Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2007г




Гетия И.Г., Кривенцов С.М., Шумилин В.К.

Методические указания по выполнению раздела

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

в дипломных проектах

 

Аннотация

Методические указания предназначены для студентов-дипломников всех
специальностей дневной, вечерней и дистанционной форм обучения и содержат материалы по структуре, содержанию и оформлению раздела "Безопасность жизнедеятельности" в дипломных проектах.

Авторы: проф., к. т. н. Гетия И.Г., доц., к. т. н. Кривенцов С.М.,
доц., к. т. н. Шумилин В.К.

Рецензент: доц., к. т. н. Леонтьева И.Н.

Редактор: доц., к. т. н. Гетия С.И.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ТИ-5 от 31.01.2007 г., протокол № 6.

 

 

Заведующий кафедрой ТИ-5 И.Г. Гетия

 

Ответственный кафедры за выпуск учебно-методического

материала Кривенцов С.М.

 


 

 

Содержание

 

 

1. Структура раздела ………………………………………………………..…… 4

2. Рекомендуемый порядок оформления раздела ……………………………… 6

3. Приложение А. Правила оформления дипломного проекта ………….…… 11

4. Приложение Б. Список использованных источников для дипломного проектирования ……………………………………………………………… 16

5. Приложение В. Классификация опасных и вредных производственных

факторов …………………………………………………………………….… 20

6. Приложение Г. Пример оформления рисунка ……………….…….…..…… 22

7. Приложение Д. Пример оформления таблицы……………….…..…….…… 23

8. Приложение Е. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны………….…………………..….……… 24

9. Приложение Ж. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

Нормы проектирования …………………………………..….………….…… 26

10. Приложение З. Рекомендуемые вопросы по проведению анализа

возможных чрезвычайных ситуаций по теме диплома …….…..…….…… 27

 

1. Структура раздела

 

 

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» в дипломном проекте является развитием основной темы дипломного проекта и не должен содержать общих вопросов, не относящихся к конкретной теме дипломного проекта (таких как значение безопасности труда, инструкции и пр.).

Раздел "Безопасность жизнедеятельности" размещается в дипломном проекте перед экономическим разделом. Объем раздела – 12-15 страниц. Содержание раздела должно быть конкретным, т.е. изложено в соответствии с темой дипломного проекта и тесно увязано с конструкторским, технологическим и др. разделами. Общих фраз не допускается.

Порядковый номер раздела определяется по общему числу разделов в дипломном проекте с учетом расположения перед экономическим разделом (введение к дипломному проекту не нумеруется). Порядковый номер раздела «Безопасность жизнедеятельности» не соответствует нумерации в задании на дипломный проект.

Раздел начинается с новой страницы, а подразделы размещаются через пробел в две строки. Перенос слов в заголовках разделов, подразделов, таблиц рисунков и т.д. не допускается, переносить заголовок подраздела на другую страницу также не разрешается. После заголовка подраздела на странице должна быть хотя бы одна строчка текста. Точки в конце наименований разделов, подразделов, рисунков, таблиц и т.д. не ставятся. Названия разделов приводятся строго по заданию на дипломный проект (дословно). Первая цифра в нумерации подраздела - номер раздела, вторая - номер подраздела. Название раздела приводится заглавными буквами, название подраздела - первая буква заглавная, остальные - строчные. Названия разделов, подразделов отделяются от текста пробелом в две строки.

Материалы раздела «Безопасность жизнедеятельности» приводятся со ссылками на литературные источники (печатные издания, действующие правила, стандарты и другие материалы). Ссылки даются в квадратных скобках, например [4.1] (первая цифра соответствует номеру раздела, вторая цифра соответствует порядковому номеру в списке литературных источников на раздел «Безопасность жизнедеятельности»). Список использованных источников к разделу БЖД составляется в порядке упоминания в тексте. Ссылки на список использованных источников допускается приводить с одним числом в квадратных скобках, например [35], при этом номер в квадратных скобках соответствует номеру литературного источника в общем списке ко всему дипломному проекту, который также составляется в порядке упоминания в тексте. При этом, если вносятся изменения в список литературных источников в каком-либо разделе дипломного проекта, то необходима корректировка ссылок в следующих разделах проекта.

