КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия экономической науки
Конечной целью функционирования экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение потребностей и включает такие элементы как потребности, ресурсы, производство, блага, распределение и обмен. Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение – конечным результатом. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Круг потребностей расширяется, а историю цивилизации можно представить как процесс их формирования и реализации. Потребности многообразны, их можно классифицировать по различным критериям: · Потребности в средствах существования. · Интеллектуальные потребности · Потребности в социально-культурных средствах жизни человека. · Потребности в средствах созидательной деятельности и др. Непрерывное возрастание человеческих потребностей в качественном и количественном выражении называют «законом возрастания человеческих потребностей». Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называют благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), а другие в ограниченном, их называют экономическими благами. В практике блага обычно называют товарами и услугами. Блага создаются в процессе производства. Производство является важнейшей экономической категорией. Производство – это процесс создания благ и услуг, необходимых как для жизнедеятельности человека, так и для развития общества в целом. Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В производстве участвуют следующие виды экономических ресурсов:
1. природные: земля, полезные ископаемые, энергия солнца, воды и т.д.; 2. трудовые: способности, знания, навыки, труд людей; 3. капитал (инвестиционные ресурсы): здания, сооружения, сырье, финансовые ресурсы и др. 4. предпринимательские способности: особый вид человеческих ресурсов, заключающихся в риске, новаторстве, умении организовать и наиболее эффективно использовать все факторы производства. 5. наука: НТП, НТР, НИОКР, информация и др. Все перечисленные ресурсы обладают одним свойством – они ограниченны. Именно ограниченность ресурсов является причиной необходимости их эффективного использования. Проблема эффективности – основная проблема экономической науки, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов. Таким образом, экономическая наука – это наука об эффективном использовании ресурсов, таково одно из её определений.
Потребление – это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества. Потребности удовлетворяются как созданными в процессе производства благами, так и благами, не созданными в производственном процессе. По целям потребления выделяют личное потребление, направленное на удовлетворение потребностей людей и производственное потребление как использование созданных благ для возобновления производства, т.е. для инвестиционных целей. Потребление основывается на использовании имеющихся у экономических субъектов доходов, и размер потребления напрямую зависит от размера их доходов. Экономические субъекты для реализации своих целей самостоятельно решают вопросы использования и сочетания имеющихся у них ресурсов. Хозяйствование – это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение поставленных целей, это организация, ведение, управление и руководство хозяйством, т.е. экономикой. Следовательно, хозяйствование представляет собой форму воспроизводственного процесса. Хозяйствование базируется на принципах: · эффективности – соотношением результата и затрат; · экономического рационализма – определение выгод от предполагаемых решений и действии; · экономического выбора — выбора определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ.
В экономической науке выделяют следующие формы хозяйствования: натуральное, централизованное и рыночное. 1. Натуральное хозяйство (производство) – было свойственно ранней ступени развития человечества, соответствовало мелким семейным фермерским хозяйствам. Основными чертами натурального хозяйства является: · производилось только то, что необходимо для потребления; · общественная собственность на средства производства; · отсутствие излишков; · медленные темпы развития и рутинность. 2. Централизованное хозяйство – это такой вид организации хозяйственного устройства, при котором координация деятельности осуществляется единым управленческим центром, который обладает правами распределять ресурсы и оценивать эффективность их использования. 3. Рыночное (товарное) хозяйство – это вид организации общественного производства, при котором регулятором выступают рыночные механизмы, и координация экономической деятельности осуществляется через рынки, путем установления цен в соответствии со спросом и предложением. Рынок – это одна из распространенных экономических категорий. Первоначально рынок рассматривался как базар, рыночная площадь. Современные трактовки с разных точек зрения раскрывают сущность рынка. Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей, соотношение спроса и предложения. Рынок – форма и сфера обмена, место актов купли – продажи, встречи продавцов и покупателей. Рынок – это отношения по поводу общественного признания конечного продукта. Рынок – это совокупность экономических отношений и связей между продавцами, покупателями и торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен продуктами труда. Условия возникновения рынка: 1. ОРТ (общественное разделение труда); 2. экономическая обособленность субъекта (частная собственность); 3. свобода предпринимательства, свобода выбора. Основным элементом рынка является товар – это продукт производства (благо), предназначенный для обмена. Товар обладает двумя свойствами: рыночной и потребительской стоимостью. Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную способность человека. На основе потребительской стоимости все товары отличаются друг от друга. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях. Меновая стоимость – это то, что все товары объединяет: все товары имеют цену. Цена – это денежное выражение стоимости товара. В экономической науке сложились различные подходы к определению стоимости товара.
