияют на теоретическую интерпретацию по­лученных результатов.

МОНИТОРИНГ - постоянное наблюдение за состоянием и изменения­ми изучаемого педагогического объекта.

МОНОГРАФИЯ - научное исследование, выполненное в виде отдель­ной книги и посвященное одной проблеме. Монография может быть как еди­нолично подготовленной, так и коллективной.

НАУЧНАЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ - некорректное использование автором диссертации, монографии и т. д. научных источников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.