Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вильгельм Райх: биоэнергетическая концепция




Вильгельм Райх (1897 – 1957 гг.) – австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, создатель телесноориентированного направления в психологии, неординарная и харизматическая личность, экспериментатор и новатор.

Свою жизнь Райх считал «бурной и богатой опытом», а себя – человеком «со странной биографией, насыщенной комплексами, оказавшимся вне приличного общества» [1, с.23]. Родился Вильгельм Райх 24 марта 1897 г. на Буковине (ныне Черновицкая область Украины) на окраине Австро-Венгерской империи в семье еврейского фермера среднего достатка, приверженца немецкой культуры, властного и ревнивого человека. Вильгельм боготворил свою мать – добрую и безответную красавицу, поэтому был потрясен, застав ее в объятиях домашнего учителя, и сообщил об этом отцу. Необдуманный поступок 14-летнего подростка послужил причиной трагедии – мать покончила жизнь самоубийством, и всего лишь на три года пережил ее, сломленный трагедией, отец. Очевидно, что драматические события, невольной причиной которых стал Райх, наложили свой неизгладимый мучительный отпечаток на всю его дальнейшую эмоциональную и психологическую жизнь.

Первая мировая война лишила Райха всех сбережений и отцовской фермы. В качестве офицера австрийской армии Райх воевал в Италии (1916 г.), а по окончании войны поступил на юридический факультет Венского университета (1918 г.). В юриспруденции он быстро разочаровался и перевелся на медицинский факультет, который закончил экстерном, получив медицинскую степень (1922 г.) и специальность психиатра (1924 г.). Истоки теоретических изысканий Райха следует искать в заседаниях Венского студенческого семинара по проблемам сексуальной науки при Венском университете (1919 – 1921 гг.) и его активном членстве в Венском психоаналитическом объединении (1920 – 1933 гг.).

Райх говорил о себе, что с детства обладал способностью «учиться быстро, глубоко и систематически» и «бросался на все достойное изучения», «читал много, быстро и внимательно» [1, с.25]. За прочитанным всегда возникал один и тот же вопрос: «Что такое жизнь?», и к Райху неизбежно приходило понимание, что жизнь отличается «странной разумностью и целесообразностью инстинктивного, непроизвольного действия» [1, с.25]. В поисках ответа на мучивший его вопрос, Райх получил многосторонние знания в естественных науках, натурфилософии и психологии, но особый интерес он проявил к изучению сексологии. «Может быть, мораль и против этого, но я на собственном опыте, в результате наблюдений над собой и другими людьми пришел к убеждению, что сексуальность – та центральная точка, вокруг которой развивается как вся социальная жизнь, так и духовный мир индивида…», – писал Райх в дневнике (1919 г.) [1, с.25].

Профессиональный выбор Райха определился под воздействием «Трех очерков по теории сексуальности» и «Введения в психоанализ» Фрейда, знакомство с которыми стало для Райха «большим переживанием». Райх писал, что не превратился сразу же в безусловного фрейдиста, поскольку был поглощен размышлениями о проблемах витализма и роли инстинкта. Возможно, деревенская жизнь обусловила крайний «натурализм» Райха, присущий в целом его мышлению, веру в неиспорченность человеческой природы в духе идей Просвещения и его вражду к цивилизации.

С получением медицинской степени (1922 г.), Райх стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в этом же году основавшего психоаналитическую клинику в Вене – первый в Австрии учебный институт психоанализа, а впоследствии – ее вице-директором и преподавателем (1924 – 1930 гг.). К этому времени у Райха издана работа «Генитальность с точки зрения психоаналитического невроза и терапии» и он сформулировал первую версию сексуально – экономической теории неврозов, в которой попытался синтезировать идеи Маркса и Фрейда. Райх исходил из идеи, что если марксизм представляет собой критику капиталистической системы хозяйства, то психоанализ — критику буржуазной морали. Попытка Райха объединить социализм и психотерапию была им реализована в шести книгах: «Диалектический материализм и психоанализ» (1929 г.), «Половая зрелость, воздержание, брачная мораль» (1930 г.), «Взлом сексуальной морали. К истории сексуальной экономики» и «Анализ характера» (1931 г.), «Массовая психология фашизма» (1933 г.), «Психический контакт и вегетативное течение» (1935 г.).

