КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум. Установление степени творчества — задача, стоящая перед учителем, который в ходе диагностики определяет начальный уровень знаний
2.04. Установление степени творчества — задача, стоящая перед учителем, который в ходе диагностики определяет начальный уровень знаний, представлений, информации, которыми владеет ученик, и обнаруживает субъективную новизну созданного образователь ного продукта ученика. При соответствующем развитии рефлексивных качеств ученик может определить степень собственного творчества по обнаруженной и осознанной разнице нового и известного ему ранее результата. На практике школьники не всегда проявляют творчество в том предмете, который они обозначают. Например, первоклассник придумал задачу-сказку и представил ее как математический продукт. Творческим элементом в его продукте является сказочный сюжет, сама же математическая конструкция задачи, алгоритм задания им условия ученику известны заранее. В этом случае творчество ученика относится к области словесного сочинительства на предмете математики, но не к самой математике. Это тоже неплохо. Детский образовательный продукт не всегда можно явно отнести к какому-либо учебному предмету. Например, выполненный учеником графический образ буквы не может быть однозначно отнесен ни к русскому языку, ни к рисованию, поскольку творчество ребенка выражается здесь в увиденном и обозначенном им метапредметном символе. Область творчества, таким образом, не всегда совпадает с областью учебной деятельности ученика и конкретной учебной дисциплиной. Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям специалистов в данной области деятельности. Степень творчества образовательной продукции школьника отличается, если она состоит в постановке проблемы, известной учителю или неизвестной ему; в известном решении известной проблемы; в неизвестном решении известной проблемы. Аналогично продукт ученика может быть: а) создан в заданном учителем направлении и с заранее известным результатом; б) создан в заданном направлении и с неизвестным ученику и учителю результатом. Описанные критерии различения образовательной продукции выступают педагогическим инструментарием для диагностики развития и творческой самореализации учеников.Понятия «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества» помогают выявлять творческие процессы и корректировать педагогические условия для выстраивания образовательной траектории детей.
Образовательные характеристики. Отметка по 5-балльной или иной системе не передает всего многообразия результатов, достигаемых учеником по предмету, которое позволяет выразить письменная характеристика. Составленная по специальным правилам характеристика образовательных результатов ученика решает комплекс задач, относящихся к различным субъектам обучения: Составлению итоговой образовательной характеристики учеников предшествуют текущие записи в специальных документах: творческих книжках учеников, журналах личных достижений, диагностических картах. Записи в журнал достижений для младших учеников производятся преимущественно с их слов. Например, в конце занятия дети отвечают на вопросы: «Что у меня сегодня лучше всего получилось?», «Чего я достиг?», «Каждому ученику в журнале отводятся отдельные страницы». Последовательность элементов, составляющих образовательную характеристику, можно представить следующим образом: 1) перечень приоритетных образовательных параметров, по которым будут происходить анализ и оценка образовательных результатов ученика (например: знание учеником алфавита, умение задавать вопрос, способность образного творчества; параметры, которые подлежат диагностике и итоговой оценке, должны соответствовать целям, ранее поставленным педагогом и самим учеником);
2) материалы, позволяющие судить об изменениях ученика по данным параметрам за время обучения (ученические тексты, тетради, альбомы, поделки, контрольные работы, рефлексивные записи и др.); 3) набор качеств личности, о которых пойдет речь при анализе достижений и проблем ученика, например: универсальные качества (целеполагание, рецензирование, самоорганизация, рефлексия), креативные качества (воображение, интуиция, нормотворчество, самобытность), предметные качества (умение проанализировать состав слова, записать условие математической задачи, исследовать природный объект, выполнить физическое упражнение);
4) формы и способы диагностики индивидуальной образовательной деятельности ученика — примеры текущих и итоговых диагностических заданий (тестов); 5) рефлексивное задание для учеников по итогам изучения раздела или всего учебного предмета. Задание составляется таким образом, чтобы после его выполнения можно было бы применить следующую шкалу критериев для анализа рефлексивных самооценок учащихся:
- количество выделенных учеником личных и коллективных образовательных продуктов; - количество прямых и косвенных упоминаний о видах своей деятельности и качествах личности; - степень выражения личностных качеств ученика при составлении рефлексивной самооценки; 6) самобытные черты ученика, достижения и факты, раскры 7) пример индивидуальной самооценки образовательных результатов ученика. В конце учебного года ученику выдается свидетельство, в котором фиксируются основные параметры его образовательных результатов. Важно, чтобы подобные свидетельства не ограничивались фиксацией уровня усвоения учеником образовательных стандартов, а включали бы достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.
Вопросы н задания для самоконтроля 1. Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. 2. Предложите классификацию электронных средств обучения по лич-ностно ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности. 3. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять перечни средств обучения федерального, национально-регионального, школьного и ученического уровней? 4. Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие параметры образования могут быть изменены в этом случае? 5. Чем образовательный сайт отличается (должен отличаться) от любого другого сайта сети Интернет? 6. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде случаев происходит отказ от нее? 7. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»? 8. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся? 9. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельности? 10. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и 1. Подготовьте план урока с использованием электронных средств 2. Оцените степень самостоятельности действий каждого из учеников: учитель решил на доске задачу на одно действие; б) ученик предложил свою последовательность действий в решении в) ученик придумал задачу, обратную задаче учителя;
г) ученик придумал задачу, построенную на ином математическом ЛИТЕРАТУРА Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). — М., 1999. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М., 1988. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография. — Астрахань, 1999. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. — М., 2000. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. — Мн., 1987. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. — М., 1982. Хуторской А. В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. — М., 2000. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ пер. с нем. — СПб., 1997.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |