Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации




Методические рекомендации

ТЕМА 5. Основные идеи античной философии

1. Античная философия: постановка и решение проблемы первоосновы мира.

2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага.

3. Учение о бытии Платона и Аристотеля.

4. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии

5. Проблема человека и общества в древнегреческой философии.

Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую лите­ратуру и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бы­тия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "сти­хийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма.

Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина. Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др.

Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.

 

Космоцентризм – основной философский принцип античности, трактующий космос как порядок, подчиненный великому закону Логоса, как высшее благо, сочетающее в себе Макрокосм – великую вселенную и Микрокосм – человека как малую вселенную, живущего в гармонии с красотой и соразмерностью космоса.

Стоицизм – философско-этическое учение, утверждающее идеал истинного мудреца, проповедующего идеи аскетизма, мужественного отношения к ударам судьбы и спокойного отношения к смерти.

Эйдосы (гр. idea - идея) – философский термин Платона, утверждающий, что именно идеи как первообразы, как мыслеформы являются основой мироздания и составляют сущность всех вещей.

Эпикурейство – философско-этическое учение античности, утверждающее, что главной движущей силой и целью человеческих действий является получение удовольствия и наслаждения через нравственное совершенствование личности.

 

Основная литература:

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. – Минск: Литература, 1998.

Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367.

Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопросы. филос. – 2002. - №№ 1, 9.

Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994.

Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.: изд-во «Лань», 1999.

Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

 

Дополнительная литература:

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1998.

Бакусев, В.М. "Вечное возвращение и античность" / В.М. Бакусев // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 135-157.

Бугай, Д.В. Несколько пассажей, иллюстрирующих этику Плотина / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2006. - № 1.

Бугай, Д.В. Правовое мышление в архаической Греции. Themis / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С.124-134.

Бугай, Д.В. Трактат Платона "О добродетелях" и его интерпретация Профирини и Мирином / Д.В. Бугай // Вопросы философии. – 2002. - № 3. – С.25-34.

Васильев, В.А. Аристотель о благе и добродетели / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. - №4. – С.11-19.

Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.- С.54-68.

Гомперс, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперс. – СПб., 1999.

Егоров, А.С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма / А.С. Егоров // Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 97-105.

Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3. – С.96-104.

Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96.

Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 142-146.

Лосев, А.Ф. Платон- Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 1993.

Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев, - М.: Мысль, 1989.

Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портр. / Н.В. Мотрошилова. - М.: Политиздат, 1991.

Панова, О.Б. Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории Античной культуры / О.Б. Панова // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 76-89.

Розин, В.М. Становление античной культуры / В.М. Розин // Философские науки. – М., 2006. -№ 6,8.- С.22-25, С.39-51.

Сёмушкин, А.В. У истоков европейской рациональности: Учеб. пособие / А.В. Семушкин. - М.: Ингерпракс, 1996.

Фокин, А.Р. Космос и душа. Учение о Вселенной и человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин // Вопросы философии. - М., 2006. -№ 7.- С.185-187.

Целлер, Э. Курс лекций по древней философии /Э. Целлер. Спб., 1996.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.