Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основополагающими принципами психологии являются




1) принцип детерминизма,

2) принцип единства сознания и деятельности,

3) принцип развития.

Принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Человек не рождается с готовым набором качеств, а развивается в результате усвоения им продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми (Л.С.Выготский). Кроме этого, усвоение культуры осуществляется человеком не пассивно, а в процессе его активного взаимодействия с внешним миром, в процессе его деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в про­цессе практической деятельности; не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Причем, сознание в деятельности не только проявляется, но и формируется.

Принцип развития: психическое возникает, существует и меняется в процессе реального развития. Развитие - основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути.

А также принципы активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних ус­ловий, психической целостности, интегративности и др.

3. Житейская и научная психология. Основой возникновения психоло­гии как науки явился житейский практический опыт людей. Психологи­ческие знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдель­ные действия и поступки, предупре­дить нежелательные, учесть индиви­дуальные особенности.

Эти знания накапливались, пере­давались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговор­ках, в произведениях искусств. Одна­ко в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказатель­ности и поэтому не могли быть твер­дой основой для работы с людьми.

Житейские психологические зна­ния существенно отличаются от на­учных прежде всего тем, что они бы­ли основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житей­ская психология, базировались в ос­новном на наблюдениях и предполо­жениях.

Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобрете­нии существенную роль играет экс­перимент.

Отличия житейской и научной психологии:

1)Житейские знания используются в конкретных ситуациях по отношению к конкретным людям. Научные знания более универсальны, применимы к целому ряду ситуаций.

2)Житейские знания добываются интуитивно, при общении с другими людьми. Научные знания исходят из научных законов.

3)Житейские знания передаются от поколения к поколению. Научные знания - через систему образования.

4)Житейские знания мы приобретаем только наблюдением, научные знания добываем и с помощью эксперимента.

5)Житейская психология существует на уровне житейского сознания и базируется в рамках определенной социальной группы. Научная психология накапливает свой материал в книгах.

4. Задачи и отрасли современной психологии. Основными задачами современной научной психологии являются:

1)Изучить общие закономерности развития психики в онтогенезе.

2)Дать общую характеристику деятельности и личности на каждом возрастном этапе.

3)Выявить психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания.

4)Установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей и разработать методы диагностики и коррекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.