Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одномерные массивы и алгоритмы их обработки




Массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов

Массив — это структура данных, содержащая несколько значений одного типа, обозначаемая одним именем. Доступ к элементам массива осуществляется по индексу. Изменяя индексы, можно переходить от одного элемента массива к другому, и, таким образом обрабатывать единообразно большие наборы данных, используя циклы. Индексация массивов в C# начинается с нуля. Массив может быть одномерным, многомерным, вложенным. Здесь будут рассмотрены только одномерные и двухмерные массивы. Одномерный массив представляет собой линейную структуру. Положение элемента определяется одним индексом. Двухмерный массив можно представить себе как таблицу. Положение элемента определяется двумя индексами: номером строки и номером столбца. Начнем рассмотрение с одномерных массивов.

Все массивы должны быть объявлены и инициализированы перед их использованием. При объявлении массива нужно указать тип элементов массива (элементы массива могут быть любых типов), далее следуют пустые квадратные скобки и имя массива (переменная массива). Например,

int[] array;

(Пустые квадратные скобки указывают на то, что переменная array является массивом.)

В соответствии с этим объявлением под переменную массива array выделяется ячейка памяти для хранения ссылки на одномерный массив элементов типа int. Переменной array присваивается значение null.

Далее объявленной переменной array можно присвоить массив конкретного размера, используя оператор new.int[] array;array = new int[5];Оператор new служит для создания массива (выделения блока памяти для размещения элементов массива и передачи в переменную array адреса этого блока) и инициализации элементов массива со значением по умолчанию. По умолчанию все элементы числовых массивов инициализируются значением 0.Индексация элементов массива начинается с 0. Массив размером n содержит элементы с индексами от 0 до n-1.Описанный выше массив array будет содержать элементы с array [0] по array [4]. Инициализацию массива можно выполнить и при объявлении переменной массива:int[] array = new int[5];Действие этого оператора полностью аналогично приведенным выше двум операторам.

При объявлении массива можно явно задать значения элементов. В этом случае спецификация ранга (указание количества элементов массива) необязательна, поскольку она уже предоставлена по числу элементов в списке инициализации. Пример.

int[] array1 = new int[] { 1, 3, 5, 7, 9 };Доступ к отдельному элементу массива осуществляется заданием индекса, указываемого в квадратных скобках после имени массива. Например,

int[] array = new int[5];

array[3] = 8;

Здесь описан массив array, содержащий 5 элементов от array[0] до array[4]. 4-му элементу этого массива присваивается значение 8.

Использование переменной в качестве индекса позволяет организовывать циклы для задания элементов массива или их обработки с использованием индекса в качестве управляющей переменной цикла.

Например,

int[] array = new int[5];

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

array[i] = i;

}

Здесь каждому элементу массива array присваивается значение, равное его индексу.

Ввод массива, т.е. заполнение элементов массива заданными значениями, можно осуществлять в цикле. Например, для ввода массива a размером 5 с элементами типа double необходимо использовать цикл.

double[] a = new double[5];

string s;

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

s = Console.ReadLine();

a[i] = double.Parse(s);

}

Здесь при каждом вызове статического метода ReadLine() класса Console нужно вводить один элемент массива, после набора на клавиатуре значения очередного элемента нужно нажимать клавишу [Enter]. Введенный элемент помещается методом ReadLine()в переменную s типа string. Для того чтобы получить число из строкового представления числа необходимо вызвать статический метод Parse, который осуществляет разбор строки и возвращает экземпляр типа, который находится в строке. Если в строке храниться число типа double, то надо вызвать статический метод Parse типа double (см. п. 1.8.1).

Можно набирать значения элементов массива на клавиатуре в одной строке, разделяя их пробелами (или любым другим разделителем). Например.

int[] a = new int[5];

Console.WriteLine("Введите элементы массива, разделяя значения
элементов пробелом");

string s = Console.ReadLine();

string[] c = s.Split(' ');

for (int i = 0; i < 5; i = i + 1)

{

a[i] = int.Parse(c[i]);

}

Console.WriteLine("Исходный массив");

for (int i = 0; i < 5; i++)

Console.Write("{0:d} ", a[i]);

Console.ReadKey();

Здесь последовательно набираются на клавиатуре значения элементов массива, разделяемые пробелами (см. окно вывода). Введенная строка помещается в строковую переменную s. Далее производится разбор этой строки при помощи метода Split (см. п. 6). Определяется положение первого пробела в строке s и символы, расположенные перед ним пересылаются в первый элемент строкового массива c. Далее определяется положение следующего пробела в строке s и символы, расположенные между текущим и предыдущим пробелами, пересылаются в следующий элемент строкового массива c и т.д. пока не будет закончен разбор всей строки. В результате будет сформирован строковый массив с, каждый элемент которого содержит одно число в строковом представлении, Далее эти числа после преобразования по очереди пересылаются в массив a.

