Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценки полученных данных




Дети с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми, более активны в условиях оречевления воспринимаемых наглядных ситуаций. Они отличаются определенной словоохотливостью, заменой неизвестных им слов другими словами, обозначающими объекты, сходные с воспринимаемыми, или даже образуют «новые» слова, осуществляя акты словообразования.

Логико–грамматическая сторона внешней речи (особенности построения фразы)

Приемы изучения:

1. Создаются условия для построения фразы. Ребенку предлагаются отдельные сюжетные картинки.

2. Для специального выявления в фразовой речи аграмматизмов детям предлагаются картинки, с помощью которых нужно строить словосочетания, типа согласования и управления. Например, «дв е девочки и три мальчи ка», «три девоч ки в платочк ах, а две без платочк ов», «ежик вылез из–под пень ка», «ежик хочет спрятаться под пенек» и т.д. Учитывая, что умственно отсталые склонны к односложным ответам, ребенку для построения таких высказываний необходимо оказывать определенную помощь, предварительно разобрав сюжетную ситуацию по отдельным ее элементам. Например, «Вот ежик. Вот пенек. Ежик хочет спрятаться. Как ты скажешь, куда хочет спрятаться ежик?»

После не удовлетворяющего ответа ребенка (например, слишком общего «сюда») предложить: «Давай скажем полностью, куда хочет спрятаться ежик: ежик хо...» и т.д. Оказывается любая нужная помощь, но необходимость построить словосочетание, говорящее, куда именно хочет спрятаться ежик, оставляется за ребенком. Полученный ответ протоколируется, как и оказываемая помощь.

3. Одним из используемых в практике исследования речи является прием, состоящий в составлении «рассыпанной» фразы. Каждое из слов пишется на отдельной карточке; карточки предъявляются ребенку в беспорядке. Например: –нашел, –на, –пеньком, –мальчик, –поляне, –гриб, –под. Усложняя задания, добавляется к предлагаемому набору слово, не адекватное по своему значению содержанию фразы: – нашел, – на, – мальчик, – конфету, – пеньком, – поляне, – гриб, – под.

Другим приемом такого же порядка (А.Р.Лурия, 1969) является составление фразы из слов, предъявляемых в их основной форме: существительных и прилагательных в именительном падеже, глаголов в инфинитиве. Например: – горка, – санки, – кататься. Для составления фразы надо произвести грамматическое преобразование слов и использовать недостающие слова.

Критерии для оценки полученных данных:

– односложность ответа – ответ одним словом;

– простая или сложная фраза; полная или неполная; законченная или не законченная; порядок слов;

– соблюдение логико–грамматических связей или наличие аграмматизмов.

Умственно отсталые ученики «предпочитают» отвечать односложно или строить преимущественно простые или мало распространенные фразы, чаще же всего – неполные.

Фразы, в которых надо отразить сколько–нибудь сложные логические связи и отношения между объектами, как правило, оказываются не законченными, с наличием аграмматизмов. В то же время, в заданиях на составление простой фразы из «рассыпанных» слов могут соблюдать правильность грамматического оформления фразы, но обнаруживают не адекватное для условия задачи использование слов по их значению (К.Г.Ермилова, 1979). В обсуждаемом вопросе имеются в виду расхождения в развитии синтагматических (формальных грамматических) и парадигматических (смысловых) связей в фразовой речи умственно отсталых.

У детей с первичными дефектами слуха и речи аграмматизмы в фразе обнаруживаются без специального их выявления. Логические (смысловые, парадигматические) связи, входящие в рамки жизненного опыта ребенка, соблюдаются лучше, чем у умственно отсталых.

Дети с ЗПР имеют ту заметную особенность, что нарушают в построенных ими фразах порядок слов. Показательным для них является наличие в фразовых конструкциях или при построении словосочетаний выражений, не принятых в языке, например: «короткий дом», «деревянный лес», «деревянное дерево» (Е.С.Слепович, 1983).

Построение развернутого высказывания (повествовательная, монологическая речь)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.