Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика профессиональной деятельности психолога




Этика профессиональной деятельности психолога

Тема 8.

При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:

1. Правовой уровень, основанный на следующих документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конституция РФ», «Закон РФ об образовании» и др.

2. Моральный уровень, отраженный в многочисленных этических «Кодексах», «Уставах», и пр., где отмечаются такие принципы как «Не навреди!», «Сохраняй профессиональную тайну» и др.

3. Нравственный уровень, предполагающий определенную ценностно-смысловую зрелость психолога, сформированное ценностно-нравственное ядро личности.

При рассмотрении проблемы нравственности выделяют две основные плоскости:

1) отношение психолога с клиентом,

2) отношение психолога к самому себе, собственному представлению о должном, достойном и справедливом.

 

Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога:

- чрезмерное экспериментирование,

- вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей,

- страх перед исследованием наиболее острых социально-психологических проблем,

- проблема недобросовестности исследования (умышленная недобросовестность, низкая квалификация или небрежность исследователя),

- некорректное соавторство и откровенный плагиат (цитирование других авторов без ссылок на них, включение своей фамилии в работы других психологов без реального участия в данной работе),

- «кастовость» или «семейственность» в науке,

- проблема «профессиональных секретов» (секреты от клиентов о результатах исследования, секретная информация от администрации, которая может нанести вред подчиненным или другим людям, секреты от своих коллег по работе),

- проблема необоснованного «продвижения» в науке людей, которые не обладают для этого соответствующими достоинствами,

- проблема излишней формализации многих аспектов научно-исследовательской деятельности (например, излишняя увлеченность естественнонаучными методами),

- подстраивание под чей-то научный авторитет или прикрытие этим авторитетом, эксплуатация чужого авторитета для достижения своих целей,

- «научное обоснование» и участие некоторых психологов в глобальных общественных манипуляциях.

 

Основные этические проблемы практической психологии:

- проблема власти над сознанием клиента,

- проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и коллегами),

- «соблазн» следования «методическим модам»,

- проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков»,

- проблема близких отношений психолога с клиентами,

- «соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального выгорания»),

- проблема «неинтересного» и «скучного» клиента,

- проблема «раннего прозрения» клиента,

- проблема «позднего прозрения» клиента,

- «прозрение» самого психолога (недовольство собой и своей работой),

- неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему,

- работа без должной теоретической и методической подготовки,

- проблема критериев оценки эффективности психологической помощи,

- отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения,

- проблема «сапожника без сапог» (у психологов имеется немало собственных психологических проблем),

- проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от администрации и от коллег.

 

Основные принципы профессиональной этики психолога:

 

1. Принцип профессиональной компетентности.

Психологу важно знать права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи необходимо уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ научных данных и практического опыта. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. Он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

 

2. Принцип ненанесения ущерба человеку.

Психолог осуществляет свою деятельность исходя из интересов заказчика. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека.

Психолог должен использовать безопасные методики, приемы, технологии работы. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись толь в рамках задач, поставленных заказчиком.

 

3. Принцип научной обоснованности и объективности.

Психолог может применять только валидные и надежные методы и средства. Необходимо использовать методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получивших научное признание.

Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц.

В своей работе психологу необходимо разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом.

 

4. Принцип уважения клиента.

Психолог должен уважать достоинство испытуемого клиента и проявлять честность в общении с ним.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели и своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему.

При просветительской работе, во время лекций, семинаров недопустим профессиональный снобизм.

 

5. Принцип соблюдения профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне.

Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого, чтобы избежать его компрометации.

Для более надежной гарантии конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования.

Важно четкое разграничение в предоставлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю.

Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам.

 

Возможно рассмотрение специфических этических принципов, важных при проведении психологического исследования, психодиагностики, психологического консультирования.

В связи с осознанием важности этической регуляции психологического исследования и практики в последние годы психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности.

 

 


[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб: Издательство "Питер", 2000 г.

[2] Абрамова Г. С. Практическая психология. Деловая книга, Екатеринбург, 1998 г.

[3] Карандашев В.Н. Введение в профессию психолога. М.: Академия, 2008 г.

[4] Гиппенрейтер Ю.Б., 1988, С. 10-15

[5] Веккер, 1981

[6] Фромм Э., 1992

[7] Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог», М., МПСИ, 2007

[8] Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. «Введение в профессию «психолог», М., МПСИ, 2007

[9] Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию. М. Академия, 2009. Гриф МО РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.