Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Установление степени творчества — задача, стоящая перед учите­лем, который в ходе диагностики определяет начальный уровень знаний




2.04.



Установление степени творчества — задача, стоящая перед учите­лем, который в ходе диагностики определяет начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного образователь ного продукта ученика. При соответствующем развитии рефлек­сивных качеств ученик может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и из­вестного ему ранее результата. На практике школьники не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и предста­вил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия ученику из­вестны заранее. В этом случае творчество ученика относится к области словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике. Это тоже неплохо. Детский образователь­ный продукт не всегда можно явно отнести к какому-либо учеб­ному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выража­ется здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном сим­воле.

Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с об­ластью учебной деятельности ученика и конкретной учебной дис­циплиной.

Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям спе­циалистов в данной области деятельности. Степень творчества об­разовательной продукции школьника отличается, если она состо­ит в постановке проблемы, известной учителю или неизвестной ему; в известном решении известной проблемы; в неизвестном решении известной проблемы. Аналогично продукт ученика мо­жет быть: а) создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом; б) создан в заданном направлении и с неизвестным ученику и учителю результатом. Описанные крите­рии различения образовательной продукции выступают педагоги­ческим инструментарием для диагностики развития и творческой самореализации учеников.Понятия «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества» помогают выявлять творческие процессы и корректировать педагогические условия для выстраивания образовательной траектории детей.

Образовательные характеристики. Отметка по 5-балльной или иной системе не передает всего многообразия результатов, дости­гаемых учеником по предмету, которое позволяет выразить пись­менная характеристика. Составленная по специальным правилам


характеристика образовательных результатов ученика решает ком­плекс задач, относящихся к различным субъектам обучения:

Составлению итоговой образовательной характеристики уче­ников предшествуют текущие записи в специальных документах: творческих книжках учеников, журналах личных достижений, диагностических картах. Записи в журнал достижений для млад­ших учеников производятся преимущественно с их слов. Напри­мер, в конце занятия дети отвечают на вопросы: «Что у меня сегодня лучше всего получилось?», «Чего я достиг?», «Каждому ученику в журнале отводятся отдельные страницы».

Последовательность элементов, составляющих образовательную характеристику, можно представить следующим образом:

1) перечень приоритетных образовательных параметров, по ко­торым будут происходить анализ и оценка образовательных резуль­татов ученика (например: знание учеником алфавита, умение зада­вать вопрос, способность образного творчества; параметры, которые подлежат диагностике и итоговой оценке, должны соответствовать целям, ранее поставленным педагогом и самим учеником);

2) материалы, позволяющие судить об изменениях ученика по данным параметрам за время обучения (ученические тексты, тет­ради, альбомы, поделки, контрольные работы, рефлексивные записи и др.);

3) набор качеств личности, о которых пойдет речь при анализе достижений и проблем ученика, например: универсальные каче­ства (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлек­сия), креативные качества (воображение, интуиция, нормотворче­ство, самобытность), предметные качества (умение проанализиро­вать состав слова, записать условие математической задачи, иссле­довать природный объект, выполнить физическое упражнение);

 

4) формы и способы диагностики индивидуальной образова­тельной деятельности ученика — примеры текущих и итоговых диагностических заданий (тестов);

5) рефлексивное задание для учеников по итогам изучения раздела или всего учебного предмета. Задание составляется таким образом, чтобы после его выполнения можно было бы применить следующую шкалу критериев для анализа рефлексивных самооце­нок учащихся:

 

- количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов;

- количество прямых и косвенных упоминаний о видах своей деятельности и качествах личности;

- степень выражения личностных качеств ученика при состав­лении рефлексивной самооценки;

6) самобытные черты ученика, достижения и факты, раскры­
вающие его индивидуальность;


7) пример индивидуальной самооценки образовательных ре­зультатов ученика.

В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в кото­ром фиксируются основные параметры его образовательных ре­зультатов. Важно, чтобы подобные свидетельства не ограничива­лись фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стан­дартов, а включали бы достижения ученика в углублении и опе­режении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достиже­ния.

Вопросы н задания для самоконтроля

1. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования.

2. Предложите классификацию электронных средств обучения по лич-ностно ориентированному основанию, например, с точки зрения лич­ностных качеств ученика или видов его деятельности.

3. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо состав­лять перечни средств обучения федерального, национально-региональ­ного, школьного и ученического уровней?

4. Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Ка­кие параметры образования могут быть изменены в этом случае?

5. Чем образовательный сайт отличается (должен отличаться) от лю­бого другого сайта сети Интернет?

6. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде случаев происходит отказ от нее?

7. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность твор­чества», «степень творчества», «область творчества»?

8. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся?

9. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельно­сти?

10. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и
самоконтроль обучения9

1. Подготовьте план урока с использованием электронных средств
обучения (электронной энциклопедии, ресурса из сети Интернет, ви­
деоматериалов и др.) В качестве главной цели урока определите созда­
ние учащимися образовательной продукции по изучаемой теме. Прове­
дите и обсудите разработанный урок или его фрагмент во время семи­
нарского занятия со студентами.

2. Оцените степень самостоятельности действий каждого из учеников:
а) ученик,придумал задачу на несколько действий, после того как

учитель решил на доске задачу на одно действие;


б) ученик предложил свою последовательность действий в решении
задачи, после того как учитель решил ее на доске;

в) ученик придумал задачу, обратную задаче учителя;

г) ученик придумал задачу, построенную на ином математическом
принципе — с избыточным или недостаточным количеством данных.

ЛИТЕРАТУРА

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М., 1999.

Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М., 1988.

Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография. — Астрахань, 1999.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по мате­матике. — М., 2000.

Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. — Мн., 1987.

Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1982.

Хуторской А. В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. — М., 2000.

Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испыта­ния умственной одаренности в их применении к детям школьного воз­раста/ пер. с нем. — СПб., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.