Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок и его самоанализ




 

Урок таит в себе много резервов повышения его эффективности. Попробуйте о них порассуждать и создать своеобразный профессиональный кодекс педагога. Сделаем это, выстраивая правила, требования, заповеди организации и проведения урока в алфавитном порядке.

 

А даптировать замысел урока к конкретной ситуации (особенности данного класса, в какой день недели урок, какой он по расписанию).

Б ыть настроенным на продуктивное взаимодействие с учащимися с первых минут урока.

В овремя начинать и завершать урок, экономить время, соблюдать оптимальный темп работы, избегать ненужных задержек и отступлений.

Г ероем урока является ученик. В учительской позиции главное - видеть, понимать ученика, чувствовать его состояние, чтобы создавать благоприятные условия учения.

Д емонстрировать доброжелательность, педагогический оптимизм, веру в силы и возможности каждого ученика.

Е сли большинство класса не понимает новый материал, не может применить его в выполнении упражнений, причину надо искать в собственном преподавании.

Ж елательно ключевые моменты устного изложения знаний отражать наглядно (записи на доске в тетради, демонстрация слайдов и т.д.).

З адания по самостоятельной работе и рекомендации к ней давать ясно, лаконично, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования учителя.

И спользовать «старые» знания для «приобретения» новых. Опираться на познавательный и жизненный опыт учеников, применять изученное ранее в новых ситуациях, с новыми целями, осуществлять трансформацию знаний.

К оллективную, учебную работу сочетать с групповой и индивидуальной.

Л ишь с помощью устного изложения учебного материала нельзя научить учащихся, необходимо применять различные виды самостоятельной работы.

М обилизовать перед опросом свою «добрую волю», ибо она поможет ученику ярче раскрыться.

Н и одно требование на уроке не следует только декларировать: требования существуют для того, чтобы их исполнять.

О бязательно продумывать мизансцену урока, чтобы обеспечивать процесс взаимодействия всех участников учебного занятия.

П редметное обставление урока должно быть подчинено центральной идее урока.

Р аздаточный материал поможет организовать индивидуальную работу, активизировать процесс познания, поддержать интерес к уроку.

С нятие страха на уроке – шаг к успеху ученика. Этому может способствовать инструктирование и мотивирование работы, педагогическая поддержка в виде советов, рекомендаций, доброжелательных оценочных суждений.

Т ребование приемлемого поведения в классе предполагает следующую тактику учителя: он не замечает мелких непреднамеренных нарушений; взвешенно реагирует на серьезные нарушения, использует отклонения от норм поведения для организации особых способов взаимодействия.

У рок – педагогическое произведение, в создании которого учитель выступает творцом с опорой на педагогическую целесообразность, логику, дидактические принципы.

Ф ормированию авторитета учителя часто способствуют напряженные ситуации на уроке и поведение в них учителя: проявление эмоциональной культуры, его корректность, тактичность.

– «Х орошо», «неплохо» - суждения такого типа не являются показателем степени правильности и точности выполнения заданий учеником. В оценивании такого рода нет ориентации на эталон.

Ц елесообразно завершать урок выводами, обобщением процесса и результатов работы, проделанной за 45 минут.

Ч ем больше домашняя работа будет представлять логическое продолжение урочной, тем прочнее и основательнее будут знания и умения школьника.

Ш аг за шагом, из урока в урок учитель ведет ученика в мир знаний, в мир человеческих отношений.

Щ едрость учителя за объективное одобрение, заслуженную положительную оценку учебных достижений и скупость на наказание повышает интерес школьников к учению, предмету, школе.

Э ффективная эмоциональная окрашенность – обязательная характеристика современного урока.

Ю мор, стрессоустойчивость, терпение, педагогическая импровизация помогают учителю достойно преодолевать напряженные ситуации, возникающие на уроке.

Я вный профессионализм учителя проявляется на уроке.

