Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Методические рекомендации к выполнению




Методические рекомендации к выполнению

ТЕМА 47. Познание как предмет философского анализа

МОДУЛЬ 6. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

 

1. Проблема познания в философии. Знание и вера.

2. Структура и уровни познания. Единство чувственного и рационального познания.

3. Проблема истины в философии и науке. Вненаучные формы познания.

 

Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания и путях постижения истины называется гносеологией. В работе следует подчеркнуть, что познание – это, прежде всего, человеческая деятельность, направленная на отражение действительности; это сложный противоречивый про­цесс от простой фиксации явлений к анализу их сущности.

Структура процесса познания представляет собой единство чувственного и рационального познания. Проанализировав составляющие элементы чувственного и рационального познания, необходимо подчеркнуть их роль в развитии научного познания. Однако при этом необходимо отметить, что наряду с научным познанием существуют вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное). Вам надлежит рассмотреть многообразие форм духовно-практического освоения мира, выявить специфику научного и вненаучного знания.

Особое внимание следует уделить проблеме истины, которая представляет собой верное отражение действительности в сознании людей, адекватное соответствие знаний человека внешнему миру, т.е. объективной реальности. Вам необходимо проанализировать многогранный характер истины: диалектику абсолютного и относительного в истине, единство объективного и субъективного в ней, конкретность истины. В завершении необходимо отметить, что познание и практика представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса, где практика является критерием истины. В утверждении истины, как и в ее проверке, необходимо учитывать единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии.

 

Агностицизм – (гр. agnoctos - непознаваемый) – философское учение, отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира.

Гносеологи я – (гр. gnosis –знание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности.

Знание – результат процесса познания, продукт общественной материальной и духовной деятельности; идеальное выражение в знаковой форме закономерных связей объективного мира.

Истина - это верное, правильное отражение действительности в мысли субъекта, проверяемое на практике.

Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Основная литература:

Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бряник. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2003. - 288 с.

Гайденко, П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 128-139.

Гальперин, С. От «века Энштейна» к «веку Лосева» / С. Гальперин // Наука и религия. -2005. - № 10. – С.7-11.

Захаров В.Д. Размышления о природе веры, Дихотомия Бога / В.Д. Захаров // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 91-104.

Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. / Э.В. Ильенков. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. – Гл. 5. Логическое развитие и конкретный историзм. – С. 278-300.

Иошкин В.К. Вера как гносеологический феномен / В.К. Иошкин // Философия и общество. – М, 2009. - № 1.

Касавин И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.

Лебедев, С.А.Предмет и природа философского знания / С.А. Лебедев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.21-52.

Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 104-114.

Лекторский, В.А. Вера и знание в современной культуре/ В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С.14-19.

Лекторский В.А.Теория познания: гносеология, эпистемология / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1999. - №4.-С.72-81.

Мадхусудана Сарасвати Многообразие путей познания (Прастхана-бхеда). Перевод с санскрита и комментарий В.К. Шохина / Сарасвати Мадхусудана // Вопросы философии. – М, 2010. - № 5. – С. 143-154.

Целищев В.В. Убедительность доказательства и рациональность мышления / В.В. Целищев // Философия науки. – 2006.-№ 3. С.49-64.

Шестакова, М.А.Истина как ценность / М.А. Шестаков // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2002. - №5.-С.52-67.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.