Его расхождение с Фрейдом в теоретических взглядах (Фрейд не разделял мнение Райха о том, что источником неврозов служат не инфантильные компоненты сексуальности, а отсутствие сексуального удовлетворения в настоящем) усугубилось марксистскими взглядами Райха. Поводом для конфликта (1927 г.) послужил отказ Фрейда лечить Райха в качестве пациента. К приходу фашистов к власти (1933 г.), Райх отказался в изоляции и одиночестве – радикальные взгляды на сексуальность не разделяла ни Компартия, ни Международная психоаналитическая ассоциация. Эмиграция в Данию, Швецию, а затем в Норвегию (1933 – 1935 гг.), работа в университете Осло (1934 г.), развод с Анни Пинк (1921 – 1933 гг.) и женитьба на балерине Эльзе Линденберг (1933 – 1939 гг.) не изменили взглядов Райха на брак и сексуальность – они остались радикально феминистическими и критическими в отношении супружеской верности. Однако все эти события повлияли на отход Райха как от психоанализа, так и от марксизма.

Райх создал собственную модель личности, которую использовал для анализа социальных и политических феноменов. С точки зрения Райха, на самом глубинном уровне личности находится здоровая и гармоничная естественная социабельность и сексуальность. Если естественные влечения человека подавляются, то формируется искусственная защитная броня личности – характерологическая структура (характер), которую сознание не воспринимает, как болезнь. Здоровый (генитальный) характер, т.о., оказывается «антихарактером». Райх разработал собственную технику характерологического анализа пациента по манере появления и выражения, манере держаться и смотреть на аналитика, по интонациям голоса, позам, и др. В центре внимания Райха находилось дофрейдовское сознательное Я, вынужденное защищать себя с помощью характера от враждебной среды и бессознательного. Реальное действие бессознательного Райх не отрицал, но рассматривал его как искажение более глубокой, абсолютно здоровой реальности.

В результате серии весьма необычных экспериментов в университете Осло он приходит к выводу, что при сексуальном возбуждении биоэлектрический заряд сексуальных органов возрастает, тогда как страх и вообще отрицательные эмоции влекут за собой приливы электрической энергии к мозгу. Открытая таким образом «электрическая» теория сексуальности стала переходной ступенью к открытию Райхом особой жизненной энергии – оргона (1939 г.). Исследованием оргона Райх вплотную занялся в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1939 – 1941 гг.), куда был приглашен для руководства лабораторией. Его ассистенткой была немецкая эмигрантка Ильза Оллендорф, ставшая его третьей женой. В Нью-Йорке Райх основывает Институт оргона, как базу для его изучения.

«Оргон – это видимая, измеряемая и применимая энергия космической природы», – пишет Райх в одной из сносок к «Анализу характера». В работе «Эфир, Бог и дьявол» (1949 г.) Райх излагает натурфилософскую концепцию оргона, согласно которой эта универсальная, всепроникающая энергия является одновременно источником развития галактических систем и биологической энергии живых существ. Его воззрения во многом были созвучны индуистско-буддистским представлениям о единстве брахмана и атмана, и подозрительно напоминали идею «жизненной силы», которую проповедовали антиматериалисты Бергсон и Бернард Шоу.

Согласно Райху, оргон лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической жизненной силой. В термине «оргон», Райх объединил слова «организм» и «оргазм». По его мнению, космическая оргоническая энергия, как специфическая биологическая энергия, функционирует в живом организме, управляет им и выражается в эмоциях так же, как в биофизических движениях органов.

Согласно Райху, оргоническая энергия обладает следующими основными свойствами:

· не обладает массой, не имеет ни инерции, ни веса;

· присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме;

· является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

· находится в постоянном движении и ее можно наблюдать в соответствующих условиях;

· высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что «противоречит» закону энтропии);

· образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности: от клетки, растения и животного до планеты, звезды и галактики.

