Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили руководства




Совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных определяет стиль руководства.

Стиль руководства – типичный видповедения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Существует два подхода к характеристике стиля руководства:

1) поведенческий подход, характеризующий поведение руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников;

2) ситуационный подход, характеризующий поведение руководителя в контексте ситуационных факторов.

В действительности и тот и другой являются важными, требующими учета и реагирования.

Стиль отличается устойчивостью, проявляющейся в частом применении тех или иных приемов управления. Вместе с тем эта устойчивость относительна, поскольку реагирование на ситуацию неоднозначно, обусловливает динамизм поведения.

Выбор стиля управления определяется совокупностью субъективно - объективных факторов:

1) сознательными предпочтениями, определяющими способ и метод действий руководителя;

2) объективными основаниями, в их числе – спецификой сферы деятельности (технологического уровня производства, особенностей трудовых и материальных ресурсов, формы организации труда); требованиями, предъявляемыми к руководителю в управленческой иерархии, способами и приемами управления, используемыми вышестоящими руководителями, особенностями исполнителей (возраст, пол, образование и пр.).

Выделяют ряд стилей руководства.

Стиль руководства – способ, методы воздействия руководителя на подчиненных.

Авторитарный стиль предполагает концентрацию всей власти и ответственности в руках руководителя и управление с помощью приказов.

Авторитарный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию. Используется преимущественно при руководстве лицами невысокой квалификации, выполняющими простые виды работ, а также в случаях, когда исполнители должны безоговорочно подчиняться руководителю. Как правило, не создает заинтересованности в результатах труда, формирует неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, конфликты.

Демократический стиль предполагает делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя.

Демократический руководитель позволяет подчиненным участвовать в принятии решений, предпочитает оказывать влияние на них с помощью убеждения, разумной веры или харизмы.

Руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, избегает диктаторства, создает благоприятный морально-психологический климат, широко используется поощрение.

Обычно применяется при выполнении сложных, требующих творческого подхода работ, способствует высокому качеству их исполнения.

Либеральный стиль ориентирован на предоставление возможности самоуправления в желаемом для организации направлении.

Либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу. При этом ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые условия для работы, определяет необходимые границы работы. Сам уходит на второй план, оставляя за собой консультативные функции и функции приемщика – контролера, эксперта, арбитра.

Применение этого стиля получает большое распространение в связи с развитием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых специалистами, не терпящими давления, опеки.

Как правило, тот или иной стиль складывается под воздействием множества объективных и субъективных факторов. Вместе с тем довольно часто различные стили руководства не имеют между собой четких границ, плавно переходят друг в друга.

Взаимосвязь и соотношение между различными стилями управления можно представить на рисунке:

 

Автократичный Либеральный

 

Демократичный

 

Рис. 4.2. Стили руководства

 

По исследованиям, проведенным Куртом Левиным и коллегами[12], эффективность работы при различных стилях руководства разная.

В частности, при авторитарном руководстве первостепенное внимание уделяется производственным задачам, вместе с тем люди имеют второстепенное значение. При этом можно добиться выполнения большего объема работ, чем при демократическом. Однако проявляется меньшая мотивация, оригинальность, меньшее дружелюбие в группе, отсутствует групповое мышление, большая агрессивность как по отношению к членам группы, так и руководителю, большая подавленность, более зависимое поведение.

При либеральном руководстве, по сравнению с демократическим, объем работы уменьшается, качество работы снижается, полная свобода не стимулирует производительности. Такой стиль управления представляется как попустительский.

Более позитивные достижения - при демократическом руководстве. Как правило, характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работников в принятии решений, высокой результативностью труда.

Основные черты исследованных стилей руководства представим в таблице (Табл.4.1.).

 

Таблица 4.1.

Основные черты стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчинёнными Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
способ принятия решений решения принимаются единолично решения принимаются с учётом коллективного мнения руководитель определяет задания и границы выполнения работы
способ доведения до исполнителя приказы, распоряжения обсуждение и обоснование заданий дача задания после обсуждения в коллективе
ответственность за принятые решения полностью у руководителя в соответствии с полномочиями у руководителя, исполнителей не
отношение к инициативе Допускается Поощряется однозначно
принцип подбора кадров избавление от сильных конкурентов привлечение эффективных работников в зависимости от цели проекта, без чёткой стратегии
отношение к знаниям с учётом должностной иерархии постоянное повышение квалификации, требование этого от подчиненных определяемое производственной необходимостью
характер отношений с подчинёнными дистанцированный манера поведения контактная, со всеми, как с равными коллегами предоставление свободы исполнителям
отношение к дисциплине жёсткое, формальное разумное не формальное, попустительское
отношение к мотивации выполнение задания любой ценой, страх наказания использование различных методов поощрения и наказания вознаграждение по результатам

 

Стили управления могут быть смешанными, зависеть от ситуации, то есть быть адаптивными, ориентированными на реальность. Это более результативно, чем приверженность только к одному стилю.

В современных условиях успех дела определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными, но также другими факторами, определяющими трансформацию от так называемых «двумерных» к «многомерным» стилям управления.

Первоначально сложилась идея «двумерного»» стиля управления. При этом один ориентирован на благоприятный морально-психологический климат в коллективе, другой – на создание организационно-технических условий для эффективного труда.

Поскольку ни тот, ни другой в отдельности не достаточны, рассмотрим параметры их рационального сочетания на основе так называемой «управленческой решетки» Р.Блейка и М.Муттона (Рис.4.3.).

 

Ориентация на создание коллектива и налаживание отношений   1.9. Максимум внимания 9.9. Максимум внимания людям, минимум внима- людям и организационно- ния организационно-тех- техническим проблемам ническим проблемам 5. 5.Равное внимание людям и организационно- техническим проблемам 1.1. Минимум внимания 9.1. Минимум внимания людям и организационно- людям, максимум внима- техническим проблемам ния организационно-тех- ническим проблемам 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    Ориентация на создание организационно-технический условий

Рис. 4.3. «Решетка управления» Р.Блейка и М.Муттона

 

Таблица состоит из 9 сток и 9 столбцов, которые образуют 81 поле.

Представляет пять позиций, характеризующих управленческие предпочтения:

1.1. Минимум внимания людям и организационно-техническим проблемам

1.9. Максимум внимания людям, минимум внимания организационно-техническим проблемам

9.1. Минимум внимания людям, максимум внимания организационно-техническим проблемам

9.9. Максимум внимания людям и организационно-техническим проблемам

5.5. Равное внимание людям и организационно-техническим проблемам

В зависимости от предпочтений руководителя и осуществляемого управления, может быть найдена позиция того или иного руководителя на поле.

Пользуясь «управленческой решеткой», можно определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к должности, предусмотренной штатным расписанием. Сравнив с ними экспертные оценки претендентам, можно определить их пригодность к замещению должности. При проецировании на рассмотренные выше стили управления, предполагается, что авторитарные методы управления в большей мере ориентированы на создание благоприятных организационно-технических условий производства, демократические – на создание и укрепление коллектива. В условиях нестабильности обстановки, становления организации, предпочтительнее ориентироваться на решение организационно-технических проблем, отодвинув вопросы создания коллектива на второй план. В благоприятных же и умеренно благоприятных условиях наиболее подходящий стиль управления – это стиль, ориентированный на укрепление коллектива и налаживание отношений. Указанный стиль управления достаточно обоснован при реализации потребности в самоуважении, определении принадлежности к коллективу. Если же сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности – более целесообразен «инструментальный» стиль. Этот же аргумент можно отнести к ситуации, когда работники стремятся к высоким результатам и уверены в их достижении.

Сегодня получает развитие концепция атрибутного подхода к выбору стиля управления. В ее основе – реакция руководителя не только на поведение подчиненного, но и причин его вызывающих. При этом акцентируется внимание на трех видах информации: насколько поведение исполнителя обусловлено особенностями задания, насколько оно стабильно и насколько уникально.

В зависимости от обусловленности, принимается то или иное решение. В качестве дополнительных стилей руководства (управления) называются: патернализм, оппортунизм и др.

Патернализм – представляется в виде «отеческой» заботы о работниках. Достаточно позитивен, Вместе с тем обусловливает синдром «застывания» в развитии, работники не стремятся к независимости суждений.

Оппортунизм – не основывается на определенных принципах. Наиболее важный ориентир руководителя - на тактические решения, являющиеся основой личного успеха.

Таким образом, проблема стилей управления является далеко не однозначной. Требует очень вдумчивого отношения и взвешенности. В современных условиях в связи с высокой зрелостью работников наиболее предпочтительны комбинированные стили руководства. При этом в большинстве случаев привязка делается к демократическому стилю управления.

Как отмечалось выше, демократический стиль руководства предполагает коллективность управления, возможную при высоком профессионализме работников. При этом актуализируется проблема делегирования полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.