Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития 2 страница




ввести в школах изучение новых предметов, соответствующих социально-экономическим преобразованиям в стране: основы экономики и основы экологии, современные информационные технологии;

способствовать реализации творческого потенциала детей, оказывать государственную поддержку талантливым детям;

предусмотреть подготовку девочек и мальчиков к организации будущей семейной жизни, изучение основ семейной экономики, культуры семейных взаимоотношений, семейной психологии и педагогики.

В области охраны здоровья детей приоритетными являются:

обеспечение государственных гарантий бесплатной, оптимальной по объему и качеству, дифференцированной в зависимости от возраста и состояния здоровья медицинской помощи детям и женщинам;

обеспечение полноценным питанием детей, беременных женщин и кормящих матерей.

В целях профилактики социального сиротства необходимо:

разработать комплекс мер по устранению причин, ведущих к передаче детей на государственное обеспечение (профилактическая работа с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, профилактика отказов от детей, прежде всего среди несовершеннолетних матерей); развивать новые формы и совершенствовать процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; осуществлять социально-экономическую, правовую и психолого-педагогическую поддержку семей, принимающих детей на воспитание;

осуществлять постоянную информационно-просветительскую деятельность по формированию позитивного и ответственного родительства;

совершенствовать статистическую отчетность по таким показателям, как количество детей школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих места жительства, подвергающихся насилию в семье.

В сфере детской инвалидности предусматриваются следующие меры:

предупреждение инвалидности, массовое обследование новорожденных с целью выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации;

обеспечение детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами;

оказание социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

комплексная медицинская реабилитация детей-инвалидов в семье;

направление средств, выделяемых государством для развития и образования ребенка-инвалида, непосредственно семье (основные формы реализации – реабилитационно-образовательный полис, именные финансовые обязательства).

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается продолжить деятельность, обеспечивающую формирование максимально благоприятной для ребенка окружающей социальной среды, прежде всего семейной, повышение качества жизни детей, защиту прав и учет их интересов.

В процессе достижения устойчивого развития должна быть повышена роль молодежи. Это наиболее способная и активная часть общества. Формирование жизнеспособного молодого поколения является одним из главных факторов обеспечения устойчивого развития государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие страны, за преемственность исторического и культурного наследия.

В последнее время отмечается усиление негативных тенденций в молодежной среде. Ухудшается состояние здоровья молодежи, растет число молодых инвалидов, снижается готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (СПИД, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем). Так, в возрастной структуре ВИЧ-инфицированных преобладают молодые люди (до 30-ти лет) – 83,3%, из которых молодежь до 20-ти лет составляет 16,0%. Ситуация усугубляется ростом токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди молодежи.

Продолжается процесс социального расслоения в молодежной среде, ослабляется зависимость социального положения молодых людей от уровня образования, квалификации, результатов труда. Существует неравенство доступа сельской молодежи к качественному образованию. Обостряется проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В настоящее время каждый второй безработный находится в возрасте 16–29 лет, их которых каждый четвертый состоит в государственной службе занятости от 6 месяцев до 1 года, каждый восьмой – более года.

Цель государственной молодежной политики – создание правовых, экономических и организационных условий для развития социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодежи, формирования у нее общественно полезных интересов и потребностей. Эта политика должна основываться на приоритетности учета интересов и потребностей молодежи в жизни общества и необходимость социальной поддержки молодежи как находящейся на начальном этапе формирования жизненных ориентиров и ценностей, начале профессионально-трудовой деятельности и создании семьи.

К числу основных направлений государственной молодежной политики относятся: образование, занятость, охрана здоровья и формирование здорового образа жизни, организация досуга, обеспечение жильем, социальная поддержка молодых семей.

На первом этапе (до 2010 г.) необходимо обеспечить:

разработку государственной программы «Молодежь»;

внесение изменений и дополнений: в трудовое законодательство в части определения дополнительных мер по содействию и обеспечению профессиональной ориентации, профподготовки и переподготовки, занятости молодых граждан, сочетания учебы с профессиональной деятельностью; в налоговое законодательство в части установления налоговых льгот нанимателям, создающим или предоставляющим рабочие места для молодых граждан, впервые начинающих трудовую деятельность; в жилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий молодым гражданам и молодым семьям на получение целевых субсидий, льготных кредитов, ипотечного кредитования для строительства или приобретения жилья, по внедрению механизмов аренды жилья; в законодательство по охране здоровья в части установления гарантированных мер формирования здорового образа жизни, предупреждения смертности молодежи, профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ, лечения и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, сохранения психического здоровья молодежи;

создание условий для получения полноценного образования молодыми гражданами из малообеспеченных семей, проживающими в сельской местности, находящимися в трудной жизненной ситуации;

реализацию мер по повышению мотивации молодежи к непрерывному повышению образовательного и культурного уровня;

решение вопросов занятости молодежи, в том числе за счет создания молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, организации сезонной и временной работы, содействие профессиональной самореализации молодежи, молодежному предпринимательству, прежде всего в небольших городах и сельской местности, решение проблем мотивации труда;

активизацию работы по поддержке и поощрению талантливой молодежи, проявившей способности в науке, технике, искусстве;

реализацию мер, направленных на улучшение здоровья, снижение смертности молодых людей, развитие системы отдыха и оздоровления;

профилактику и снижение уровня токсикомании, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

профилактику правонарушений несовершеннолетних, предотвращение вовлечения молодежи в противоправную деятельность;

недопущение в средствах массовой информации пропаганды бездуховности, потребительства, криминального поведения, нацеленного на легкое и быстрое обогащение, насилия, жестокости и других проявлений, несовместимых с нравственными нормами;

организацию просветительской работы среди молодых граждан по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания детей, организации семейного и детского отдыха;

содействие становлению и развитию молодежных и детских общественных объединений, в том числе экологической направленности, волонтерской деятельности, реализации общественно значимых инициатив.

