Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие решения на перцептивно-опознавательном уровне




Характеристика процессов принятия решения

 

Частные задачи Методы их решения Соответствующие психические процессы
Обнаружение сигнала Информационный поиск по полю Перцепция
Различение Информационный поиск по отдельным признакам Перцепция
Опознание (идентификация) сигнала Сопоставление с эталоном Перцепция, оперативная и долговременная память
Интерпретация, декодирование сигнала Сопоставление с концептуальной моделью Оперативная и долговременная память, оперативное мышление
Выбор стратегии Сопоставление с целью и алгоритмами управления Оперативная и долговременная память, мышление
Построение плана действий Сопоставление с имеющимися возможностями Оперативная и долговременная память, оперативное мышление

Процесс переработки информации и принятия решения на перцептивно-опознавательном уровне представляет собой решение определенной задачи и складывается из ряда этапов и операций. Структура подобной задачи особенно отчетливо проявляется при обработке первичной (оптические, радиолокационные, фотоэлектронные изображения) и приборной инфор­мации в затрудненных пространственно-временных условиях [157].

С логико-психологической точки зрения процесс решения перцептивно-опознавательной задачи может быть расчленен на ряд этапов, связанных с нахождени­ем информации и выработкой решения. К этим этапам относятся: поиск и обнаружение сигналов, их различе­ние и опознание, декодирование и принятие решения об «итоговом» образе.

С операциональной точки зрения данный процесс включает специфическую перцептивную подготовку принятия решения и саму процедуру принятия реше­ния. Причем реализуются эти процедуры в той или иной степени на каждом из этапов принятия решения.

Содержание отдельных этапов решения перцеп­тивно-опознавательной задачи рассмотрено в главе П. К сказанному в этой главе необходимо добавить следу­ющее. В процессе обнаружения происходит установ­ление наличия стимула в информационном поле без определения границ формы контура и других свойств воспринимаемого стимула. В статистическом смысле здесь решается задача вероятностного отнесения сти­мула к одной из двух категорий: «сигнал/шум» или «шум».

В процессе различения осуществляется сравнитель­ный анализ стимулов между собой, в первую очередь на основе различения яркостных контрастов и выделе­ния контура. Операция выделения контура реализуется по принципу так называемой параллельно-последова­тельной развертки, что обеспечивает расчленение комп­лексного стимула на элементы и последующее объеди­нение их в определенную систему.

В процессе опознания и декодирования происхо­дит идентификация стимулов, т. е. отнесение их к не­которому множеству образов, в результате чего оказы­вается возможным соотнесение стимулов с реальными объектами. Этот процесс состоит из нескольких ста­дий: выделение и анализ информационных признаков, формирование зрительного образа, альтернативный выбор гипотезы и окончательное опознание.

Процесс анализа признаков имеет сложный харак­тер и включает в себя: выделение элементарных при­знаков (например, углов и линий при восприятии плос­ких фигур), мысленную численную оценку их градаций, преобразование элементарных признаков в более укрупненные, выделение наиболее информативных из этих признаков, вероятностное распределение при­знаков по гипотезам с учетом их весовых характери­стик.

Параллельно с выделением и анализом признаков происходит формирование и запоминание перцептив­ного образа объекта. Специальные исследования сви­детельствуют о фазности процесса становления перцептивного образа. Этот образ является своеобразным психическим отражением объектов внешней среды [94].

Рассматриваемые до сих пор процессы представ­ляют собой перцептивную подготовку принятия реше­ния. Сама же процедура решения совершается следу­ющим образом. Опознавательный процесс связан с опознавательными действиями, под которыми понима­ется процедура отнесения того или иного стимула к одному из N классов стимулов. Формально опознание имеет место, когда N > 2.

Процесс развернутого опознания стимулов может быть описан следующими операциями:

■ предварительное выдвижение системы эталонов некото­рого класса объектов;

■ сопоставление текущего образа с рядом эталонов и оцен­ка результатов сопоставления;

■ выбор «эталонной» гипотезы и ее проверка;

■ принятие решения — словесное формулирование ответа или смена эталона. Рассмотрим каждую из этих операций.

Предварительное выдвижение системы эталонов стимулируется поставленной задачей и априорной информацией, которая может иметь количественный (вероятности распределения объектов) и качественный (сведения об окружающей ситуации) характер. Опоз­навательный процесс зависит от трансформации объек­тивно существующих априорных вероятностей объек­тов в субъективные.

Для выявления роли количественной априорной информации был поставлен следующий эксперимент. Двум группам испытуемых по 10 человек было пред­ложено опознать фотоизображения объектов (гео­метрических фигур) низкой степени разрешения: R1=12 мин/мм и R2=19 мин/мм. В экспериментальной группе указывалась вероятность предъявления фото­изображений, в контрольной группе вероятность не сообщалась. В каждой группе было сделано по 2000 предъявлений, результаты опознания представлены в табл. 13.2.

 

Таблица 13.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.