КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы/знаки как внутренняя форма
Принципы композиции форм/знаков в пространстве любой формы Основополагающих принципов композиции форм/знаков в пространстве любой формы также семь: — формы/знаки как внутренняя форма; — формы/знаки как внутренняя и внешняя форма; — развитие внешней формы как замена одних форм/знаков на другие и переход двухмерных форм/знаков к трехмерным; — образующееся пространство; — равновесие форм/знаков; — свет – тень как формы/знаки; — тональность, цвет и текстура (фактура) как форма/знак. Каждый из принципов композиции представляет собой сравнительно высокую (хотя и в разной степени) таксономическую единицу, т.е. каждый из них можно определить как группу закономерностей. Формы/знаки при группировке подчиняются определенным композиционным закономерностям. Закономерность 1: подобие по размерам. Разница в размерах форм/знаков обладает группирующим эффектом: чем крупнее объекты, тем больше они стремятся к объединению. Закономерность 2: подобие на основе формы. Знаки одной формы всегда стремятся объединиться и отойти от знаков другой формы. Закономерность 3: подобие на основе света и тени. Темные формы/знаки всегда стремятся отделиться от белых форм/знаков и наоборот. Закономерность 4: подобие по расположению. Закономерности 1 –3 всегда подразумевают образование зрительных групп из форм/знаков. Закономерность 5: подобие путем пространственной ориентации. Хаотично разбросанные отрезки прямой линии или стрелки всегда стремятся к самоорганизации в группу (группы). Закономерность 6: подобие по направлению. Чем менее хаотично расположены отрезки прямой линии или стрелки, тем более сгруппированными они кажутся.
Закономерность 7: подобие по скорости. Формы/знаки, движущиеся быстрее (расположенные в движении, наклоне), всегда кажутся ближе расположенными к наблюдателю. Известный американский ученый Р. Арнхейм, первым попытавшийся систематизировать композиционные закономерности и объяснить их через визуальное восприятие человеком (конкретно — через гештальтпсихологию), пишет: «...подобие дает больший зрительный эффект, чем только заставляет предметы "принадлежать друг другу". Части, имеющие подобие, образуют и формируют зрительные модели. Например, темные круги (три темных круга, где один расположен выше, а два ниже. — П.П.), имея тенденцию к сближению, в итоге образуют треугольник. То же самое можно сказать и про белые круги. В моделях, используемых для проверки зрения на цветовую слепоту, правильные геометрические фигуры образуются за счет цветовых оттенков. Чем проще модель, образованная таким путем, тем сильнее бросается в глаза группировка из составляющих ее частей»[145]. Закономерность 8: согласующаяся форма. Отрезки линий показывают, что когда существует выбор между продолжениями прямых или кривых, то зрительное предпочтение всегда отдается: 1) прямым линиям, которые визуально смотрятся ближе к зрителю, нежели кривые. Так, на рисунке прямая линия смотрится лежащей на кривой линии:
2) тем линиям, которые меняют свою структуру. Например, на рисунке выпрямляющаяся синусоида обращает на себя больше внимания, нежели не меняющаяся синусоида.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |