Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как фильтрующее устройство




 

В США и других странах образование оказывает сегодня важное влияние на все виды деятельности человека. Некоторые учащиеся средней школы в дальнейшем продолжают учебу в колледже, другие поступают в техникумы и училища, третьи никуда не поступают. Среди студентов колледжей многие выбирают профессии в области права, медицины, коммерции, торговли и других видов умственного труда. Те, кто имеет лишь диплом об окончании средней школы, обычно получают менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу, например, устраиваются рабочими на фабрику или садовниками. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Иные выпускники колледжей, в конце концов, работают таксистами и барменами, в то время как люди с невысоким уровнем образования достигают вершин успеха в спорте, на эстраде и в некоторых видах бизнеса. Тем не менее, для большинства людей школа и колледж становятся своего рода фильтрами, помогающими определить, что они будут делать, когда станут взрослыми. Как отметил Кларк (1962), в "нашем веке требуются огромные армии квалифицированных специалистов в технической и других областях деятельности, поэтому система образования все в большей мере решает задачу их подготовки" (с.З).

Хэрн (1978) указывает, что с точки зрения подобного функционального подхода образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Таким образом, самые способные и увлеченные своим делом получают наиболее высокие и вознаграждаемые должности. Имеется в виду также, что школы способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности, поскольку в школах и колледжах людей оценивают по их достижениям независимо от классовой принадлежности, расы и пола.

Наконец, образование способствует развитию демократии, поскольку оно ослабляет предрассудки по отношению к группам меньшинств. Благодаря обучению воспитываются хорошо осведомленные граждане, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов. Однако эти утверждения поставлены под сомнение, и в конце главы мы снова рассмотрим их в свете новейших исследований по вопросам школы и образования.

Теория "человеческого капитала"

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

Теория "человеческого капитала"

Еще одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Согласно этой точке зрения, образование не является чем-то немедленно потребляемым учащимися, скорее это капиталовложение в их будущее. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. Джастер (1978) объясняет это следующим образом: "Люди начинают жизнь, обладая некоторым объемом потенциального капитала - имеются в виду их природные способности; этот капитал увеличивается в раннем детстве, в школьные годы и в начале трудовой деятельности, но капитал теряет покупательную силу или совсем обесценивается, если их знания и профессиональная подготовка не соответствуют современным требованиям" (с.8).

На основе такого подхода можно объяснить различия в доходах взрослых людей, обусловленные количеством и типом "капиталовложений", сделанных в процессе их образования.

В теории "человеческого капитала" содержится "рациональное зерно", поскольку она утверждает, что усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем, и существует связь между капиталовложениями и вознаграждениями. Это оправдывает неравенство между людьми, поскольку общество затратило неодинаковые средства для их подготовки к разным видам деятельности. Вполне естественно, что вознаграждения соответствуют капиталовложениям. Подобные толкования теории "человеческого капитала" также подверглись критике, в дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.