 

Для расширения опыта подготовки и проведения уроков рекомендуем поразмышлять над причинами неудачных уроков (по результатам исследования представленным Ю.Л. Львовой в ее книге «Творческая лаборатория учителя»):

– недостаточная продуманность учителем того, как работать на уроке, незнание психологии обучения;

– плохое самочувствие учителя (чаще моральное);

– неумение воплотить задуманное и продуманное в реальное действие на уроке;

– перегрузка школьников количеством информации, желание, чтобы ученик знал столько же, сколько учитель;

– отсутствие стройной системы в работе и целесообразной композиции данного урока;

– непродуманный выбор учащихся для опроса;

– неприятие учащимися сегодняшнего материала из-за неподготовленности их на ранее проводимых уроках;

– нетерпение, раздражительность учителя, вызванная неудачами в предыдущих классах;

– переподготовленность урока.

 

Как анализировать свой урок?

Важным компонентом творческой лаборатории труда учителя является самоанализ урока. Это один их эффективных способов педагогического самоусовершенствования. Анализируя свою деятельность, учитель обретает способность разбираться в конкретных педагогических ситуациях, чтобы найти соответствующий способ действий, развивает то ценное, что уже приобрел, конструирует, создает новые методические комбинации. Объективно оценивая свою работу, учитель познает свой потенциал, активизирует свои профессиональные резервы.

Из чего складывается самоанализ урок? Попробуем ответить на этот вопрос.

1. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, – определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

3. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (способы формирования специальных умений и общеучебных умений, их прочность, степень автоматизма).

4. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

5. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока?

6. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось (при этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися данного класса, с другими классами)?

7. Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?

8. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

9. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

10. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали?

11. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

12. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? Причина этих изменений.

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишнее постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы (усталость после контрольной на предыдущем уроке, объявление классного руководителя о предстоящей экскурсии, сделанное на перемене и т.д.).

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

воспитательная работа в классе

 

Какие характерные особенности присущи такой форме работы

как классный час?

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час. Сразу расставим акценты: это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса гибкая по составу и структуре, которая позволяет школьному педагогу «проживать» вместе с детьми определенные события, задумываться над полезной информацией, обсуждать ситуации, вырабатывать решения. Классный час позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, управляемым и целенаправленным.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, искусстве, человеке;

2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

 

Как сделать, чтобы проводимая работа в классе

стала совместно-разделенной деятельностью

воспитателей и воспитанников?

Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике воспитательных дел. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитателей и воспитанников. Главные ее отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный творческий (оригинальный, не имеющий аналогов) характер и поэтому называются коллективными творческими делами (КТД).

Несмотря на их большое разнообразие, можно выявить, что все они проектируются в основном одинаково. В любом деле есть этапы целеполагания, планирования, организации, подготовки, непосредственного проведения и синтеза. На всех этапах деятельности детей и взрослых важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов, склонностей; оптимизм и мажор; игровая инструментовка всего дела и участия каждого; позитивная педагогическая оценка усилий участников. Алгоритм любого КТД: задумали, продумали, обсудили, наметили пути осуществления, воплотили замысел, провели, оценили результаты. Важным источником целеполагания воспитательного дела является ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Это ситуация обусловлена событиями внешнего и внутреннего характера жизнедеятельности школы и класса, общей направленностью работы учебно-воспитательного заведения на определенный период, воспитательными потребностями и возможностями педагога, а также особенностями самих воспитанников (например, ролевая игра «Диалог с представителями ХХ века», конкурс актерского мастерства, турнир «Взрослые и дети» и т.д.).

Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела – необходимое условие его эффективности. Эти задачи следует умело интерпретировать и довести до учеников, не навязывая свою точку зрения, а убеждая ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

Воспитательные дела проектируются как сильный катализатор эмоций. Найти в каждом воспитательном деле интересное, полезное, актуальное, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании высоких ценностных отношений, в выработке умений нравственного выбора – важный путь повышения культуры воспитательной работы.

Этап конструирования воспитательного дела наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками детально определить направления деятельности, распределить обязанности, создать рабочие группы по подготовке материала, технического оснащения, художественного оформления.

