Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный опыт




ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 

Изучение особенностей психического развития осуществляется методами беседы, наблюдения и эксперимента. Целесообразно начинать обследование с выявления особенностей жизненного опыта учеников и их речи, соотнося друг с другом особенности того и другого. Жизненный опыт ребенка определяется методом беседы, что позволяет одновременно выявлять и особенности речевого развития. В беседе происходит знакомство с ребенком и устанавливается необходимый эмоциональный контакт.

 

Знание о жизненном опыте детей – в соотнесенности его с уровнем речевого развития – необходимо дефектологу для дифференциальной психодиагностики, для продуктивной реализации в школе программных требований, а также для осуществления индивидуального подхода и дифференцированного обучения.

"Жизненный опыт" учеников составляет запас сложившихся у них представлений (чувственных образов), знаний (словесных сведений) и умений – действий по их оперированию, а также навыков (автоматизированных умений), применительно, прежде всего, к ситуациям ближайшей повседневной действительности, как и к тем ситуациям, сведения о которых приобретаются в процессе общения с окружающими без целенаправленного обучения. С начала все это составляет, так называемый, "житейский опыт". Но в школьном возрасте к последнему присоединяются и связываются с ним представления, знания и умения, относящиеся к действительности, далеко выходящей за пределы повседневности, и получаемые не только в повседневном общении, но и в процессе целенаправленного обучения.

Жизненный опыт, входящие в него "житейские понятия" (по терминологии Л.С.Выготского) являются необходимой базой для формирования у школьников основ научных знаний, "научных понятий".

Нормально развивающиеся дети уже к 6–ти годам имеют, в пределах своего возраста, богатый жизненный опыт и достаточно свободно им оперируют в рамках ситуаций, доступных детям для осмысливания. Основой этого является свойственная нормальным детям высокая психическая активность, которая проявляется в любознательности – в развитом у них "чувстве нового", в интересе к новому, незнакомому.

При умственной отсталости "восприимчивость к новому" недоразвита. Первичным дефектом в психической структуре развития при умственной отсталости является инактивность (Л.С.Выготский, 1983; С.Я.Рубинштейн, 1986). Поэтому жизненный опыт этих детей отличается примитивностью, бедностью, недифференцированностью представлений и знаний даже по отношению к предметам и явлениям ближайшей повседневной действительности. Одновременно для умственно отсталых характерно недоразвитие умений самостоятельно оперировать имеющимися представлениями, знаниями, ранее сформированными умениями; недоразвита способность к переносу имеющегося опыта в сколько–нибудь новые для ребенка условия.

Для выявления особенностей проявления познавательной активности можно использовать разработанный и апробированный на кафедре прием (Т.А.Процко, 1988).

Методика. Ребенку поочередно предлагается два ряда предметных картинок. В одном ряду три картинки с изображением зверей, в другом ряду три картинки с изображением птиц. В каждом из них две картинки изображают хорошо знакомых детям зверей и птиц, имеющих некоторые броские внешние признаки: иголки – у ежика, пушистый хвост у лисы, черно–белое оперение у сороки, красная грудка у снегиря. На одной же картинке в каждом ряду нарисованы незнакомые в повседневном опыте или мало знакомые животные и птицы: например, двугорбый верблюд и разноцветный попугай–кокаду. Они тоже имеют бросающиеся в глаза внешние признаки.

Инструкция: Взрослый обращается к ребенку с вопросом: " О каком животном (птице) ты хотел бы, чтобы я тебе рассказал?"

Ребенок называет или показывает предмет, на которой обращен его выбор.

Поле этого взрослый задает другой вопрос: " Почему ты хочешь, чтобы я рассказал тебе о …?"

Цель: выявление характера мотивации произведенного ребенком выбора, фиксации внимания на том или другом предмете.

Критерии для оценки полученных данных:

Интеллектуальный (познавательный) характер мотивации произведенного выбора. В обоснованиях школьника обнаруживается интерес к новому для него или малознакомому предмету ("Потому что я его не знаю"; "Я о нем мало знаю"; "Мне о нем мама рассказывала …").

Эмоциональный характер мотивации. Внимание ребенка фиксируется на каком то внешнем качестве предмета, вызвавшем эмоциональную реакцию ("Потому что он мне нравится"; "Потому что она красивая"; "Потому что он – ежик! – может съесть …" и т.д.).

"Описание" выбранного предмета по некоторым внешним воспринимаемым и представляемым признакам (" Что у нее хвост пушистый"; " Он в лесу прыгает, ест морковку и еще капусту"; "Что он живет в пустыне"; "Что он зимует"). Описание представляет собой переходную форму от эмоциональной мотивации фиксации внимания на предмете к интеллектуальной. Здесь можно видеть проявление как эмоционального, так и интеллектуального моментов в процессе выбора предмета, оказавшегося наиболее интересным для ребенка.

Отсутствие обоснования выбора. Достоверной оценке не поддается. Причины могут быть разными: трудности вербализации произведенных действий выбора; критичность, проявляющаяся во внутреннем плане как рефлексия, борьба возникающих мотивов, их движения, не находящие быстрого разрешения в сознании ребенка; чувство неуверенности в правильности выбора перед лицом педагога, всегда оценивающего действия ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.