Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету




 

1. Сущность и содержание менеджмента.

2. Виды и сферы деятельности менеджмента в современном мире.

3. Внутренние переменные организации. Модель взаимосвязанности внутренних переменных Основные аспекты человеческой переменной.

4. Внешняя среда организации: характеристики внешней среды, факторы среды прямого и косвенного воздействия.

5. Направления и тенденции развития современного менеджмента: культура организации, инвестиции в человеческий капитал.

6. Новая парадигма организации управления в России: основные положения новой парадигмы, особенности прежней парадигмы управления в России.

7. Направления и тенденции развития современного менеджмента: распространение концепций, методов и моделей управления на некоммерческие организации, измерение результатов по эффективности, результативности, экономии.

8. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Тейлоризм.

9. Школа научного управления. Фордизм.

10. Административная (классическая) школа в управлении. Принципы управления.

11. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Главные цели этих школ.

12. Школа количественных методов (наука управления). Особенности применения.

13. Процессный подход к менеджменту. Особенности процессного подхода.

14. Системный подход к менеджменту. Понятия: система, подсистема. Типы систем.

15. Ситуационный подход к менеджменту.

16. Понятие коммуникация. Сущность и виды организационных и межличностных коммуникаций.

17. Процесс коммуникации. Основные этапы в процессе коммуникации. Обратная связь и помехи.

18. Характеристики коммуникационных сетей.

19. Содержание и виды управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений.

20. Методы принятия решений: неформальные (эвристические), количественные, коллективные.

21. Факторы эффективности решений.

22. Организация и контроль выполнения принятых решений.

23. Требования к управленческим решениям.

24. Основные функции менеджмента: планирование. Содержание и сущность функции планирования. Миссия, цели и задачи в организации.

25. Цикл стратегического планирования.

26. Дерево целей организации. Правила осуществления последовательной декомпозиции главной цели на подцели.

27. Требования, предъявляемые к целям в организации.

28. СВОТ анализ. Методология СВОТ. Возможности, сила, угрозы, слабость

29. Этапы выбора стратегии развития.

30. Текущее планирование и прогнозирование.

31. Основные функции менеджмента: организация реализации принятых решений. Сущность и содержание функции.

32. Понятие «организация взаимодействия». Делегирование, ответственность, полномочия в организации.

33. Линейные и штабные полномочия. Пределы полномочий.

34. Организация взаимоотношений между полномочиями.

35. Понятие «организация» и «организационная структура». Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации. Принципы построения организационных структур.

36. Традиционные организационные структуры: функциональные и дивизиональные организационные структуры.

37. Рыночные организационные структуры: штабные и матричные организационные структуры.

38. Основные функции менеджмента: мотивация персонала. Сущность функции мотивации.

39. Содержательные теории мотивации. Применение содержательных теорий.

40. Процессуальные теории мотивации. Применение процессуальных теорий.

41. Основные функции менеджмента: контроль хода выполнения решений. Сущность контроля. Характеристики эффективного контроля.

42. Последовательность этапов в процедуре контроля.

43. Содержание и сущность руководства в организации.

44. Характеристика стилей руководства.

45. Власть и личное влияние. Понятие баланса власти.

46. Формы власти и влияния.

47. Конкретные способы управленческого влияния на подчиненных.

48. Понятие «лидерство». Личностные качества лидера.

49. Понятие «харизма». Характеристики харизматического лидера.

50. Адаптивное руководство. Признаки адаптивного руководства.

51. Требования к менеджеру. Ограничения в деятельности руководителя.

52. Авторитет менеджера. Два источника (статуса) авторитета.

53. Понятие «конфликт». Природа конфликта. Четыре основных типа конфликтов.

54. Уровни конфликта в организации.

55. Методы разрешения конфликтов. Поведение менеджера в условиях конфликта.

56. Природа и причины стресса. Виды стрессовых воздействий.

57. Управление стрессами в организации. Организационные и индивидуальные подходы к снятию стресса.

58. Понятие организационной культуры. Типология организационных культур и их характеристика.

59. Формирование организационной культуры на базе системы ценностей.

60. Управление трудовыми ресурсами, этапы управления.

61. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Подготовка кадров.

62. Профессиональная ориентация и социальная адаптация. Оценка результатов деятельности.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Основы менеджмента»

1. Сущность, содержание, виды и уровни менеджмента.

2. Сущность социальной ответственности организации, бизнеса. Виды и элементы социальной ответственности.

3. Сущность, характеристика и взаимосвязь функций менеджмента.

4. Понятие среды функционирования организации, предприятия; составляющие ее элементы, связи и отношения между ними.

5. Особенности и принципы школ научного управлении и административной, их использование в современном менеджменте.

6. Управленческие концепции современного менеджмента: процессный, ситуационный и системный подходы.

7. Типология организаций, предприятий.

8. Сущность системного подхода и основные свойства систем в менеджменте.

9. Миссия и цели. Целеполагание в менеджменте.

10. Требования и ограничения к профессии и личности менеджера.

11. Сущность управленческой деятельности. Общие факторы и особенности деятельности менеджера.

12. Организация как объект управления. Различные подходы к управлению организацией по уровням менеджмента. Оценка результатов деятельности.

13. Коммуникации в организации, их сущность, функции и структура.

14. Школы человеческих отношений и поведенческие науки. Основные положения, используемые в современном отечественном менеджменте.

15. Управленческие технологии. Виды и принципы выбора.

16. Типы, методы и процедуры принятия управленческих решений.

17. Понятие и связь стратегии и тактики управления.

18. Процесс принятия управленческих решений.

19. Организация взаимодействия на предприятии; факторы, определяющие эффективность взаимодействия: компетенция, интересы, ответственность; связи и отношения.

20. Организационные структуры управления: сущность, принципы формирования. Основные виды организационных структур.

21. Сущность стратегического, оперативного и текущего управления. Соотношение и взаимосвязь видов управления.

22. Функции мотивации в менеджменте: сущность, мотивы, стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации; методы их реализации.

23. Функции, полномочия, компетенция руководителя. Делегирование полномочий.

 

24. Функция контроля в менеджменте: сущность, содержание, задачи, виды и этапы контроля.

25. Методы повышения эффективности контроля.

26. Виды руководства. Подходы к их применению. Активное управление.

27. Понятие и источники авторитета.

28. Существующие взгляды на лидерство в менеджменте. Личные качества, определяющие потенциального лидера.

29. Влияние и власть. Характеристика стилей руководства в организации. Способы управленческого воздействия на подчиненных.

30. Сущность, типология и развитие конфликтов.

31. Содержание и виды управленческих решений.

32. Природа и причины стресса и стрессовых ситуаций. Организационные и индивидуальные подходы в управлении стрессами.

33. Методы управления конфликтами,

 

34. Уровни конфликта в организации и их характерные особенности по уровням.

35. Организационная культура: концепция, функции, структура и их краткая характеристика.

36. Подходы к измерению влияния организационной культуры. Управление изменениями в организационной культуре.

 

37. Уровни организационной культуры.

38. Методы оценки деятельности персонала. Дифференцирование персонала по эффективности деятельности.

39. Формирования и развитие кадрового состава персонала. Актуальные проблемы в работе с персоналом.

40. Трудовые ресурсы и персонал организации: функции и типы структурирования. Управление трудовыми ресурсами.

41. Социальная ответственность организации: понятие и основные подходы к ее интерпретации. Проблемы социальной ответственности в современных условиях.

 

 

Методические указания для выполнения контрольной работы по курсу «Основы менеджмента»

для студентов заочной формы обучения специальности

«Менеджмент организации»

 

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по курсу «Основы менеджмента», которая является допуском к зачету.

Номер варианта определяется последней цифрой в номере Вашей зачетки (цифре 0 соответствует номер варианта 10). Работа выполняется в тетради (12-18 листов) и представляет собой полные развернутые ответы на вопросы. Теоретические ответы желательно проиллюстрировать примерами из деятельности отечественных и зарубежных организаций.

Приветствуется использование схем, графиков и диаграмм. Следует обратить внимание на правильность оформления таблиц и рисунков, сносок и ссылок на источники.

Рекомендуется отражение и работе собственного мнения, представления раскрываемого вопроса, взглядов различных авторов.

 

Вариант 1.

1.1. Сущность и содержание менеджмента:

• ключевые понятия концепции управления;

• менеджер в организации, его функция и роль;

• уровни управления;

• внутренняя и внешняя среда организации;

• развитие методологии менеджмента;

• функционирование организации как социально-экономической
системы;

• социальная ответственность организации;

• показатели эффективности управления:

• управление как процесс самоорганизации.

 

1.2. Процессный, системный, ситуационный и количественный подходы
в менеджменте, их особенности и область применения.

 

Вариант 2.

2.1. Новая парадигма и концепции организации управления предприятиями в России: основные положения новой и особенности прежних парадигм и концепций:

• причины смены парадигм и концепций;

• условия изменения;

• результаты.

 

2.2. Основные функции менеджмента: сущность и методы реализации:

• функция планирования;

• функция организации реализации решений.

 

Вариант 3.