Вывод массива осуществляется в строку с использованием формата: нулевой элемент вывода (элемент массива) выводится в формате d для типа int. В строке формата явно присутствует пробел, чтобы выводимые значения зрительно отделялись друг от друга. Этого же эффекта можно добиться, указывая в формате размер поля вывода на 1 больше требуемого. Например,

Console.Write ("{0,2:d} ", a[i]);

или

Console.Write ("{0,-2:d} ", a[i]);

для вывода однозначных чисел. В первом случае пробел выводится перед числом, во втором – после. Можно также выводить пробел отдельным оператором после вывода очередного элемента массива. Например,

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

Console.Write(a[i]);

Console.Write(" ");

}

При выводе массива необходимо обеспечить наглядность и удобство восприятия выводимых данных. Вывод одномерного массива целесообразно осуществлять в строку, отделяя элементы массива друг от друга пробелами. При этом используется оператор Write, после выполнения которого перевода строки не происходит (см. предыдущий пример).

Вывод одномерного массива в столбец осуществляется с использованием оператора WriteLine, после выполнения которого каждый раз происходит переход на новую строку. Например,

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

Console.WriteLine(array[i]);

}

Вывод может осуществляться в заданном формате. Например,

double[] array = new double[5];

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

array[i] = Math.Sin(i);

Console.Write("{0,4:f} ", array[i]);

}

Console.WriteLine();

Здесь элементы массива array вычисляются и сразу выводятся на экран каждое в 4 позиции. Оператор WriteLine без параметров обеспечивает перевод строки после вывода всего массива.

Другой пример использования формата приведен выше.

Вывод одномерного массива размера n по m элементов в строке. Код приведен для n=25, m=5.

const int n = 25;

int m = 5;

int[] array = new int[n];

for (int i = 0; i < n; i++)

{

array[i] = i*i;

Console.Write("{0,3:d} ", array[i]);

if ((i+1) % m == 0) Console.WriteLine();

}

Console.WriteLine();

Если номер очередного выведенного элемента (i+1) кратен 5 (результат его деления нацело на 5 равен 0), то выполняется оператор WriteLine и происходит перевод строки.

Замечание. Чтобы задержать результаты на экране, нужно использовать метод Console.ReadKey(), см. п. 1.8.2.

Рассмотрим далее типовые алгоритмы обработки массивов. Приводятся фрагменты кода программ с необходимыми пояснениями.

1. Вычислить сумму элементов массива.

int[] a = new int[5]{ 2, 3, 4, 5, 7};

int s = 0;

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

s = s + a[i];

}

Console.WriteLine(s);

Console.ReadKey();

Объявляется массив целых чисел, состоящий из пяти элементов. Элементам массива присваиваются значения из списка инициализации. На каждом шаге к сумме добавляется очередной элемент массива.

Для обработки последовательно всех элементов массива язык C# предлагает вместо обычного for оператор forеасh. Пользоваться им намного проще. Например, приведенный выше фрагмент будет выглядеть так

int[] a = new int[5]{ 2, 3, 4, 5, 7};

int s = 0;

foreach (int x in a)

{

s = s + x;

}

Console.WriteLine(s);

Console.ReadKey();

 

В скобках после ключевого слова foreach мы объявляем переменную типа int (того же типа, что и элементы массива), которой при каждой итерации будут последовательно присваиваться значения элементов массива и ее можно использовать в цикле вместо переменной с индексами. При использовании forеасh отпадает необходимость в использовании управляющей переменной цикла (ее не нужно объявлять, изменять и проверять, не вышло ли значение индекса за допустимые пределы).

2. Вычислить среднее арифметическое положительных элементов массива размером 5.

double[] a = new double[5]{ 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0};

double s= 0;

int m = 0;

for (int i = 0; i < 5; i++)

{

if (a[i] > 0)

{

s = s + a[i];

m += 1;//m = m + 1

}

}

double sr = s / m;

Console.WriteLine(sr);

Console.ReadKey();

 

Здесь в переменной s накапливается сумма положительных элементов, а в переменной m – их количество. После выхода из цикла остается разделить сумму на количество.

С использованием оператора foreach код будет следующим

double[] a = new double[5] { 4.0, 3.0, 5.0, -5.0, -7.0 };

double s = 0;

int m = 0;

foreach (double x in a)

{

if (x > 0)

{

s = s + x;

m += 1;//m = m + 1

}

}

double sr = s / m;

Console.WriteLine(sr);

Console.ReadKey();

 

3. Найти сумму элементов, расположенных до первого отрицательного элемента массива.

double[] a = new double[5] { 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0 };

double s = 0;

foreach (double x in a)

{

if (x > 0)

{

s = s + x;

}

 

else

{

break;

}

}

Console.WriteLine(s);

Console.ReadKey();

Оператор break завершает цикл, если не будет выполнено условие x > 0 (т.е. встретится первый отрицательный элемент). Произойдет выход из цикла и суммирование закончится.