Научное сообщество отнеслось к теории Райха о фундаментальной жизненной энергии, присущей всем живым организмам, как к маргинальной.

Открытия Райха были слабо экспериментально подтверждены, противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии, а предпринятые им широкие исследования просто игнорировались большинством критиков и ученых. Как писал исследователь творчества Райха Робинсон, работы Райха последнего периода отличаются крайней экстравагантностью, и если бы в них не прослеживалась последовательная логика и связь с работами более раннего периода, их автора можно было заподозрить в безумии.

Райх создал т.н. аккумулятор оргонной энергии (1950 г.) и стал лечить при его помощи всевозможные болезни, включая рак и эпилепсию. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов запретило его практику (1954 г.), но Райх продолжил свою деятельность, за что был осужден на два года за неуважение к суду. Управление добилось решения о сожжении книг и публикаций Райха, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов. Вильгельм Райх умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме «Люксембург» в 1957 году на восьмом месяце тюремного заключения.

Религиозные взгляды Райха радикально изменились к концу его жизни. Будучи в молодости приверженцем и пропагандистом марксистских идей, членом коммунистической партии, Райх всецело разделял партийные взгляды на религию, как средство эксплуатации трудящихся масс. В качестве пропагандиста сексуальной раскрепощенности и идеолога утопического «нерепрессивного» общества, в котором существовала бы особая сексуальная администрация, наблюдающая и регулирующая сексуальную деятельность всех членов общества, Райх также был далек от религиозного мировоззрения. Представление Райха о правильном сексуальном воспитании детей также было весьма нетрадиционным: будущее общество обязано было обеспечить легальную защиту ребенка от тирании родителей, гарантировав ему право на мастурбацию и сексуальные игры с детьми своего возраста, и никоим образом не напоминало религиозные взгляды на воспитание детей. При всей экстравагантности взглядов Райха в отношении сексуальности, его пропаганда «сексуальной революции», по сути своей, преследовала весьма пуританские цели: положить конец порнографии, извращениям, сквернословию. Он полагал, что если сексуальные импульсы будут канализироваться должным образом, они не будут направляться на ложные цели. Незадолго до смерти Райх очень беспокоился о том, что его идеи могут быть неправильно истолкованы и использованы для оправдания сексуальной развращенности, что, собственно, и произошло в 70-х годах ХХ века.

Вольнодумные марксистские взгляды Райха на религию, как «опиум для народа», сменились симпатией в процессе разработки им органистической теории. Райх полагал, что образование невротического защитного панциря послужило основой для двух ложных интеллектуальных традиций, образующих основу цивилизации: мистической религии и механистической науки. Райх обвинил западную науку в том, что она отняла у космоса жизнь, механизировав его. Механицисты, пораженные страхом глубокой эмоциональности и спонтанности, потеряли ощущение жизненного процесса и собственной внутренней природы. Они создали и продолжают создавать ригидные механические представления о природе, но природа не похожа на машину.

С точки зрения Райха, только религия сохранила понимание миропорядка и жизненной энергии, но в искаженном, мистифицированном виде. Мистики не полностью порабощены своим защитным панцирем, они отчасти остаются в соприкосновении с жизненной энергией и своей внутренней природой, и поэтому способны на прозрения. Но прозрения мистиков Райх считал искаженными потерей контакта с телом, отрицанием собственной физической природы, аскетическими и антисексуальными тенденциями. Мистики, с точки зрения Райха, заблуждаются, отрицая происхождение жизненной силы в собственном теле и помещая ее в гипотетическую душу, которую полагают лишь относительно связанной с телом. Райх считал, что в основе отрицающих секс религий лежит разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром: «Бог – это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой».