Правили оформления дипломного проекта (СТП МГУПИ 2068752-5-2006) приведены в Приложении А.

Примерный список использованных источников по разделу "Безопасность жизнедеятельности" дипломного проекта дан в Приложении Б.

При подготовке раздела БЖД консультанту в обязательном порядке представляются список использованных источников по разделу «Безопасность жизнедеятельности», а также части введения и выводов касающиеся раздела БЖД. Части введения, выводов и список использованных источников в раздел «Безопасность жизнедеятельности» не входят, представляются на отдельных листах и после согласования с консультантом включаются в общие по дипломному проекту «Введение», «Выводы» и «Список использованных источников».

Во введении пояснительной записки студент должен предусмотреть краткое изложение вопросов БЖД, разрабатываемых в дипломном проекте.

В общих выводах по дипломному проекту студент должен предусмотреть один или два вывода по разделу БЖД.

Оригинальные конструктивные и принципиальные решения по БЖД рекомендуется показывать в чертежах графической части по другим разделам дипломного проекта (графической части по разделу БЖД не предусматривается).

В тексте пояснительной записки, на чертежах, схемах и рисунках должны быть соблюдены все требования нормативных документов по оформлению дипломных проектов.

При защите дипломного проекта студент должен предусмотреть время для краткого освещения раздела БЖД.

В целях экономии времени и устранения ненужных переделок работы студент обязан встретиться с консультантом по БЖД до начала разработки раздела и согласовать с ним его содержание.

Консультант по БЖД подписывает титульный лист пояснительной записки дипломного проекта только после проверки чистового варианта.

Как правило, консультант, выдает задание в виде следующих трех стандартных вопросов:

1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных ситуаций возникающих при ………(эксплуатации, сборке, наладке, тестировании, ремонте и т.п.) проектируемого оборудования.

2. Разработка мер безопасности.

3.Экологическая оценка разрабатываемого процесса (объекта) и разработка мероприятий, снижающих вредное воздействие технологического процесса (или объекта) на природу.

Для студентов, выполняющих дипломные проекты с применением вычислительной техники:

1. Анализ условий труда и возможных чрезвычайных ситуаций, возникающих при эксплуатации вычислительной техники.

2. Разработка безопасных и безвредных условий труда.

3. Организация рабочего места.

4.Анализ методов сбора, переработки и утилизации отходов вычислительной техники.

Текст задания на дипломный проект выдается консультантом по БЖД и может отличаться от приведенных выше вариантов задания.

Каждый студент рассматривает в рамках этих вопросов технические решения применительно к теме дипломного проекта.

Более подробно студент решает все вопросы с консультантом на плановых консультациях, предварительно подготовив материал согласно настоящим рекомендациям.

Ниже приводятся краткие пояснения по каждому вопросу с конкретными примерами построения текстового материала (комментарий к тексту раздела набран курсивом).

 

Рекомендуемый порядок оформления раздела!

 

4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных ситуаций, возникающих при... (привести дословно из задания)

Раздел «Безопасность жизнедеятельности начинается с новой страницы, подразделы размещаются в тексте через пробел в две строки.

Вначале подраздела следует дать ссылку на используемые литературные источники и записать стандартную фразу типа:

Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных ситуаций приведен в соответствии с [ 4.1-4.5 ] (здесь и далее литература указана условно).

Примерный список использованных источников по разделу "Безопасность жизнедеятельности" дан в Приложении А. Затем следует дать очень краткую характеристику разрабатываемого объекта (процесса) и рассмотреть потенциальные (возможные) опасные, вредные факторы и чрезвычайные ситуации (ЧС), причем последние можно брать не только при эксплуатации, но и при сборке, наладке, ремонте, настройке оборудования, при технологическом процессе и т. д.