Возможен второй вариант программы:

double[] a = new double[5]{ 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0};

double s = 0;

foreach(double x in a)

{

if (x < 0)

{

break;

}

s = s + x;

}

Console.WriteLine(s);

Console.ReadKey();

4. Перестановка элементов в векторе (вектор в программировании – то же, что одномерный массив). В примере переставляются элементы 0-й и 1-й.

double[] a = new double[5] { 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0 };

double p;

foreach (double x in a)

Console.Write("{0} ", x);

Console.WriteLine();

p = a[0]; a[0] = a[1]; a[1] = p;

foreach (double x in a)

Console.Write("{0} ", x);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

 

При перестановке используется вспомогательная переменная (в данном случае p).

В общем виде перестановка i –го и j – го элементов осуществляется следующим образом:

p = a[i]; a[i] = a[j]; a[j] = p;

5. Последний отрицательный элемент массива поменять с первым элементом массива.

double[] a = new double[5] { 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0 };

double p;

int i;

for (i = 0; i < 5; i++)

Console.Write("{0:f1} ", a[i]);

Console.WriteLine();

for (i = 4; i >= 0; i--)

if (a[i] < 0) break;

p = a[i]; a[i] = a[0]; a[0] = p;

for (i = 0; i < 5; i++)

Console.Write("{0:f1} ", a[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

 

Здесь массив просматривается с конца (начиная с последнего элемента, с шагом – 1), и первый встретившийся отрицательный элемент будет последним отрицательным элементом в массиве. Для того чтобы переменная цикла сохранила свое значение при принудительном выходе из цикла, ее надо объявить до использования оператора итерации for, иначе она будет локальной по отношению к циклу и потеряет свое значение вне цикла. Перестановка элементов выполняется с использованием вспомогательной переменной p. Предложить самостоятельно вариант кода с использованием оператора foreach вместо for.

6. Удалить элемент с заданным индексом из массива. Массив сжать.

Удалить элемент с заданным индексом k означает сдвинуть все следующие за ним элементы на одну позицию влево, т.е. выполнить операцию ai = ai +1 для i = k, k + 1,…, n - 1.

double[] a = new double[5] { 4.0, 3.0, 4.0, -5.0, -7.0 };

for (int i = 0; i < 5; i++)

Console.Write("{0:f1} ", a[i]);

Console.WriteLine();

int n = 5, k = 1;

n = n - 1;

for (int i = k; i < n; i++)

a[i] = a[i + 1];

for (int i = 0; i < n; i++)

Console.Write("{0:f1} ", a[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

Размер массива уменьшился на 1. При этом на месте последнего элемента исходного массива остается старое значение, но оно не будет нас интересовать, так как формально не входит в состав результирующего массива (см. приведенное ниже окно Локальные, в котором отображаются локальные переменные текущего контекста, имена переменных, их значения и тип).

7. Включить заданное значение p после k -го элемента массива.

Размер массива при этом увеличится на 1. Это необходимо предусмотреть при описании массива, указав его размер на 1 больше исходного.

Чтобы не потерять элемент исходного массива, необходимо освободить место для нового значения, передвинув вправо на 1 позицию все элементы, начиная с (k + 1) - го, т.е. выполнить операцию ai + 1 = ai для i = n, n – 1, …, k + 1. Необходимо также учитывать, что нумерация индексов массива начинается от нуля.

const int n = 6;

int[] a = new int[n];

Console.WriteLine("Введите число P");

string s = Console.ReadLine();;

int p = int.Parse(s);

Console.WriteLine("Введите элементы массива");

for (int i = 0; i < n - 1; i++)

{

s = Console.ReadLine();

a[i] = int.Parse(s);

}

int k = 2;

for (int i = n - 2; i >= k + 1; i--)

{

a[i + 1] = a[i];

}

a[k + 1] = p;

for (int i = 0; i < n; i++)

Console.Write("{0:d} ", a[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

Перемещать элементы нужно, начиная с последнего. В противном случае элементы массива, расположенные после k + 1 элемента будут иметь одинаковое значение равное значению (k + 1)-го элемента. Убедитесь в этом самостоятельно.

8. Сформировать массив из элементов другого массива, удовлетворяющих заданному условию. Пусть требуется переслать в массив b положительные элементы массива а. Сразу заметим, что индексы одинаковых по значению элементов массивов a и b не будут совпадать. Цикл организуем по индексам элементов массива a, индекс пересылаемого элемента в массиве b будем каждый раз увеличивать на 1.

double[] a = new double[5] { 4.0, -3.0, 4.0, -5.0, 7.0 };

double[] b = new double[5];

int k = 0;

foreach (double x in a)

{

if (x > 0)

{

b[k] = x;

k = k + 1;

}

}

После выхода из цикла в переменной k будет содержаться количество элементов массива b (значение индекса последнего элемента будет при этом на 1 меньше) и для вывода массива b необходимо организовать следующий цикл

for (int i = 0; i < k; i++)

Console.Write("{0:f1} ", b[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

9. Найти максимальный элемент массива и его индекс.

Сохраним значения первого элемента и его индекса в переменных amax = a[0], imax = 0. Далее будем просматривать остальные элементы массива последовательно, начиная со второго, сравнивать очередной элемент a[i] со значением, сохраненным в переменной amax и заменять значение amax и индекс imax, если очередной элемент оказался больше.

int[] a = new int[5] { 4, 3, 9, 5, 7 };

int amax = a[0];

int imax = 0;

for (int i = 1; i < 5; i++)

{

if (a[i] > amax)

{

amax = a[i];

imax = i;

}

}

Console.WriteLine("Индекс максимального элемента {0:d} Значение максимального
элемента {1:d} ", imax, a[imax]);

Console.ReadKey();

Поиск минимального элемента массива осуществляется аналогично с той лишь разницей, что в операторе if нужно использовать оператор отношения <, а не >.

Если в массиве имеется несколько максимальных элементов, у которых значения одинаковые, а индексы разные, то в переменной, в которой сохраняется индекс, будет сохранен индекс первого из них. Чтобы получить индекс последнего, необходимо в операторе if проверить условие:
if (a[i] >= amax).

Если нужно запомнить индексы всех максимальных элементов, то необходимо предусмотреть массив для хранения их индексов, например, im, в котором будут запоминаться индексы одинаковых максимальных элементов. При изменении значения amax массив im начнет заполняться сначала. Если очередной элемент a[i] равен максимальному, то в следующий элемент массива im помещается текущий индекс i:

int[] a = new int[7] { 4, 7, 9, 9, 3, 9, 2 };

int[] im = new int[7];

int amax = a[0];

int k = 0;

for (int i = 0; i < 7; i++)

{

if (a[i] > amax)

{

amax = a[i];

k = 0;

im[k] = i;

}

else if (a[i] == amax)

{

k = k + 1;

im[k] = i;

}

}

for (int i = 0; i <= k; i++)

Console.Write("{0:d} ", im[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

 

После выхода из цикла количество элементов массива im находится в переменной k.

10. Упорядочить массив.

Требуется расположить элементы массива a в определенном порядке, например, по убыванию.

Рассмотрим алгоритм упорядочения, базирующийся на двух уже рассмотренных алгоритмах, а именно на алгоритмах поиска максимального элемента и перестановки элементов.

В цикле при i = 0, 1, 2, …, n – 2 будем устанавливать на нужное место i -й элемент. Для этого найдем максимальный элемент и его индекс в части массива, начиная с i -го элемента, и далее поменяем местами максимальный элемент с i -м. После окончания цикла элементы массива будут расположены в порядке убывания, при этом на последнем n -м месте окажется самый маленький элемент:

const int n = 7;

int[] a = new int[n] { 4, 7, 9, 10, 3, 12, 2 };

for (int i = 0; i < n - 2; i++)

{

int amax = a[i];

int imax = i;

for (int j = i + 1; j < n - 1; j++)

{

if (a[j] > amax)

{

amax = a[j];

imax = j;

}

}

a[imax] = a[i];

a[i] = amax;

}

for (int i = 0; i < n; i++)

Console.Write("{0:d} ", a[i]);

Console.WriteLine();

Console.ReadKey();

 

Типовые алгоритмы 11 – 15 приводятся без соответствующих кодов. Рекомендуется разработать их самостоятельно, используя приведенные схемы алгоритмов, и проверить их на компьютере.

  1. Поиск заданного элемента в упорядоченном массиве (бинарный поиск).

Поиск в упорядоченном массиве осуществляется существенно быстрее, чем в неупорядоченном. Поэтому часто целесообразно предварительно произвести упорядочение массива, особенно в случае необходимости многократного поиска и больших массивов.

Требуется в массиве А размером n, упорядоченном по возрастанию, определить наличие заданного элемента X и его индекс, если такой элемент найден.

Схема алгоритма

· X сравнивается со средним элементом массива.

Индекс среднего элемента i = (i1+i2)/2, где i1 = 0, i2 = n – 1.

· Если X = A(i), задача решена.

· Если X<A(i), то поиск продолжается в левой половине: i2 = i – 1, i1 не изменяется.

· Если X>A(i), то поиск продолжается в правой половине: i1 = i + 1, i2 не изменяется.

· Искомый элемент отсутствует в массиве, если выполнится условие i2<i1.

Реализовать алгоритм самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.