Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика блоков хранения информации в трехкомпонентной модели памяти




 

  Сенсорный регистр Кратковременная память Долговременная память
Ввод информации механизм предвнимания внимание проговаривание
Представление информации след сенсорного воздействия акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая в основном семантическая
Объем хранящейся информации большой маленький предел неизвестен
Забывание информации угасание вытеснение, возможно угасание возможно, отсутствует
Время сохранения порядка 1 с порядка 30 с от нескольких минут до нескольких лет
Извлечение информации считывание поиск возможно поиск
Структура памяти неассоциативная неассоциативная ассоциативная

 

Большую роль при запоминании играет направлен­ность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запомнить материал на короткий срок или надолго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом.

Обычно считается, что память обращена только к прошлому. Между тем, как показывают исследования, ее важнейшей детерминантой является предвидение возможных событий (прогнозирование) и планирова­ние предстоящей деятельности. Иначе говоря, объем и точность запоминания зависит не только от того, что человек делал в прошлом, но и от того, что он предпо­лагает делать в будущем. В экспериментально-психо­логических исследованиях было выявлено влияние вероятностного прогнозирования на непреднамерен­ное запоминание событий [94]. Предсказания и планы образуют как бы своеобразную координатную систему (систему «опорных точек»), относительно которой оце­ниваются действительные исходы событий. Эта систе­ма, определяемая стратегией прогнозирования, запо­минается в первую очередь и служит как бы канвой для непреднамеренного запоминания действительных событий. Иначе говоря, запоминание происшедшего события зависит от того, насколько точно оно было предсказано.

Забывание — довольно сложный и неравномерный процесс. Кривая забывания характеризуется прежде всего стремительным падением вниз, сразу же в пер­вые часы после запоминания материала. Оказалось, что усвоенная информация наиболее значительно умень­шается за первые девять часов: со 100% она падает до 35%. Потеря информации составляет более двух тре­тей от первоначального объема. Соответствующие под­счеты показывают, что процент сбережения усвоенно­го материала обратно пропорционален логарифму времени (рис. 12.2).

В психологии выделяют три вида забывания:

1) потеря информации из-за того, что она не используется;

2)потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной);

3)забывание, обусловленное мотивацией.

Считается, что причиной первого вида забыва­ния является «стирание следов» в нервной системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием воз­буждения).

Проактивное торможение возникает как результат влияния предшествующей деятельности на последующую (информация, запомненная во время деятельнос­ти, которая уже закончена, мешает запоминанию но­вой информации). Ретроактивное торможение — это отрицательное влияние последующей деятельности на предшествующую (новая информация как бы подавля­ет старую).

 

Рис. 12.2. Типичная форма кривой забывания (по Эббингаузу).

 

Третий вид забывания выражается в том, что из памяти человека исключается тот материал, который противоречит мотивам деятельности (например, чело­век старается забыть то, что ему неприятно). Потеря нформации в кратковременной памяти связана главным образом со «стиранием следов», в долговременной — с нарушением системы кодирова­ния информации.

Важное условие перевода информации из крат­ковременной памяти в долговременную — повторение запоминаемого материала. Одним из средств, препят­ствующих забыванию, является обзор (краткое воспро­изведение) прошлого материала перед сообщением новых заданий.

Воспроизведение — процесс извлечения инфор­мации, хранящейся в памяти. Обычно мы судим о свой--ствах памяти по тому, насколько полно и точно человек воспроизводит запомненную информацию. Так же как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным (произвольным) и непреднаме­ренным (непроизвольным). В первом случае воспроиз­ведение выступает как целенаправленный процесс восстановления хранимой информации. Иногда он свя­зан с преодолением определенных затруднений. Во вто­ром случае информация как бы всплывает сама собой. Эффективность воспроизведения, как преднамеренно­го так и непреднамеренного, существенно зависит от организации хранимой информации. Воспроизведе­ние — это не просто механическая калька запомнен­ного, а сложный процесс, включающий определенное преобразование информации. При произвольном вос­произведении человек пользуется определенными при­емами поиска информации в памяти.

Экспериментально показано, что в условиях обще­ния человека с другими людьми воспроизведение бы­вает более полным и точным по сравнению с воспро­изведением в условиях индивидуальной деятельности [92]. Стратегия поиска хранящейся в памяти инфор­мации в условиях общения также оказывается иной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.