Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Практические занятия




 

Тема: Слово в толковых словарях

 

Литература

 

Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слов // Рус. яз. в шк. – 1970. - №3. – С.26–31.

Виноградов В.В. Лексикология и лексикография // Избр. труды. – М., 1977. – С.206–242

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974. – С.158–182

 

Вопросы

 

1. Кому принадлежит термин «толковый» применительно к словарю?

2. Какие толковые словари русского языка явились предметом рассмотрения в статье В.В. Виноградова?

3. В чем состоят основные различия между кратким толковым словарем (СО) и большим словарем современного русского языка (БАС)?

4. Какие способы толкования значений слов встречаются в современных толковых словарях?

 

Таблица «Сведения о важнейших толковых словарях русского языка».

Знакомство с предисловием словаря С.И. Ожегова: как строится словарная статья в толковом словаре?

 

Задания и упражнения

 

1. Сравнить толкования слова вагон в ТСД, ТСУ, СО. Чем различаются толкования?

2. Определить значение слова по толкованию

‘Игра в ответы на вопросы из разных областей знания’.

‘Внушить страх, боязнь, сделать робким, пугливым’.

3. Определить способ толкования значения слова

Ущерб, медь, фальшь, учитель, бакалея, стоматология, клич, отверстие, переносчик, лилипут, картофель, невооруженный, гарнир, лев, толкователь, невиданный, целина, лиловый.

4. Построить самостоятельно две словарные статьи

1 вариант 2 вариант

Капля День

Мамлына Жаваруга

 

Тема: Слово и его значение

 

Контрольные вопросы к теме

 

- от единиц какого языкового уровня слово отличается наличием значения?

- что такое значение слова, как оно соотноситься с понятием?

- как в лингвистике определяют лексическое значение слова?

- все ли слова в русском языке имеют понятийное содержание?

- чем лексическое значение отличается от грамматического?

Задания и упражнения

1. Пользуясь толковым словарем, сформулировать значение каждого слова. Что общего в значениях этих слов и чем они отличаются друг от друга?

Бор, парк, перелесок, роща, тайга.

2. Определить типы значений слов по соотнесенности с понятием: номинативное, указательное, релятивное, коммуникативное

Хочешь знать, как все это было?

Три в столовой пробило,

И, прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Еще тогда!» -

«Да» (А. Ахматова).

 

3. Разграничить слова с чисто денотативным значением и слова, имеющие коннотацию. Как она выражена?

Вдоль по улице по узкой Снег летит на храм Софии,

Чистый мчится ветерок, На детей, а их не счесть.

Красотою древнерусской Снег летит по всей России,

Обновился городок. Словно радостная весть.

 

(Н. Рубцов)

 

4. Сравнить лексическое и грамматическое значение слов труд и работа, река и газета.

5. Какие морфемы в слове передают а) только лексическое значение; б) только грамматическое значение; в) лексическое и грамматическое значение одновременно?

Велосипедистка, зашептать, сероватый.

6. У каких слов конечные морфемы имеют одинаковое грамматическое значение? Какое именно? Есть ли в списке слова с одинаковым лексическим значением?

Рука, справа, шла, тетя, лежа, берегá, Маша, думая, у стола, бéрега, земляника, юноша, идя, читала.

 

Тема: Типы лексических значений слова в русском языке

 

Задания и упражнения

1. Выделить мотивированные и немотивированные слова. Указать признак, положенный в основу значений мотивированных слов.

Буревестник, воробей, ворона, гусыня, дрозд, кукушка, петух, рябчик, утенок, утка, цыпленок, гагара.

Брусника, голубика, земляника, клюква, костяника, малина.

2. Подобрать примеры мотивированных и немотивированных слов следующих лексико-тематических групп:

Названия грибов, цветов, профессий.

3. Какой признак положен в основу названий-слов детской речи?

Кусарик (сухарик), вертилятор (вентилятор), мазолин (вазелин), улиционер (милиционер).

4. Указать прямые и переносные значения слов в словосочетаниях.

Промышленный капитал – литературный капитал, картинная галерея – картинный жест, нырять в воду – нырять в толпу;

подобрать самостоятельно несколько пар подобных словосочетаний.

5. Составить пары предложений, в которых слова были бы употреблены в прямом и переносном значениях.

Пламя, плод, играть, тяжелый, острый.

6. Разграничить прямое значение, общеязыковое переносное значение, индивидуальное переносное употребление.

Вкусны ли, милая, слезы соленые с кислым кваском пополам? (Некрасов) В чертах его замечалось выражение постоянного недовольства – кислое выражение (Тургенев). Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, - и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой звук (Чехов). И дом у него старинной постройки…в столовой фамильные портреты, мухи, большой горшок герани и кислые фортепьяны (Гоголь).

7. Какие из значений приведенных слов более поздние? Как они развились: путем метафоры, метонимии или синекдохи?

Блюдо: а) кушанье; б) большая глубокая тарелка. Заяц: а) зверек с длинными ушами; б) безбилетный пассажир. Груша: а) плодовое дерево; б) плод в форме округлого конуса. Дебри: а) места, заросшие непроходимым лесом; б) сложные или малоисследованные области.

8. Выделить слова в переносном значении, определить тип переноса.

Ночь идет и темнеет Грустен взор ее темный,

Бледно-синий восток… Одинок ее путь…

От одежд ее веет Спи-усни, мое сердце!

По полям ветерок Отдохни…Позабудь.

(И. Бунин)

 

Тема: Синтагматические связи слов в русском языке. Свободные и несвободные значения

 

Обсуждение статьи В.В. Виноградова «Основные типы лексических значений слов в русском языке».

 

Задания и упражнения.

1. Определить значения выделенных слов. В каких случаях они являются свободными, а в каких – связанными (как называется такой тип значений)?

Белый медведь, белые стихи, белая армия, белая ворона, белый платок, белый танец, белый билет.

Зеленые щи, зеленая тоска, зеленая молодежь, зеленая трава, зеленая улица, зеленый персик.

2. Определить значения выделенных слов. Какой фактор влияет на появление данного типа связанных значений?

Я вдруг увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков, вооруженных дубинами (Пушкин) – Дубина деревенская! Туда же лезет в спор! (Некрасов)

Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпах с широкими полями (Чехов). Шляпа вы, - замечает он тонким певучим голосом (Куприн).

Блеск молнии заставлял его то и дело щурить глаза (Горький). – Погода сегодня – блеск!

3. Составить контексты для слов, чтобы они были использованы в свободных и несвободных (фразеологически связанных, синтаксически обусловленных) значениях:

Рука, перо, беспробудный, воздушный, бить, отвести.

4. Указать тип значения выделенных слов с точки зрения синтагматических связей.

Спор завязался нешуточный: мы до того разгорячились, что подняли гвалт (Салтыков-Щедрин). Ее топорное лицо понемножку перекосилось (И. Тургенев). И вдруг стремглав бежать пустился (Пушкин). Садко, мое чадо, Городишь ты вздор (Толстой). Она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь (Толстой). Он понять не мог, о чем она могла вести такую одушевленную и длинную беседу с этим жирным боровом (Писемский). Разве можно быть таким размазнёй! (Чехов)

 

Тема: Полисемия и омонимия

 

Контрольные вопросы

- в чем отличие полисемии от омонимии?

- как это отражается в толковых словарях?

Разграничение полисемии и омонимии

 

Проблема возникает тогда, когда омонимы появляются в результате расщепления значений многозначного слова. Возможны переходные случаи. Лексический способ разграничения – подбор синонимов (у многозначного слова они входят в один синонимический ряд):

 

исконный, основной (житель)

коренной

главный (вопрос)

 

худой тощий, щуплый, сухопарый, худой (юноша)

плохой, скверный, дурной (мир)

 

Морфологический способ – различное словообразование и формообразование:

/’злак’/ (всходы)

хлеб хлебный

/’продукт’/ (запах)

 

1) похудеть, худоба, худющий, худее

худой

2) хуже, ухудшить, ухудшение

 

Семантический способ (значения многозначного слова сохраняют семантическую близость, образуют одну смысловую структуру; значения омонимов взаимно исключают друг друга).

Задания и упражнения.

1. Разграничить полисемию и омонимию.

А. На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков (Некрасов). Два командира не сошлись мнением насчет войны (Новиков-Прибой). Если тебе не поверят, сошлись на меня.

Б. Медвежья лапалапы елей – лапа якоря, яичная лапша – молочная лапша, плыть на ладье – ходить ладьей, материнская ласка – относиться с лаской – хищная ласка, леса скрылась за поплавком – снять леса, малая часть – малый пароход – малые дети – славный малыймалый лет пятнадцати, почтовая марка – фабричная марка – заплатить марку.

2. Раскрыть значения многозначного слова, используя, где можно, синонимы.

Сердечный, глухой, брать.

3. Привести омонимы к данным словам, употребить их в словосочетаниях. Какими путями они образованы? (А. лексико-семантический путь – расщепление значений; Б. словообразовательный – за счет многозначности аффиксов; В. случайное совпадение звуковых комплексов).

Завод, править, икра, голландка, кран.

4. В каких грамматических формах и в чем именно не совпадают омонимы. Как называются такие омонимы?

Лев (‘животное’) и лев (‘денежная единица’), мех (‘шерсть’) и мех (‘кузнечный’), слепить (‘вылепить’) и слепить (‘ослеплять’).

5. Выделить в тексте явления, сходные с омонимией.

На заре рассветные озера

Голубого неба голубей.

И летят в извечные просторы

Голубые стаи голубей (В. Фирсов).

 

В порту – портальных кранов руки

И пароходные гудки.

И кули, те, что терпят муки,

Таская в трюм кули муки (Л. Щипахина).

6. Подобрать к словам подходящие по смыслу паронимы.

Термин, сосуд (герметический, геометрический); человек, занятия (практичный, практический); вид, метод (эффективный, эффектный); человек, период (скрытый, скрытный); произведение, борьба, собрание (классный, классический, классовый); (взойти, войти) в комнату, на гору; (стать, встать) к станку, с места.

Чистота, мировоззрение (идеальный, идеалистический); руки, спутник (искусственный, искусный); цвет, завеса, воздух (дымовой, дымчатый, дымный); (одеть, надеть) пальто, ребенка, шапку, куклу; (раскрыть, вскрыть, открыть) сейф, заговор, планету.

Ценности, обращение (фамильный, фамильярный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); месяц, молоко (целый, цельный); (отпустить, опустить, упустить) руки, время, бороду.

 

Сообщение о словаре омонимов.

 

Тема: Парадигматические группировки слов в русском языке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.