Возможный перечень рассматриваемых ЧС приведен в Приложении З.

Например:

При эксплуатации изделия (или по ходу технологического процесса) возможно

возникновение следующих опасных и вредных факторов [4.1]:

По каждому возможному фактору привести: 1) название фактора строго по ГОСТ 12.0.003-74* (смотри Приложение 2); 2) причины, вызывающие этот фактор; 3) реальные (или расчетные) и допустимые уровни факторов; 4) воздействие указанных

факторов на работающего.

1. ………………….;

2…………………...;

3…………………...;

4…………………..; и т.д.

Анализ продолжать по всем возможным факторам, причем целесообразно сначала рассмотреть опасные факторы, а затем вредные факторы.

Если при эксплуатации оборудования (или по ходу технологического процесса) опасных и вредных факторов не возникает, то это нужно указать и обосновать со ссылкой на литературу.

Пример:

При эксплуатации оборудования опасных и вредных факторов не возникает, т.к....

В таких случаях следует рассмотреть опасные и вредные факторы, возможные по ходу технологического процесса, рассматриваемого в технологическом разделе дипломного проекта.

Пример оформления:

В технологическом разделе данного дипломного проекта рассматривается технологический процесс производства.................. При этом возникают

следующие опасные и вредные факторы [ 4.2 ] (далее факторы анализируются по указанной выше схеме).

1.................;

2.................;

3.................; и т.д.

Технологический процесс (по заданию на технологический раздел дипломного проекта) также следует проанализировать, если факторов, возникающих при эксплуатации мало, например 2-3.

После анализа опасных и вредных факторов следует провести анализ ЧС и дополнить специфическими ЧС (с учетом темы диплома, см. Приложение З).

Следует разобрать возможные нештатные ситуации, мелкие, средние и крупные аварии и т.д. (по теме дипломного проекта), проанализировать причины, которые могут их вызывать..

Пример:

При эксплуатации объекта (технологического процесса) возможны следующие чрезвычайные ситуации.............

В конце подраздела 4.1. нужно сделать вывод о наиболее опасных и вредных факторах и возможных ЧС.

Пример:

Проведенный анализ показал, что наиболее опасными и вредными факторами, возникающими при............ являются............... (выбрать 3-4 фактора) и

чрезвычайные ситуации............

 

4.2. Разработка мер безопасности

Разработка мер безопасности приведена в соответствии с рекомендациями [4.6-4.10] (примерная стандартная фраза).

Следует привести конкретные меры безопасности, особенно по наиболее опасным и вредным факторам в том же порядке, в котором они изложены в предыдущем подразделе. При этом в тексте дипломного проекта не следует приводить слов "необходимо", "должно" и т.п., а указывать от первого лица, например: "устанавливаем", "устанавливаются", "установлены" и т.д., поскольку это касается мероприятий, предлагаемых студентом-дипломником. Затем необходимо рассмотреть конкретные меры предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Если в дипломном проекте нет специального подраздела "Организация рабочего места", то в конце подраздела 4.2. нужно привести параметры микроклимата и нормы

освещенности (смотри Приложения Е, Ж и описание к подразделу 4.3.).

В разделе может быть проведен расчет. Содержание расчета должно быть предварительно согласовано с консультантом раздела.

4.3. Организация рабочего места

Рабочее место (выбрать самому и указать в тексте пояснительной записки) разработано согласно [ 4.11 ] (примерная фраза).

Затем необходимо выбрать рабочую позу оператора: сидя, стоя, сидя-стоя и привести схему конкретного рабочего места с указанием его размеров и зон досягаемости моторного поля.