Марксистский подход, основывающийся на трудовой теории стоимости товара. В соответствие с этим подходом, стоимость товара определяется трудом, затраченным на его изготовление, а измеряется стоимость товара величиной затрат, издержек производителей при создании данного товара. Основной недостаток трудовой теории определения стоимости товара заключается в односторонности исследования, основывающейся на приоритете интересов производители и игнорировании интересов потребителя при определении величины стоимости. Маржиналистский подход к определению стоимости товара основывается на теории предельной полезности, суть которой заключается в субъективной оценке блага. При этом стоимость блага определяется предельной полезностью его последней единицы. Недостатком данного подхода является отсутствие общественной основы субъективных оценок полезности а, следовательно, и стоимости товара. Маршаллианский подход к определению стоимости сводится к взаимодействию рыночных сил. Результатом этого взаимодействия выступает равновесная рыночная цена, формирующаяся под воздействием спроса и предложения. И спрос, и предложение одинаково важны при определении стоимости товара – это как два лезвия одних ножниц, оба режут бумагу, но какое из них верхнее или нижнее, не определить. Недостатком данного подхода является отсутствие системного подхода к исследованию экономических отношений, возникающих между субъектами в сфере обмена. Согласно закону стоимости обмен благами осуществляется в результате оптимизации экономических интересов потребителей и производителей. Рынок можно классифицировать по различным признакам: 1. По степени регулирования: - свободные; - регулируемые (биржи). 2. По легальности: - легальные; - теневые. 3. По месту функционирования: - местные; - региональные; - межрегиональные (национальные); - мировые. 4. По товару, представленному на рынке: - рынок труда; - финансовый рынок; - потребительский рынок; - рынок духовных благ; - рынок средств производства; - рынок Now How. 5. По виду представленной конкуренции. - рынок совершенной конкуренции - рынок несовершенной конкуренции Конкуренция – это неотъемлемая часть рынка его фундамент и основа. Без конкуренции рынок функционировать не может. На сколько благоприятные условия созданы для развития конкуренции, настолько эффективно функционирует рынок. Конкуренция происходит от латинского concurer (сталкивать) – это борьба между участниками рынка за лучшие условия функционирования на нем. Выделяют следующие виды конкуренции: · внутриотраслевая; · межотраслевая; · добросовестная; · недобросовестная; · совершенная; · несовершенная (монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, дуапсония, олигопсония). Рынок выполняет в экономике следующие функции: 1. информационная: рынок содержит полную информацию о ценах, спросе, предпочтениях, ассортименте, производителях и др.; 2. посредническая: рынок – посредник между продавцом и покупателем; 3. ценообразующая: именно на рынке при взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная рыночная цена; 4. санирующая: рынок – жесткая структура, он позволяет экономике избавится от слабых убыточных предприятий. В результате конкурентной борьбы выживают только эффективно функционирующие предприятия. 5. регулирующая: предприниматели, стараясь получить максимальный доход, увеличивают производство тех товаров, на которые растет покупательский спрос и цена, оттягивая ресурсы на их создание от сокращения производства тех товаров, на которые спрос и цена падают. Таким образом, рынок регулирует использование экономических ресурсов. Развитие рынка невозможно без создания эффективно функционирующей рыночной инфраструктуры. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно - правовых форм, совокупность институтов и предприятий, обслуживающих рынок. Основными элементами инфраструктуры рынка являются: · биржи (товарные, фондовые, труда); · информационные системы; · банки; · налоговая система; · система страхования; · рекламные агентства, СМИ; · торговые палаты, предпринимательские объединения; · коммерческо-выставочные комплексы; · консалтинговые компании; · бизнес-инкубаторы, технопарки, ЦНТИ и др. Рынок является самой лучшей формой организации рыночного хозяйства. Он обладает следующими достоинствами: § самое эффективное использование ресурсов; § гибкость; § свобода выбора и предпринимательства; § максимальное удовлетворение потребностей людей. Но наряду с представленными положительными чертами рынка выделяют и недостатки рынка: § не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; § не имеет экономического механизма защиты конкурентной среды; § не способствует сохранению или улучшению экологической ситуации в обществе; § не создает стимулы создания общественных благ и услуг; § не гарантирует права на труд, отдых, обеспечение в старости; § подвержен нестабильному развитию с присущими кризисами, инфляцией, безработицей; § рынок не обеспечивает исследований в области фундаментальной науки. Решение выше перечисленных задач берет на себя государство.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |