Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика деятельности оператора




 

Операторская деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности, возникшей на определенной ступени развития техники и произ­водства в целом. Поэтому прежде чем давать психоло­гическую характеристику операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще [93, 94].

Трудовая деятельность человека, как и любая дру­гая; исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к деятельнос­ти, а цель — то, чего он стремится достигнуть в резуль­тате деятельности (рис. 4.6).

Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некото­рые субъективно переживаемые побуждения к деятель­ности. Для субъекта мотив выступает как непосредствен­ная побудительная сила, как непосредственная причина деятельности. При этом источник мотива нередко ус­матривают в мышлении, в сознании.

Но действительной основой мотива человека явля­ются потребности, т. е. объективная необходимость — его нужда в веществе, энергии и информации. Приня­то различать потребности материальные (в пище, одеж­де, жилище) и духовные, или культурные (в общении с людьми, образовании, чтении и т. д.). Эти потребности так или иначе отражаются в сознании. Мотив и есть осознанная, т. е. отраженная в сознании, потребность. Человеческие потребности, а следовательно и мотивы, развиваются в процессе исторического развития об­щества.

Цель деятельности — это идеальный, или мыслен­но представляемый ее результат. Отношение «мотив — цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека. Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцеп­тивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каж­дого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующи­ми, другие — подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.

Нужно отметить, что идеальная подготовка к той или иной трудовой деятельности и образование целей с развитием производства становятся все более слож­ными. Формирование представления о результате тру­да у современного человека предполагает овладение системой знаний о технике, технологии, о производстве в целом.

Конечной целью любой трудовой деятельности яв­ляется получение некоторого полезного (и для данно­го человека, и для общества) результата. Но достига­ется эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Так, цель деятельности диспетчера аэропорта состо­ит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, пролет и посадку в районе данного аэропорта. Выполняя эту деятельность, он решает такие задачи, как установле­ние связи с бортом самолета, оценка воздушной об­становки, получение информации о погоде и т. д. Каждая такая задача состоит из более мелких: про­смотр расписания, наблюдение за экраном радиоло­катора, запросы и т. д.

Элемент деятельности, направленный на выполне­ние простой текущей задачи, в психологии принято называть действием. Более детальный анализ позво­ляет разложить действие на составляющие его рабо­чие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие высту­пает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела). Фактором, орга­низующим движения в систему (в действие), является задача.

В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т. е. одновременно. Нужно отметить, од­нако, что деятельность не есть простая сумма элемен­тарных действий. Описание деятельности как адди­тивного процесса дает лишь весьма приблизительное представление о ее структуре. В действительности соотношение действий в структуре деятельности бо­лее сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы од­ного в другое, преобразование действий и т. п. Дей­ствие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами. Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результа­тов предшествующего и конкретных условий деятель­ности. В процессе деятельности так или иначе прояв­ляются творческие способности человека.

Деятельность выступает как сложная, иерархи­чески построенная, многоуровневая и динамически развивающаяся структура с большими возможностя­ми переключения от уровня к уровню.

Все это создает трудности для использования ме­тодов ее формального описания. Пожалуй, только сте­реотипная, доведенная до автоматизма («задолблен­ная») деятельность может быть описана как сумма последовательно выполняемых действий. Но в этом слу­чае нецелесообразно заменить человека автоматичес­ким устройством.

Следует отличать действие как элемент человечес­кой деятельности от операции; являющейся элементом технологического процесса. Иногда операция может выполняться человеком при помощи одного действия, иногда ее выполнение требует нескольких действий. В автоматизированном производстве многие операции выполняются машинами, т. е. без участия человека. В этой связи возникает важный вопрос о согласовании хода технологического процесса с деятельностью человека, об учете особенностей человеческой деятель­ности при организации технологического процесса и режима труда.

В каждый момент выполнение действие характе­ризуется высокой степенью соответствия (адекватнос­тью) предмету, орудиям и условиям труда. Это возможно только потому, что предмет, орудия и условия труда отражаются в сознании человека, а возникающее от­ражение (субъективное отражение) выступает в роли регулятора выполняемого действия.

