Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По обучению детей математике




ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ

Лекция № 17

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в эконо­мической жизни. Изменения содержания образования, повыше­ние значимости математического развития, переход на обучение в школе с шести лет требуют совершенствования дошкольного развития, обучения и воспитания.

Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе долж­на представлять единый развивающий процесс. Преемствен­ность в работе дошкольных и школьных учреждений по матема­тическому развитию ребенка предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах, приемах, формах и средст­вах обучения, согласованность содержания программ и др.

Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания. Создание целостной педагогической системы пре­дусматривает своеобразие развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый последующий является ор­ганическим продолжением предыдущего.

На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности (см. лекцию 2), что дает возможность ребенку безболезненно при­выкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

Основные отличия в организации работы:

 

Школа Детский сад
• Преобладает учебная деятельность. • Классная комната предназначена только для проведения уроков. • Общение детей разного возраста (в том числе со старшеклассниками). • Строгая урочная система с разделением предметов. • Четкое ограничение во времени (звонки). •И др. • Преобладает игровая деятельность. • Занятия проводятся в помещении с разнообразными функциями. • Дети находятся в кругу сверстников. • Гибкая система занятий (например, комбинированные). • Возможность целесообразного выбора времени начала и длительности занятия

Современные программы по математическому развитию де­тей в дошкольных учреждениях и обучению математике в пер­вых классах школы стремятся к осуществлению преемственно­сти. Наличие большого количества альтернативных программ усложняет эту работу. Но необходимо предоставить родителям возможность выбора обучения ребенка по желаемой системе, главное чтобы она не прерывалась.

Целенаправленная подготовка детей к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы (для детей, не посещающих детский сад).

Содержание математического развития дошкольников охва­тывает все вопросы, необходимые для школьного изучения мате­матики и других предметов. Формируя количественные пред­ставления, в детском саду учат детей работать с множествами и числами в пределах десятка. В первом классе их знания расширяются, умения совершенствуются. Дошкольников знакомят с геометрическими фигурами, учат определять форму окружаю­щих предметов. В школе объектом изучения становятся свойства геометрических фигур. Представления дошкольников о величи­нах являются основой для изучения не только математики, но и физики, черчения и др. Формирование умения ориентироваться в пространстве и времени дает возможность ребенку, пришедше­му в первый класс, осознанно и правильно выполнять задания учителя, свободно работать на листе бумаги в клетку, планиро­вать свою деятельность во времени и многое другое.

Обеспечение высокого уровня математического развития де­тей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество ус­воения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации учебно-воспита­тельной работы в детских садах, особенно в старшем дошколь­ном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использо­вать их в новых ситуациях. Развитие познавательного интереса, в частности к математике, — одна из задач детского сада.

Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует личностные качества (аккуратность, орга­низованность и др.). Все это поможет ребенку в школьном обу­чении.


Литература

 

1. Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

2. ВолинаВ.В. Праздник числа. М., 1993.

3. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4 – 6 лет. СПб.: Детство – Пресс, 1998.

4. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.

5. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.

7. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.

8. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.

9. Житомирский В.Г., Шаврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрия. М.: Педагогика, 1991.

10. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999.

11. Касицина М.А. Дошкольная математика. М.: ГНОМ и Д, 2001.

12. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5 – 7 лет. М.: Гном – Пресс, 1998.

13. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет. М.: ГНОМ и Д., 2001.

14. Корнеева Г.А. Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине предмета и способах её измерения. М., 1984.

15. Корнеева Г.А., Родина Е. В., Хорина Л. А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста. М.: МГПУ, 2001.

16. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.

17. Математика до школы / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1998.

18. Математика от трёх до семи / З. А. Михайлова и др. СПб., 1997.

19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для педагогических институтов / Сост. В. В. Данилова. М.: Просвещение, 1987.

20. Математическое развитие дошкольников / Сост. З. А. Михайлова и др. СПб.: Акцидент, 1998.

21. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. М., 1985.

22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.

23. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., 2001.

24. Михайлова З.А., Непомнящая Р. Р. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Л., 1988.

25. Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика – синтез, 2002 – 2003.

26. Носова Е.А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.: Акцидент, 1996.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой. М., 2005.

28. Программа «Истоки». М., 1996.

29. Радуга: Программа и руководство для воспитателей ср. гр. дет. сада / Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994.

30. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.

31. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 2000.

32. Сербина Е. В. Математика для малышей. М., 1992.

33. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993.

34. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999.

35. Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников: Курс лекций для студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и вузов. М.: Московское городское педагогическое общество, 1998.

36. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Книголюб, 2004.

37. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Изд. фирма «Икар», 1994 – 1996.

38. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для педагогических институтов / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988.

39. Хилтунен Елена. Считаю сам. Упражнения для маленьких детей по математике. Монтессори-педагогика. М.: ЮНИОР – паблик, 2005.

40. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1998.


Приложение

Лабораторная работа № 1

Тема: Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: изучить структуру программы и содержание программ­ных задач по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Задания

1.Заполнить таблицу «Занятия по математике»:

 

  Группа   Возраст детей Количество занятий в неделю Количество занятий в году   Длительность занятий
         

2. Выявить задачи по математическому развитию по группам и разделам, выделить новые задачи и показать их усложнение (номер новой задачи обвести в кружок, стрелками показать ее связь с задачами на усложнение по этой же теме):

 

  2-я младшая группа   Средняя группа   Старшая группа   Подготовительная группа
Количество и счет
1. 2. 3. … 1. 2. 3. … 1. 2. 3. … 1. 2. 3. …
Величина и измерение
       

 

3. Проанализировать содержание программы по математиче­скому развитию по вопросам:

• в каких группах проводятся занятия;

• по каким разделам ведется обучение;

• как усложняется материал в зависимости от возраста детей (на одном примере);

• почему возможно такое усложнение.

Литература

Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.