Пример:

Рабочая поза оператора - сидя т.к..... Схема рабочего места приведена на рисунке 4.1 (оформление рисунка смотри Приложение Г; а оформление таблиц - Приложение Д).

Также нужно привести схему управляющей панели (пульта) оборудования с обоснованием выбора и расположения органов управления и их взаимосвязи.

Пример:

Схема управляющей панели прибора дана на рисунке 4.2.

В конце данного подраздела нужно выбрать категорию тяжести труда и в соответствии с выбранной категорией привести параметры микроклимата для теплого и холодного периодов года (ГОСТ 12.1.005-88, смотри Приложение Е).Также необходимо определить систему освещения и обоснованно выбрать нормы освещенности (СНиП 23-05-95, смотри Приложение Ж), а также тип источников света, тип светильников.

Пример:

Категория тяжести труда при выполнении работ........ средней тяжести II б

(работа с переноской тяжестей до 10 кг.). Допустимые (или оптимальные) параметры микроклимата в холодный и теплый периоды года приведены в таблице 4.1

[ 4.12 ].

Таблица 4.1 – Допустимые параметры микроклимата

         
         
         

В залах вычислительной техники, в кабинах, на пультах управления технологическими процессами следует приводить оптимальные параметры микроклимата. В других случаях нужно указывать допустимые параметры микроклимата.

Пример:

На рабочем месте применена комбинированная система освещения: использованы газоразрядные лампы ЛД80, светильники ПВЛ. Поскольку выполняемая работа характеризуется средней точностью зрительной работы, размер объекта различения - 0,5... 1 мм., контраст объекта различения с фоном - малый, фон - светлый, то в соответствии с [ 4.13 ] нормируемая комбинированная освещенность – не менее 400 лк (общая освещённость – не менее 200 лк).

 

4.4.Экологическая оценка разрабатываемого процесса (объекта) и разработка мероприятий, снижающих вредное воздействие технологического процесса (или объекта) на природу

Сначала записать стандартную фразу:

Экологическая оценка проектируемого объекта (процесса) и разработка мероприятий

по охране природы проведена согласно [ 4.14-4.15 ].

В этом подразделе необходимо рассмотреть объект (технологический процесс) с точки зрения выявления факторов, которые могут оказать вредное воздействие на

природу, затем выделить наиболее значимую проблему и кратко рассмотреть методы и средства для ее решения. После чего нужно аргументированно выбрать метод и устройство, наиболее эффективно решающее данную проблему, и более подробно их рассмотреть.

Если проектируемый объект не оказывает вредного воздействия на природу, то это необходимо указать и обосновать со ссылкой на нормы. После этого необходимо рассмотреть технологический процесс, проектируемый по заданию на технологический раздел, как указано выше.

Пример:

Разрабатываемый прибор не оказывает вредного воздействия на природу, т.к......

В технологическом разделе данного проекта рассматривается технологический процесс................, при котором выявлены следующие факторы, которые могут

оказать вредное влияние на природу:

1......…....;

2..................;

3..................;

По каждому фактору необходимо дать название фактора, на какой стадии

технологического процесса возникает, реальный и допустимый уровни (при воздействии на природу).

Проведенный анализ показал, что наибольшую опасность представляет загрязнение воздушной среды. В связи с этим рассмотрим меры и устройства для снижения воздействия указанного фактора на природу (примерная фраза).

В конце раздела Безопасность жизнедеятельности" необходимо дать выводы (примерная структура выводов приведена ниже, выводы не нумеруются).

Выводы

1. В разделе "Безопасность жизнедеятельности" дипломного проекта проведен анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных ситуаций, возникающих при............. Наиболее опасными и вредными факторами являются.............

2. Разработаны меры безопасности (перечислить наиболее важные меры безопасности).

3. Проведена экологическая оценка проектируемого объекта (процесса). Наиболее значимой проблемой является.............. Для ее решения в дипломном проекте

применяются ………………… (указывать только конкретные меры).


Приложение А




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.