Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность и константность предметного восприятия




Предметное восприятие

Целостность и константность – это качества психических образов конкретных предметов. Целостность и константность обеспечивают целостное и устойчивое отражение предметов в сознании, делают восприятие независимым от условий, в которых оно протекает. Эти качества развиваются в онтогенезе. Ошибки в опознании знакомых предметов, предъявляемых в непривычных для восприятия условиях, говорят о недостаточном развитии целостности и константности возникающих в сознании образов.

Цель обследования. Выявляются возможности к целостному и константному восприятию знакомых детям предметов.

Методика. Ученику предъявляются предметные картинки. Изображение на них предметов отличается определенным своеобразием. Так, можно использовать картинки, где подчеркивается какая–то деталь предмета (например, детский фартучек нейтрального цвета с ярко окрашенным грибком на кармане; чайник с непропорционально большой бросающейся в глаза ручкой; грузовой автомобиль с большими задними колесами и т.д.). Традиционно используются перевернутые картинки. Например, чашка с блюдцем красного цвета с белыми горошинами в перевернутом виде похожи на грибок; перевернутая шляпа с большой тульей похожа на кастрюлю; перевернутый дом с двускатной крышей похож на кораблик и пр. Так же традиционно применяют методику «врисованных фигур » (по А.Р.Лурия). Например, предъявляется контурное изображение врисованных друг в друга чайника, стакана, бутылки, ножа. Такое изображение создает «зашумленный» для восприятия фон. Применяются также « проявляющиеся изображения » предмета. Последовательно, по одной, предъявляется ряд картинок с изображением одного и того же предмета. На первой, например, кончики лап, хвоста и ушей собаки; на второй это изображение дополняется «наметками» изображения других частей (туловища, головы); на третьей прорисовка предмета более полная; на четвертой предмет нарисован полностью.

Широко используется прием составления разрезной картинки с изображением на ней знакомого ребенку предмета. Картинка разрезается на несколько частей – две, три части,..., шесть частей и предъявляется в рассыпанном виде.

Инструкция: «Составь из этих картинок одну целую картинку. Задание можно усложнять или упрощать, увеличивая или уменьшая количество частей, не предъявляя или предъявляя (в качестве образца) изображение целого предмета.

Критерии для оценки. Правильность восприятия (опознания) предмета, свидетельствующая о целостности и константности возникающих в сознании образов.

Оценка полученных данных. В настоящее время в условиях большого города, когда дети приходят во вспомогательную школу чаще всего из специального детского сада, у младших умственно отсталых школьников можно не обнаружить – с помощью описанных приемов – недоразвития целостности и константности образов воспринимаемых предметов. (Чаще явления недоразвития с очевидностью обнаруживаются у дошкольников. Например, на картинках, где подчеркнута какая–то деталь, воспринимается не целый предмет, а только такая деталь).

Младшие умственно отсталые школьники вполне успешно справляются при использовании «разрезной картинки» с составлением ее из 2–3 частей. При большем количестве частей многие школьники затрудняются в выполнении задания. Показательны трудности, связанные с нахождением нужного ракурса той или другой части, что связано с трудностями пространственной ориентировки. Следует учитывать, что последнее может иметь место и у детей с другими отклонениями в развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.