Райх сделал попытку истолковать христианскую теологию в свете оргонистической теории. Согласно райховской теории, Бог является антропоморфной проекцией, в которую человечество вложило свое представление о космическом оргоне. Образ Христа, по Райху, архетипическое воплощение генитального характера, сохранившего прямую связь с космическими оргонными силами. Термин «генитальный характер» в толковании Фрейда означавший уровень психосексуального развития, в специфической трактовке Райха означал достижение оргастической потенции: «Оргастическая потенция – это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствия движениях тела». Райх обнаружил, что многие стороны личности его пациентов спонтанно изменялись по мере того, как они «распускали свой пaнцирь» и развивали оргастическую потенцию.

Обладатель генитального характера не заключен в броню из панциря и психологических защит, поэтому отличается естественной саморегуляцией. Естественную саморегуляцию Райх противопоставил принудительной морали. Естественный индивидуум, считал Райх, поступает согласно своим склонностям и чувствам, а не следует внешнему набору требований, установленному другими. Райх полагал, что человек с генитальным характером проработал эдипов комплекс настолько, что никакой материал в его психике не подавляется, а следовательно, не обладает сильным зарядом. Свою «оргономику» Райх считал теологической системой, интерпретирующей реальность, и универсальной терапевтической системой одновременно.

Нужно отдать должное сорокалетней всепоглощающей преданности работе Райха и научной ценности некоторых его идей: разработанная им теория четырехступенчатого оргазма с четырьмя стадиями физиологического возбуждения и расслабления подтверждена исследованиями Мастерс и Джонсона и используется в современной сексологии. Райх обнаружил чёткую взаимосвязь между мышечными напряжениями и психологическим состоянием человека, подтвердив тем самым известную теорию эмоций Джейма-Ланге и основав на этом открытии одно из перспективных психотерапевтических направлений – телесноориентированную психотерапию. Методика анализа фашистского типа личности, описанная Райхом, общепризнана в психологии, а многие разработанные Райхом психотерапевтические методы психической разрядки, широко используются в Соединенных Штатах в различных школах неорайхианцев – Лоуэна, Фельденкрайза, Александера, и др. И хотя Ф. Перлз называл Райха жертвой беспорядочного мышления и семантических ошибок, считая, что Райх «бесстыден, подавляя собственное смущение», идеи Райха разносторонни и чрезвычайно оригинальны. Прямо или косвенно они оказали воздействие на К. Хорни (она публично заявила об этом в 1970 г.), Э. Фромма, Г. Маркузе, А. Фрейд, Т. Адорно, Э. Эриксона и других представителей психоанализа.

Самого Райха считали блестящим и тончайшим терапевтом, известным предельной искренностью и даже жесткой прямотой в отношении пациентов. Возможно, многие идеи этого нестандартного и независимого ума просто не оценены должным образом. В конце концов, еще никто достоверно и доказательно не опроверг ни теоретические выкладки Райха, ни его экспериментальные разработки.

«Я создаю теории жизни, но жизнь не зависит от меня – она просто существует... Жизнь должна утверждаться: развитие, радость, удовольствие, дети и рост... Объединение и разделение – жизнь заключена в этих антитезисах... Человек живет, чтобы умереть, и это реальность. Но истина содержится в ритме, экстазе, любви» [2, с.98], – писал Райх, искренне полагая, что «Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога».

 

Контрольные вопросы:

1. Какие обстоятельства личной жизни Райха повлияли на становление его научных взглядов?

2. В чем взгляды Райха отличались от взглядов ортодоксального психоанализа?

3. Изложите суть органистической теории Райха.

4. Какой смысл Райх вкладывал в понятие «оргон»?

5. Опишите понимание Райхом характера. Что подразумевал Райх под «генитальным характером».

6. Укажите на роль, которую Райх отводил сексуальности в физиологической, эмоциональной и социальной жизни человека.

7. Какие идеи Райха получили развитие в трудах неорайхианцев и психологов других направлений?

 

Литература

1. Райх В. Функции оргазма. – СПб. «Университетская книга», 1997. – 302 с.

2. Reich W. Beyond Psychology. Letters and Journals. 1934-1939. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.