Иначе говоря, информация о текущем состоянии предмета, на который направлено действие, а также о внешних условиях выступает в форме его субъектив­ного образа. Существенной его характеристикой явля­ется оперативность. «Оперативный» — значит приспо­собленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач.

Идеальное специализированное отражение преоб­разуемого в действии объекта (предмета, процесса, яв­лений), складывающееся по ходу выполнения конкрет­ного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом [130]. Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его адекватность предмету, орудиям и ус­ловиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела орга­низуются в единую систему — действие. Оперативный образ формируется в ходе процессов приема и перера­ботки информации и вместе с тем является фактором, направляющим их течение и организацию.

Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результате выполненного действия. Эти сигналы вклю­чаются в оперативный образ, корректируют его.

Итак, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему (рефлекторное кольцо), вклю­чающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возни­кающие при выполнении действия.

Все, что говорилось выше, относится, прежде все­го, к так называемым внешним действиям: действиям, посредством которых человек преобразует веществен­ные предметы (перемещает их в пространстве, разделяет на части и соединяет и т. д.) и которые доступ­ны непосредственному наблюдению. Но любая тру­довая деятельность человека включает и внутренние, умственные действия (действия, выполняемые в уме). Как показывают исследования, эти внутренние дей­ствия формируются на основе внешних в результате интериоризации (что в переводе с латинского значит «превращение во внутреннее»). При этом структура внешнего действия подвергается специфической трансформации. Внутреннее действие является свер­нутым и обобщенным. Решающая роль в процессе ин­териоризации принадлежит слову, в котором фикси­руются существенные свойства предметов (и явлений) объективной действительности, а также способы опе­рирования как самими предметами, так и информа­цией о них. Существенным условием интериоризации является общение человека с другими людьми.

Оперирование словами и другими знаковыми си­стемами дает возможность человеку решать определен­ный класс задач в идеальном плане (без обращения к материальным предметам и оперирования с ними). Именно во внутреннем плане формируются програм­мы деятельности человека.

В трудовой деятельности человека имеет место не только интериоризация действий, но и их экстреори-зация (от слова «экстериус» — внешний), т. е. превра­щение внутренних действий во внешние.

Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней:

■ уровень ощущений и восприятия;

■ уровень представлений;

■ уровень рече-мыслительных процессов.

Первый уровень относится к отдельным действи­ям, он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда.

Второй уровень относится также и к внутренним действиям; обобщенность и панорамность представле­ния (вторичного образа) создает возможность варьи­рования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие.

Третий уровень относится главным образом к внут­ренним действиям (умственному плану деятельности). Благодаря тому что в рече-мыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явле­ниями (их закономерности), этот уровень обеспечива­ет возможность предвидения хода событий и планиро­вания деятельности в целом.

В реальной трудовой деятельности перечисленные уровни ее регуляции выступают в неразрывном един­стве.

Однако в зависимости от конкретных задач тот или иной уровень становится ведущим. Так, при выполне­нии задачи слежения за движущимся объектом (особен­но преследующего слежения) ведущим является первый из перечисленных уровней. При поиске неисправнос­тей в аппаратуре ведущую роль берет на себя второй и третий уровни.

Соотношение между этими уровнями изменяется в процессе обучения и тренировки, при формирова­нии навыков. Стадии формирования навыка связаны с изменением уровней регуляции.

Принципиально структура операторской дея­тельности такова же, как и любой другой трудовой деятельности. Однако она обладает некоторыми спе­цифическими особенностями, определяемыми тем, что оператор не имеет возможности взаимодейство­вать с предметом своего труда (объектом управления) непосредственно: информация об объекте управле­ния передается ему через систему технических ус­тройств, его воздействие на объект также передает­ся через систему технических устройств. Оператор воспринимает не самый объект, а его информаци­онную модель, манипулирует же он с органами уп­равления.

Элементарная схема деятельности оператора мо­жет быть описана следующим образом.

