Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная подготовка решения




 

Принятию решения оператором предшествует определенная информационная подготовка. Она свя­зана с отбором информации об управляемом объекте и среде, которая позволяет достичь максимальной эффек­тивности решения. Опыт эксплуатации СЧМ различ­ного назначения показывает, что информационная подготовка может занимать от 30 до 60% времени, зат­рачиваемого для принятия решения.

Информационная подготовка решения (ИПР) пред­ставляет совокупность действий по приему и обработ­ке информации о внешней среде, состоянии системы управления, ходе управляемого процесса, а также вспомогательной и служебной информации. В ходе осуществления этих действий и операций оператор анализирует обстановку, представляемую на средствах отображения информации, сопоставляет условия зада­чи и строит концептуальную модель ситуации. На этом заканчивается первая стадия ИПР. Информация на этой стадии переводится оператором на язык образов, схем, оперативных единиц информации и т. д., кото­рым он хорошо владеет. Дальнейшая обработка инфор­мации осуществляется уже на этом языке.

На второй стадии оператор анализирует и сопос­тавляет ситуацию с имеющейся у него или специально выработанной для этого случая системой оценочных критериев и мер, которые определяют характер и на­правленность необходимых преобразований ситуации. Основная задача этой стадии состоит в трансформа­ции концептуальной модели в модель проблемной си­туации. Эта новая модель, адекватная объективно сло­жившейся ситуации, является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению.

На третьей стадии идет напряженная работа над решением проблемы оперирования исходными и пре­образованными данными. Протекает она в виде целе­направленных действий, либо не осознаваемых, либо автоматизированных, которые далеко не всегда имеют вербальный характер. На этой стадии большой удель­ный вес занимают зрительно-пространственные транс­формации и манипуляции элементами проблемной ситуации или ситуации в целом.

Основное внимание при этом уделяется определе­нию взаимоотношений между вступившими в противо­речие и породившими конфликтную ситуацию элемен­тами или их комплексами. По мере такого оперирования создается более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития, структурируется значение вступивших в противоречие элементов, комплексов и свойств ситуа­ции. Результатом такой работы могут быть новые обра­зы, новые визуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку. Подобный тип деятельности на­зывают визуальным мышлением [148]. На этом ИПР переходит в процесс собственно принятия решения.

Процессы ИПР не являются беспристрастными. На них влияют субъективные факторы, личностно-смысловые образования, к числу которых относятся мо­тивы, субъективные цели, установки, воля и т. п. Эти влияния сказываются на способах интерпретации и преобразования условий и предметного содержания задачи, на точности полученного результата, на стиле его реализации. Личностно-смысловые образования влияют на процессы ИПР значительно сильнее, чем на более элементарные исполнительные и когнитивые акты.

Это объясняется тем, что оценочные критерии в сложных ситуациях, характеризующихся в том числе и недостаточностью информации о среде, вырабаты­ваются субъектом деятельности. Процесс их разработ­ки, упорядоченности, реорганизации осуществляется непрерывно в ходе мыслительной деятельности. Имен­но он и влечет за собой изменение целей, формирова­ние и постановку новых.

На основе микроструктурного анализа (см. главу III) преобразований информации в зрительной и слуховой системах можно сделать вывод о том, что перцептив­ные, опознавательные и мнемические действия не толь­ко участвуют в подготовке решения, но и вносят суще­ственный вклад в его реализацию. А процесс решения задачи на одном шаге информационного поиска может развернуться в достаточно широкий диапазон преоб­разований информации — от сканирования до невер­бальных семантических преобразований.

В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняются, что находит свое выражение, в частности, в длительности зрительных фиксаций. Это значит, что оператор, решающий задачу, обладает способностью настраиваться на пер­цептивную или семантическую сложность информаци­онного поля. Поэтому в работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что от режима поиска он переходит к построению концептуальной модели и собственно к решению [55, 56].

Любое решение, как следует из сказанного, явля­ется результатом приема и переработки информации. Однако в зависимости от назначения СЧМ и ее конеч­ной задачи психологические механизмы, обеспечива­ющие выработку решения, методы и уровни решений существенно различаются (табл. 13.1). В общем случае, как уже отмечалось, различают две группы уровней решений: перцептивно-опознавательные и речемыслительные.

 

Таблица 13.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.