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается :

формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни;

активизацию государственных инвестиций, направленных на сокращение смертности среди молодых граждан от неестественных причин, обеспечение здоровья и формирование здорового образа жизни молодежи, на улучшение их репродуктивного здоровья и активизацию репродуктивного поведения, обеспечение безопасного материнства;

создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, включая сельский, инфрастуктуры отдыха и досуга, проведения республиканских и региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта.

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.) подтверждена решимость мирового сообщества продолжать содействие созданию и укреплению советов по устойчивому развитию не только на национальном, но и на местном уровне, а также повысить роль и возможности местных властей, а также других заинтересованных сторон в осуществлении Повестки дня на XXI век.

Создание экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития страны невозможно без участия в этом процессе местных сообществ, призванных осуществлять поиск путей и средств обеспечения устойчивого развития в конкретных регионах, городских и сельских поселениях. В Беларуси имеются лишь четыре местные инициативы по разработке и реализации локальных стратегий устойчивого развития («Местных повесток XXI»): проекты в Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске.

Ряд общественных организаций, инициатив и проектов осуществлял информационно-обучающие кампании по вопросам разработки и реализации «Местных повесток XXI». Среди них – общественное объединение «Экодом», Белорусское отделение общественного объединения «Международная академия экологии», Фонд реализации идей, Проект ПРООН «Содействие в разработке и реализации Национальной стратегии устойчивого развития».

В связи с этим одной из основных целей Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является создание организационных, правовых, финансовых и иных механизмов, стимулирующих выдвижение региональных и местных инициатив, направленных на формирование экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития региональных и местных сообществ в Беларуси, активный поиск собственных ресурсов для решения связанных с этим задач, а также обеспечивающихэффективную поддержку этих инициатив на национальном и международном уровне.

Для достижения этой цели на разных этапах реализации НСУР-2020 потребуется решить ряд важных задач, обеспечивающих совершенствование действующей системы государственного управления, местного самоуправления и направленных на дальнейшую демократизацию всего белорусского общества.

Целью региональных и местных инициатив является удовлетворение социальных и экономических потребностей жителей соответствующих территорий при сохранении и улучшении среды обитания и других условий их проживания.

Инициаторами разработки и осуществления «Местных Повесток XXI» и других мероприятий такого рода должны стать местные органы управления и самоуправления, общественные организации, субъекты хозяйствования, товарищества собственников жилья, отдельные граждане, которые будут самостоятельно определять круг решаемых проблем, формы, сроки и механизмы их реализации с учетом местных потребностей, социально-экономических, природных, экологических и иных условий, оказывающих определяющее влияние на обеспечение устойчивости развития территориальных образований.

При определении круга, масштабов и сроков реализации местных инициатив по выполнению задач устойчивого развития предусматривается обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей.

К региональным и местным инициативам, которые в прогнозируемом периоде будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры;

обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам;

совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;

развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий рекомендованы:

местным органам управления:

непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Республиканским органам государственного управления Республики Беларусь предстоит обеспечить постоянное укрепление и повышение эффективности сотрудничества с международными организациями – ПРООН, ХАБИТАТ, ЮНЕП, Всемирным банком, ЕБРР и другими, а также с Евросоюзом и правительствами стран, добившихся в последние годы наибольших успехов в государственной поддержке региональных и местных инициатив, и в частности, в проведении национальных кампаний по разработке «Местных повесток XXI» (Германия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Для эффективной координации региональных и местных инициатив местные органы управления должны иметь более широкую организационную, правовую и финансовую автономию, а также значительно более тесные связи с международными организациями, содействующими международному сотрудничеству региональных и местных органов управления, обмену передовым опытом управления муниципальным хозяйством, охране окружающей среды – Международным союзом местных органов управления (IULA), Международным советом по местным экологическим инициативам (ICLEI) и др.

В связи с этим уже на первом этапе реализации НСУР-2020 (до 2010 г.) в Республике Беларусь необходимо осуществить корректировку региональной политики государства, децентрализацию государственного управления, а также продолжить реформирование действующей системы местного управления и самоуправления.

Реализуя общегосударственную задачу, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.

Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.

На региональном и местном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

· комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, «Местных повесток XXI», позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых «экологических» налогов и штрафов;

· содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

· обеспечение подготовки, массового тиражирования и широкого распространения методических рекомендаций по разработке и реализации «Местных повесток XXI» для местных органов управления и самоуправления, неправительственных организаций и различных групп населения, размещение их на web-сайтах соответствующих республиканских органов государственного управления, а также демонстрационных и пилотных проектов на уровне административно-территориальных единиц разного уровня;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения.

На всех этапах реализации НСУР-2020 предстоит обеспечить мониторинг процесса выдвижения и реализации региональных и местных инициатив с регулярной оценкой практики их поддержки со стороны государственных органов и публикацией соответствующих итогов в периодических докладах.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.