Есть некоторый объект управления. Цель деятель­ности человека-оператора состоят в том, чтобы пере­вести этот объект из одного состояния в другое (из состояния а' в состояние а") или, напротив, удержать объект в некотором состоянии (состоянии а'), преодо­левая внешние возмущения. На основе имеющейся в его распоряжении информации (в том числе и накопленной в профессиональном опыте) в голове человека-оператора формируется некоторый образ задаваемого (будущего) состояния объекта управления, т. е. образ того состояния, которое должно быть достигнуто в результате деятельности. Назовем его образ-цель. Вос­принимая сигналы, поступающие от средств отобра­жения информации, человек-оператор оценивает теку­щее состояние объекта управления, сличает его с образом-целью, анализирует возможные способы дос­тижения цели, принимает решение и выполняет управ­ляющее действие (или систему действий). Сигналы, возникающие в результате этого действия, передают­ся через технические устройства к объекту управле­ния, изменяя его состояние. Сигналы об изменившем­ся состоянии поступают к оператору. Он оценивает, достигнута ли цель (или решена ли задача, если речь идет об отдельном действии), и в зависимости от ре­зультата оценки либо прекращает деятельность, либо выполняет новое управляющее действие: в последнем случае цикл управления повторяется.

Человека-оператора принято рассматривать как звено системы «человек—машина». Но это звено осо­бого рода, организующее всю систему и направляю­щее ее на достижение определенного, заранее задан­ного результата. Именно на долю человека приходится постановка цели и определение частных задач, реше­ние которых обеспечивается ее достижением, выпол­нением управляющих действий и оценкой достигаемых благодаря им результатов. Технические устройства — это средства, которыми человек пользуется при выпол­нении действий и которые несут ему информацию о результатах этих действий.

Формирование в сознании оператора образа-цели в системах «человек—машина» опосредствуется тех­ническими устройствами. Образ строится с учетом этих средств. Вместе с тем он определяет критерии се­лекция информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Формирование образа-цели свя­зано с прогнозированием (предвидением) изменений объекта управлений. Как показывают исследования, прогнозирование является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности. Если средства отображения информации затрудняют прогнозирование событий (что иногда бывает), то это приводит к нарушению деятельности: к ошибкам, сбоям, запазды­ванию в выполнении действий.

Задача, стоящая перед оператором (перевести объект управления из состояния а' в состояние а"), выступает субъективно, т. е. для него, как «рассогласо­вание» образа-цели и оперативного образа. Это «рас­согласование» определяет направление поиска реше­ния, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их оценка и принятие решения. Обычно этот процесс протекает в плане внутренних действий, но иногда (у неопытных операторов) в поиск решения включаются и внешние действия.

Принятие решения неразрывно связано с форми­рованием плана, или программы деятельности. Одна­ко такая программа обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а высту­пает в обобщенной форме; в зависимости от конкрет­ных условий пути ее «развертки» могут быть различ­ны. Она представляет скорее систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входя­щих в него движений).

Программа, так же как и все другие компоненты механизма, регулирующего операторскую деятель­ность, строится с учетом тех технических устройств, при помощи которых она реализуется.

Как отмечалось, выполнив то или иное управляю­щее действие, оператор изменяет состояние управляе­мого объекта. Возникающий при этом и передаваемый через систему технических устройств сигнал является не просто сигналом о новом состоянии объекта управ­ления, но вместе с тем и сигналом о результате выпол­ненного оператором действия (обратная связь). Он несет информацию о том, достигнута ли цель (решена ли задача). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Итак, основными «психологическими составляющи­ми» операторской деятельности является образ-цель, оперативный образ, прогнозирование хода событий, принятие решения, программа (план) действий, воспри­ятие информации об их результатах (обратная связь).

При разработке систем «человек — машина» и ее технических звеньев важно учитывать не только характеристики отдельных анализаторов, перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, но и структуру операторской деятельности в целом. Систе­мы отображения информации и органы управления должны конструироваться с учетом основных «психо­логических составляющих» операторской деятельнос­ти. Структура операторской деятельности должна учи­тываться также при определении роли и места человека в системе «человек—машина», выявлении факторов, влияющих на ее эффективность и надежность, распре­делении функций между оператором и машиной, обу­чении и тренировке операторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.