Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно–правовые нормы, их действие и реализация




Административное и финансовое право

Для регулирования финансовых отношений используется преимущественно властный административный метод. Финансовое право «отпочковалось» от конституционного и административного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь значительную специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, основным содержанием которой является мобилизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финансовая деятельность включает в себя и деятельность исполнительно–распорядительного характера. Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области финансов (например, организация и полномочия финансово–кредитных органов). Но, поскольку в них превалируют «денежные» элементы (например, бюджетные, кредитные, налоговые), они составляют в тоже время и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная самостоятельность.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности регулируются общественные отношения посредством административно–правовых норм.

Административно–правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Они состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно–правовой норме. В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть – диспозицию или две части – гипотезу и диспозицию либо диспозицию и санкцию.

Административно–правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Совета Министров Республики Беларусь, приказ министра) – это форма выражения государственно–властных, административно–правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно–правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При этом, не всегда все элементы нормы четко формулируются.

Административно–правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.

Особенности административно–правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно–правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают действенное воздействие на многие стороны экономической, социально–культурной и административно–полити-
ческой жизни государства. Объектом административно–правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.

Особенности административно–правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно–правовые нормы, чаще всего, являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающих никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.

С учетом различных критериев классификации учеными выделяются следующие виды административно–правовых норм:

1. по своему характеру, функциональным особенностям административно–правовые нормы делятся на:

· материальные;

· процессуальные;

2. в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административно–правовых норм:

· нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию;

· органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;

· нормы, определяющие права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности;

· нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности;

3. в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются:

· нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений);

· нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др.);

· нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона об обращениях граждан);

4. по способам воздействия на общественные отношения административно–правовые нормы могут подразделяться на:

· обязывающие;

· запрещающие;

· уполномочивающие (управомочивающие);

· рекомендательные;

· стимулирующие;

5. по юридической силе нормы делятся на:

· конституционные;

· законодательные;

· подзаконные.

Административно–правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Время действия административно–правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия. По общему правилу, большинство административно–правовых норм не ограничены определенными сроками действия. Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия. Временный срок действия административно–правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в ч.2 ст.66 Закона о нормативных правовых актах.

Как правило, нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок. Административно–правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства и иных нормативных правовых актах, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Административно–правовые нормы, по общему правилу, содержащемуся в ч.6 ст.104 Конституции и ст.67 Закона о нормативных правовых актах, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положение лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно–правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира, закрепленного в ч.1 ст.2 Конституции, не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.

Действие административно–правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно–территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштабов.

Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия. Они, прежде всего, направлены на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), на иностранцев и лиц без гражданства.

Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов. Среди ученых–административистов нет единого мнения по вопросу способов реализации норм административного права. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством таких способов, как исполнение, применение и соблюдение. Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно–правовые нормы. Применение административно–правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений, исполнительной власти своей компетенции, юридически властных полномочий путем издания индивидуальных правовых актов. Например, привлечение лица к административной ответственности либо зачисление гражданина на государственную службу. Соблюдение административно–правовых норм – это воздержание от совершения запрещенных нормами действий поступков. Если лицо нарушает административно–правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.