Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты 3 страница




Практическая значимость шкалы MPS состоит в том, что ее суб(шкалы коррелируют с различными психопатологиями. Связь между перфекционизмом и личностными расстройствами была доказана и клиническими наблюдениями, и проведенными исследованиями.

Перфекционизм, ориентированный на себя, может рассматри(ваться как диагностическая черта людей с навязчивыми состоя(ниями, например, связанный с алкоголизмом (алкоголизация — попытка смягчить аффект, появляющийся из(за несоответствия между "Я(идеальным" и "Я(реальным", заглушить стыд, чувства вины, возникающие из(за своего несоответствия собственным чрезмерно(высоким стандартам и чрезмерной самокритики) [7].

Перфекционизм, ориентированный на себя, связан с плохой приспособленностью, тревожностью, страхом, депрессией, низ(ким самоуважением, может являться причиной нервных срывов, попыток суицида [7].

Перфекционизм, направленный на других, коррелирует с нар(циссизмом, демонстративным поведением, антисоциальной на(правленностью личности. Человеку с высоким уровнем перфек(ционизма, ориентированного на других, свойственны стремление доминировать, подавлять, контролировать окружающих. Это мо(жет повлечь за собой девиации, связанные с проявлением жес(токости, агрессии, от проблем в общении до более серьезных де(виаций (перфекционизм, ориентированный на других, зачастую присущ преступникам) [7].

Тип личности, характеризующийся высоким уровнем перфек(ционизма, ориентированного на других, может соответствовать

типу личности, "застрявшей" на оральной стадии развития, опи(санной З. Фрейдом, ее "агрессивной" разновидности: "человек(требующий", тиранящий окружающих, полагающий, что все его желания должны удовлетворяться, готовый любыми способами добиваться своего путем демонстративного, истероидного пове(дения, шантажирования окружающих (например, попыткой суи(цида), способного совершить преступление ради обладания чем(то, ему недоступным.

Социально(предписанный перфекционизм зачастую связан с шизофренией, психастенией, формированием шизоидного типа личности, избеганием, тревожностью, пассивной агрессией, раз(личными соматическими проявлениями (например, родители де(тей, страдающих астмой, зачастую предъявляют к своим детям чрезвычайно высокие требования, постоянно требуют от них до(стижений, доказательств сверходаренности и сверхприлежнос(ти). Такой вид перфекционизма у детей часто связан с заикани(ем, нервными тиками, энурезом (высокие стандарты родителей, жесткий контроль). Актуальность исследования, а также практи(ческая значимость адаптируемой методики MPS состоит в том, что она будет полезна клиническим психологам для диагностики и выяснения причин вышеперечисленных девиаций.

MPS считается у западных исследователей наиболее совер(шенным инструментарием, созданным для измерения и исследо(вания структуры перфекционизма, и потому широко использует(ся в клинической психологии.

В связи с этим представляется актуальным создание русскоязыч(ного варианта данного инструментария для использования в России.

Многомерная шкала перфекционизма (Multidensional perfectionism scale — MPS)

Эту шкалу на основе многочисленных исследований многомер(ной природы перфекционизма разработали Pauil Hewitt и Gordon L. Flett [7].

MPS представляет собой серию утверждений, степень согла(сия или несогласия с которыми дает представление об уровне перфекционизма у испытуемых.

Структурно MPS представляет собой 3 шкалы, в каждую из ко(торых входит по 15 утверждений. Каждая из трех шкал соответ(ствует одной из составляющих перфекционизма и измеряет уро(вень этого вида перфекционизма у испытуемых:

- шкала, предназначенная для измерения перфекционизма, ориентированного на себя, позволяет составить представление о наличии у испытуемого завышенных стандартов, требований по отношению к себе;

- шкала, предназначенная для измерения перфекционизма, ориентированного на других;

- шкала, предназначенная для измерения социально(предпи(санного перфекционизма.

Испытуемому предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с предложенными высказываниями по семибалль(ной ранговой шкале, где 1 означает совершенное несогласие, 7 — совершенное согласие, 4 — нейтральное отношение. При подсче(те баллы суммируются.

Ряд пунктов, принадлежащих к разным субшкалам, сформули(рован в виде отрицания. Например: «Я не требую многого от близ(ких». В этом случае при подсчете баллы вычитаются. То есть вы(сокая степень согласия испытуемого с данным высказыванием может свидетельствовать об отсутствии у испытуемого завышен(ных требований к окружающим.

В то же время некоторые пункты, сформулированные в виде отрицания, при подсчете учитываются и вносят положительный вклад в шкалу. Например: «Мне не интересны люди, которые не стремятся стать лучше».

Выборка. В качестве основной выборки в исследовании при(няли участие 900 испытуемых, старших подростков от 14 до 17 лет. Из них 463 мальчика и 464 девочки.

Основная выборка изначально была разделена на 4 подвыборки:

1) мальчики 14-15 лет — 232 чел.;

2) мальчики 16-17 лет — 231 чел.;

3) девочки 14-15 лет — 231 чел.;

4) девочки 16-17 лет — 231 чел.

Старшие подростки, вошедшие в основную подвыборку, явля(ются учениками 9(х, 10(х, 11 (х классов 10(ти средних общеобра(зовательных школ г. Москвы.

С целью обеспечения репрезентативности выборки школы для проведения исследования были выбраны в разных районах г. Москвы. Были протестированы учащиеся только государствен(ных школ. Также в основную выборку не вошли учащиеся школ с углубленным изучением языков, математики, лицеев, религиоз(ных школ, частных школ, школ, где мальчики и девочки учатся от(

дельно, учащиеся школ для детей с задержками в умственном раз(витии, школ для детей инвалидов. Также не были протестирова(ны закрытые средние общеобразовательные школы для несовер(шеннолетних преступников.

Для адекватного выполнения задач исследования в основную выборку следовало включить как можно более "обычных" старших подростков, условно нормальных подростков, не "вундеркиндов" и не тех, кто не может учиться в обычных средних образователь(ных школах из(за отставания в умственном развитии или по дру(гим причинам, связанным с девиациями.

Для проверки валидности адаптируемой методики было про(тестировано 30 подростков от 14 до 17 лет — учащихся старших классов средних общеобразовательных школ г. Москвы. Никакие другие характеристики данной выборки не учитывались.

Для проведения сравнительного анализа профилей, образо(ванных тремя составляющими перфекционизма у подростков, было протестировано 30 отличников, 30 хорошистов и 30 троеч(ников — учащихся старших классов средних общеобразователь(ных школ г. Москвы. Никакие другие характеристики данной вы(борки не учитывались.

Для проверки валидности адаптируемой методики было про(тестировано 15 пациентов Научного Центра Психического Здоро(вья при Российской Академии Медицинских Наук в г. Москве — мужчин и женщин разных возрастов (из них: 4 пациента с шизо(френической реакцией отказа, 3 пациента с истерией, 4 пациен(та с паранойей, 4 пациента с ананкастным личностным расстрой(ством).

Для проверки надежности адаптируемой методики (проведе(ния теста(ретеста) было протестировано 100 учащихся старших классов средних общеобразовательных школ г. Москвы от 14 до 17 лет. Эта выборка составлялась по тому же принципу, что и вы(борка № 1, состоявшая из девятисот испытуемых. Испытуемые выборки теста(ретеста были протестированы дважды.

Всего в ходе исследования было протестировано 1130 человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.