3.1. Понятия «организация» и «организационная структура»:

• сущность понятий и формы проявления:

• горизонтальное и вертикальное распределение труда в организации;

 

3.2. Мотивация как одна из основных функций менеджмента:

• сущность и проявления;

• теории и концепции мотивации: А. Маслоу, МакКелланда. Ф. Герцберга. модель Л. Портера и Э. Лоулера, теория ожиданий и др.

 

Вариант 4.

4.1. Внутренние переменные организации:

• состав переменных и их классификация;

• модели взаимодействия переменных;

• использование переменных организации в менеджменте.

 

4.2. Понятно «конфликт» и методы разрешения конфликтов:

• природа конфликтов и их тины;

• поведение менеджера в условиях конфликта;

• методы управления и разрешения конфликтов.

 

Вариант 5.

5.1. Внешняя среда организации:

• характеристика внешней среды;

• факторы среды прямого и косвенною воздействия:

• модели влияния факторов на организацию.

 

5.2. Контроль как одна из функций менеджмента:

• содержание и элементы функции контроля. Задачи контроля;

• виды, этапы и модели контроля. Поведенческие аспекты;

• оценка эффективности контроля.

Вариант 6.

6.1. Традиционные организационные структуры: функциональные и дивизиональные: сущность, достоинства и недостатки, области применения.

 

6.2. Понятия «стратегия» и «тактика». Сущность развития систем:

• миссия организации и её сущность;

• стратегическое планирование:

• цикл стратегического планирования,

 

Вариант 7.

7.1. Организационные структуры: линейные, штабные, матричные и другие адаптивные структуры:

• характеристика организационных структур;

• достоинства и недостатки. Условия применения.

 

7.2. Целеполагание. Требования, предъявляемые к разработке цели организации:

• классификация целей;

• дерево целей;

• декомпозиция цели.

 

Вариант 8.

8.1. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Тейлоризм, фордизм и другие направления:

• общая характеристика и особенности;

• области применения.

 

8.2. SWOT-анализ. Выбор стратегии:

• функция и структура SWOT -анализа;

• методология SWOT -анализа.

• виды стратегий и их выбор.

 

Вариант 9.

9.1. Административная (классическая) школа управления:

• особенности и развитие школы;

• принципы управления.

 

9.2. Принятие управленческих решений:

• сущность и типы управленческих решений:

• факторы, определяющие принятие решения;

• общие рекомендации и модели организации процесса выработки и принятия решения.

 

Вариант 10.

10.1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук в развитии менеджмента:

• общее и особенное в направлениях и методологии;

• области применения к современной отечественной практике управления.

 

10.1. Коммуникации. Власть и личное влияние в управлении.

• сущность, виды и этапы коммуникации как процесса;

• требования к менеджеру. Полномочия и ограничения в деятельности. Формы власти и личного влияния;

• лидерство в менеджменте, качества, авторитет, источники.

 

Тест для самоконтроля

1. «Менеджмент» – фундаментальная наука? (объяснить ответ):

1) да;

2) нет.

 

2. Одним из критериев классификации организаций как объектов управления является форма собственности предприятий, исходя на этого форма собственности:

1) не влияет на управление

2) определяет организационную структуру предприятия

3) определяет характер целей и миссию организаций

определяет лишь организационно-правовую форму

 

3. Среда организации включает в себя:

1) совокупность факторов внутри организации

2) совокупность факторов внешней среды

3) совокупность составляющих организации

4) совокупность внутренних и внешних факторов

 

4. Какие из приведенных ниже показателей используются для отнесения организаций к малым:

1) объем реализации, численность персонала, балансовая сто­имость активов

2) объем реализации, производительность труда, численность пер­сонала

3) численность персонала, прибыль, инновационность

 

5. Что относится к факторам прямого воздействия внешней среды?

1) поставщики, конкуренты, потребители;

2) акционеры, НТП, конкуренты, потребители, правительственные органы;

3) акционеры, поставщики, конкуренты, потребители, правительственные органы, местные органы управления, торговые предприятия.

 

6. Внутренняя среда организации представлена следующими элементами:

1) цели, структура, задачи, технология, люди

2) структура, коммуникации, персонал, социально-психологичес­кая атмосфера

3) социотехнические подсистемы

все перечисленное верно

 

7. Менеджмент — это:

1) управление персоналом организации

2) управление производственными процессами организации

3) управление социально-экономическими процессами организации

4) способность влиять на поступки людей

 

8. Термины «менеджмент» и «управление»:

1) тождественны

2) управление трактуется шире, чем менеджмент

3) менеджмент трактуется шире, чем управление

4) не связанные между собой понятия

 

9. Какой подход к определению менеджмента вы считаете наиболее приемлемым:

1) управление в условиях рынка

2) искусство управления

3) зарубежный опыт управления

4) все вышеперечисленное

10. Искусство управления — это:

1) навыки менеджера

2) интуиция и предвидение ситуаций

3) совокупность личных качеств менеджера

4) индивидуальное использование знаний на практике

 

11. Субъектом менеджмента организации является:

1) руководитель, занимающий постоянную должность

2) функциональная область деятельности организации

3) предприятие со своей системой целей

4) все ответы неверны

 

12. Предприниматель и менеджер – понятия разные? (объяснить ответ):

1) да;

2) нет.

13. «Организация» - это:

1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких общих целей;

2) деятельность человека, приносящая ему материальные блага;

3) группа людей, совместно функционирующая в течение определенного времени.

14. Объектом управления является:

1) человек

2) производственный процесс

3) социально-экономическая система

4) деятельность людей, нуждающихся в согласовании

 

15. Какую черту вы назвали бы наиболее типичной для российс­кой модели менеджмента:

1) организованность и дисциплинированность

2) индивидуальность и лидерство

3) протекционизм и поручительство

4) коллективизм и коммуникабельность

 

16. Для какой школы характерно утверждение «Основа эффективной работы организации – разделение и организация труда»?

1) школа поведенческих наук;

2) школа человеческих отношений;

3) школа научного управления;

4) все ответы неверны;

 

17. Школа управления, основоположником которой являлся автор изображенной на рисунке теории:

1) школа научного управления

2) школа человеческих отношений

3) школа поведенческих наук

4) школа науки управления

5) классическая школа управления

6) нет правильного ответа

 

18. В рамках какой школы возник процессный подход?:

1) школы научного управления;

2) административной школы управления;

3) школы «человеческих отношений»

 

19. Представители какой школы впервые выделили управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций:

1) школы научного управления;

2) административной школы;

3) школы поведенческих наук;

4) школы человеческих отношений;

5) школы, науки управления.

 

20. В чем заключалась концепция «административной школы управления»:

1) в разработке универсальных принципов управления организацией в целом;

2) в рациональной организации труда.

 

21. Выберите основные черты управленческой деятельности:

1) большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы;

2) кратковременность и фрагментарность;

3) работа по координированию сотрудников организации.

4) верны все ответы.

22. Основными ресурсами организации являются:

1) люди, капитал, документы;

2) технологии, материалы, услуги;

3) люди, капитал, материалы, технологии и информация.

 

23. Основные функции государства (виды управляющего воздей­ствия на общество со стороны органов государственной власти) - это:

1) планирование, организация, мотивация, контроль

2) координация, регулирование, активизация, исследование

3) основные, общие, специализированные

4) экономические, социальные, политические, идеологические

 

24. Процессный подход:

1) позволяет рассматривать управление как непрерывную серию
взаимосвязанных управленческих функций

2) представляет организацию как совокупность взаимосвязан­ных элементов

3) определил лучший способ управления

4) предположил, что применение методов управления определя­ется ситуацией

 

25. В рамках какого подхода управление рассматривается как непрерывная цепь функций:

1) процессного;

2) системного;

3) ситуационного;

4) все ответы неверны.

26. В рамках какой школы возник процессный подход?:

1) школы научного управления;

2) административной школы управления;

3) школы «человеческих отношений».

27. В рамках какого подхода в центре внимания находятся обстоятельства, оказывающие влияние на организацию в данный момент:

1) процессного;

2) системного;

3) ситуационного;

4) все ответы неверны.

 

28. В основе какого подхода лежит декомпозиция и интеграция элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятием управленческих решений:

1) процессного;

2) системного;

3) ситуационного;

4) все ответы неверны.

29. Процесс целеполагания включает в себя следующие действия:

1) осмысление результатов анализа среды, выработка миссии,

2) выработка целей организации

3) выявление и анализ тенденций в окружении, установление целей для организации, построение иерархии целей, установление индивидуальных целей

4) все вышеперечисленное

5) правильного ответа нет

 

30. Какое определение наиболее полно отражает понимание цели менеджмента:

1) идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы

2) интегратор деятельности

3) результат, к достижению которого стремится менеджер

все перечисленное

 

31. С каким утверждением вы не согласны:

1) между миссией организации и более широкой системой, частью которой она является, не должно быть противоречий

2) миссия должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы

3) в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли

4) миссия конкретизирует видение организации, давая представ­ление о философии, смысле ее существования

 

32. Бизнес-план – это:

1) стратегический план;

2) план развития предприятия (деловой единицы), необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса;

3) оперативный план.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.267 сек.