С первой минуты замысла и до последней минуты реализации его на практике прослеживается постепенное увеличение участников общего дела. Педагог выступает как помощник и консультант.

Давайте обратимся к технологии коллективного творческого дела школьников – прием гостей из соседнего класса.

Подготовка включает «нацеливающую» беседу о том, как хорошо, когда между классами существуют дружеские отношения, дети вежливы, приветливы друг к другу. Чтобы такие связи поддерживать, хорошо было бы пригласить в гости на вечер другой класс и к встрече гостей хорошо подготовиться. Одним словом, педагог увлекает детей перспективой полезного дела.

Далее начинается непосредственная подготовка. По желанию, интересам, умениям создаются временные группы и «совет дела». Все вместе разрабатывают КТД, т.е. продумывают, как лучше подготовиться к приему гостей. Рождаются идеи. Одна группа – украшает классную комнату, расставляет в ней особым образом мебель, делает красивые пригласительные билеты, эмблемки на память, готовит открытки с именами гостей и хозяев, чтобы легче было занять свои места и познакомиться. Вторая группа – отвечает за составление программы. Что в ней будет? Маленький концерт? Танцы, конкурсы? Из этой группы выбираются ведущие. Третья группа готовит музыкальное оформление вечера, всякую технику (для показа слайдов или фотографий?). Четвертая группа продумывает игры, задания на знание правил вежливости и этикета, готовит переходящие призы, сюрпризы.

План подготовки составили. Но как сделать, чтобы у детей не пропало желание готовиться к вечеру, осуществлять все намеченное? Важна увлеченность самого педагога предстоящим делом, его идеи, подсказки, «заговоры» с отдельными членами групп, его позиция – рядом с детьми в совместном творчестве.

Если мероприятие хорошо подготовлено, оно обычно успешно проходит. На этапе проведения важен эмоциональных настрой участников. В данном мероприятии – доброжелательность хозяев, нарядность аудитории, музыка, интересная содержательная часть. По ходу возможно придумывание ребятами чего-либо «сейчас», «здесь». Например, выясняется, что у нескольких ребят из числа гостей и хозяев вечера, в этом месяце день рождения. Ведущие предлагают поздравить именинников любимыми песнями. Импровизация программы праздника может быть самая разная.

Позиция педагога во время вечера может быть разной: от открытого руководства до опосредованного влияния (советы ведущим, участие в работе жюри, помощь, если что-то не ладится). Общая тенденция такова: чем больше у ребят опыт коллективной организации творческой деятельности, тем больше взрослые отходят с позиции организаторов к задачам создания положительных переживаний и проецирования будущей деятельности.

Каким должно быть коллективное обсуждение? Обсуждая проведенное мероприятие, педагог спросит, была ли всем польза от его проведения, что понравилось, запомнилось; обратит внимание насколько благожелательнее, добрее стали отношения ребят из соседнего класса. Ребята подумают над тем, кому и за что можно сказать общее спасибо, что учесть на будущее и т.д.

 

С помощью каких приемов

можно реализовать методику КТД?

Новые подходы к воспитанию потребовали переосмысления методики коллективной творческой деятельности, суть которой в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике воспитательное дело рассматривается, как специально организованная ситуация для помощи и развития каждого школьника. Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах организации и проведения КТД. К таким приемам С.Д. Поляков, Л.И. Маленкова например, относят:

- выбор дела примерно такими вопросами: «Зачем это надо – нам, тебе?», «Поможет ли это дело что-то изменить в классе?», «В чем его польза лично для каждого?» и т.д.;

- подчеркнутое авторство идей и предложений в конкретном деле, при коллективном планировании деятельности;

- признание вклада в общее дело не только авторов идей, но и организаторов, аналитиков, вдохновителей, критиков, исполнителей;

- поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

- максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

- помощь в высококачественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой;

- публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

- право детей на различные культурные формы выражения оценочных суждений и т.д.

Таким образом, в современных условиях коллективное воспитательное дело развивает отношения в классе, а также позволяет воспитателю оказывать отдельным школьникам педагогическую поддержку в их самоактуализации. Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего класса, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.