Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы




Учебные цели

Актуальность темы.

Практическое занятие № 19

Подцарство Многоклеточные (Metazoa). Вторичноротые животные (Deuterostomia). Тип Иглокожие (Echinodermata).

Иглокожие обладают радиальной, обычно пятилучевой симметрией, однако, их предки были билатерально симметричными животными. Для них характерны такие важные признаки типа, как мезодермальное происхождение скелета, сложная дифференциация отделов целома на ряд систем, образование за счет целома амбулакральной системы, развитие кровеносной, нервной и дыхательной, пищеварительной систем. Подчеркните особенности развития иглокожих.

Изучая классы иглокожих, обратите внимание на характерные особенности их представителей: значительное развитие скелета у морских звезд и морских ежей, расположение скелета в виде "позвонков" в лучах офиур, признаки билатеральной симметрии у голотурий, строение тела и древность происхождения морских лилий, отметьте также внутреннее строение представителей этих групп. Изучая филогению, обратите внимание на очень своеобразное строение взрослых иглокожих, которое не поддается сравнению с организацией других беспозвоночных, однако, общая для всех иглокожих личинка диплеврула дает представление об основных чертах их предков. Подчеркните, какие изменения организации произошли у первых иглокожих с переходом свободноподвижного предка к сидячему образу жизни.

Классификация

Тип Echinodermata

подтип Euleuterozoa

класс Asterioidea

класс Ophiuroidea

класс Echinoidea

класс Holothuroidea

подтип Pelmatozoa

класс Crinoidea

 

· изучить систематическое положение, географическое распространение, морфофизиологическую характеристику и медицинское значение представителей типа Иглокожие (Echinodermata).

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

a. охарактеризовать иглокожих;

b. разобраться в строении представителей иглокожих.

 

Для формирования умений студент должен знать:

· характеристику типа Иглокожие (Echinodermata);

· современную классификацию типа Иглокожие (Echinodermata);

· анатомо-морфологические и физиологические особенности иглокожих как вторичноротых животных;

· особенности внешнего и внутреннего строения, размножения и значение иглокожих (морская звезда, морской еж, голотурия);

· значение типа Иглокожие (Echinodermata).

 

 

1. Какие черты в строении современных иглокожих говорят об их лучевой симметрии как о вторичном явлении?

2. Опишите строение и происхождение скелета иглокожих.

3. Устройство амбулакральной системы и ее функции.

4. Каково строение псевдогемальной и кровеносной системы и их происхождение?

5. Строение и функции осевого комплекса иглокожих.

6. Опишите нервную систему и органы чувств иглокожих.

7. Как протекает развитие иглокожих?

8. Особенности строения офиур и морских лилий.

9. Какое строение имеют голотурии?

10. Опишите строение морских ежей.

11. Основные черты филогении иглокожих.

12. Каково практическое значение иглокожих?

 

4. Вид занятия: лабораторно-практическое

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут).

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

6. 2. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.

6. 3. Макропрепараты:

6.4.. Микропрепараты:

 

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений:

1. Охарактеризуйте основные черты строения иглокожих.

2. Что такое амбулакральная система и какие функции она выполняет?

3. Охарактеризуйте строение скелета морской звезды.

 

Выполнение тестовых заданий.

Письменные ответы на вопросы з адания 7 нас. 16 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).

 

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Проведение устного опроса.

 

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

 

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

· Изучить по таблицам и слайдам особенности строения, развития и экологии морской звезды, морского ежа, голотурии.

· Рассмотреть внешний вид морской звезды.

· Изучить и зарисовать внутреннее строение морской звезды, скелет морского ежа.

· Зарисовать строение амбулакральной системы иглокожих.

· Рассмотреть внешнее строение голотурии и офиуры.

· Заполнить табл. 16 на с. 196-197 (Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Шапкин, З.И.Тюмасева, И.В.Машкова, Е.В. Гуськова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005).


Литература

Основная:

1) Догель В.А. Зоология беспозвоночных: Учебник для ун-тов /Под ред. проф. Полянского Ю.И. - 9-е изд., стереотипное. – М: ИД «Альянс», 2011. - 608 с.: ил.

2) Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Шапкин, З.И. Тюмасева, И.В. Машкова, Е.В. Гуськова. -2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

 

 

Дополнительная:

1) Атлас по медицинской зоопаразитологии / Демченко А.Н., Чебышев Н.В. и др. – Москва, 1998.

2) Атлас по медицинской паразитологии (электронный учебник) /Под ред. Викторовой Т.В. –Уфа, 2006.

3) Билич Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 3. Зоология /Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. - 4-е изд., испр. – М.: Издательство Оникс, 2007. - 544 с.: ил.

4) Викторова Т.В., Мусыргалина Ф.Ф. Курс лекции по общей и медицинской паразитологии. – Уфа, Изд-во БГМУ, 2005. - 200 с.

5) Лекции по биологии. Часть II. Медицинская паразитология. Часть III. Общие закономерности онтогенеза, филогенеза и эволюции живого.) /Под ред. Т.В.Викторовой. – Уфа, Изд-во БГМУ, 2005. - 252 с., ил.

 

 


Приложение № 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.