Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разбивка осей сооружения на местности




Тема 8.2. Устройство фундаментов мелкого заложения.

Геодезические и разбивочные работы на строительстве мостов искусственных сооружений выполняют перед и в процессе их возве­дения, а также после завершения строительства.

Перед постройкой принимают в натуре ось трассы, плановую и высотную основу сооружения. При этом обращают внимание, чтобы знаки геодезической основы (створные знаки, реперы, марки) были вне зоны строительных работ, складирования и транспортирования материалов, в местах, не подверженных осадкам и оползням, раз­мыву и действию ледохода, чтобы обеспечивалась их полная сохран­ность и неизменность. Приемка геодезической основы оформляется актом в трех экземплярах (для проектной организации, заказчика и строительной организации).

В процессе строительства, как правило, выполняют следующие геодезические работы: определение длины перехода, контрольные измерения неприступного расстояния между осями устоев левого и правого берега; разбивку и закрепление осей опор; разбивку и за­крепление осей регуляционных сооружений, подходов, конусов; ус­тановку дополнительных реперов; дополнительные топографические съемки в пределах строительной площадки; разбивку временных подъездных дорог, зданий, сооружений бытового и производствен­ного назначения и т. п.

В ходе строительства систематически контролируют положение отдельных частей сооружения в плане, вертикальной плоскости и по высоте (например, подошвы и обреза фундамента, тела опоры, ригеля, пролетных строений и т. п.).

После завершения строительных работ определяют фактические расположение и размеры сооружения и величины отклонения их от проектных значений.

Разбивочные и контрольные геодезические работы выполняют обычными приемами, принятыми в геодезии.

Исходными данными для всех геодезических работ на стройке являются проект сооружения, а также следующие материалы, при­нятые по акту от проектной организации и заказчика: 1) план рай­она мостового перехода с нанесенными осями сооружений; 2) схема расположения и описания знаков геодезической основы; 3) выпи­ска из каталога координат и высот геодезической основы; 4) знаки геодезической основы — пункты, закрепляющие ось моста и трассы подходов к нему, высотные реперы или марки.

Работы по разбивке осей моста и опор начинаются с восстанов­ления оси трассы. Исходными точками служат осевые знаки, уста­новленные во время изысканий и привязанные к пикетажу трассы, а также реперы с отметками, увязанными с продольным профилем дороги. Для труб, а также мостов и путепроводов длиной до 50 м достаточно иметь один репер и два створных знака, для мостов дли­ной от 50 до 300 м требуется на каждом берегу по одному реперу и по два створных знака на каждом берегу, для мостов большей длины — по два репера и не менее двух капитальных знаков на каждом берегу. Отметки реперов должны быть увязаны. Ошибка в нивелировании не должна превышать г±10 мм независимо от разме­ров сооружения. Точность измерения расстояний между опорами зависит от длины сооружения и типа пролетов.

При измерении линий мерными лентами и рулетками учитыва­ют поправки к длине линии за наклон и поправки на температуру. Разбивку оси трубы на местности выполняют, используя пункты геодезической основы. С помощью теодолита восстанавли­вают ось трассы, и стальной лентой измеряют дважды расстояние от ближайшего пикета до продольной оси трубы. В полученной точ­ке закладывают деревянный столб на уровне с землей и в него за­бивают по оси трассы гвоздь, фиксирующий центр осп трубы. Над, ним устанавливают теодолит и под заданным проектом углом на­мечают продольную ось трубы. Ее закрепляют с каждой стороны двумя столбами, устанавливаемыми не ближе 3 м от грани котло­вана. От продольной оси трубы разбивают очертание котлована под тело трубы и оголовков и в характерных точках забивают колья. Определяют их отметки и вычисляют соответствующие глубины котлована. По ходу строительства трубы проверяют положение в плане и по высоте фундаментов с учетом строительного подъема, тела трубы, заданного уклона, отметок лотка входного и выходного оголовка выполняют разбивку подводящего и отводящего русел.

Разбивку осей опор моста на суходоле производят приемами, аналогичными указанными для труб. Работы начинают с нанесения на местности продольной оси моста, для чего, используя створные знаки, теодолитом намечают ось, забивая точно по инст­рументу через 20 м ряд колышков. Зная пикетажное значение осей каждой опоры, непосредственным промером от ближайшего пике­тажного столбика устанавливают в натуре положение центров всех опор. Причем промеры выполняют каждый раз от одного и того же исходного пикетного столбика (во избежание накопления ошибок), учитывая поправки на температуру и наклон линий. С этой целью верх кольев нивелируют. Над центрами опор, обозначенных стол­бами с вбитыми гвоздями, устанавливают теодолит и, вращая трубу от оси трассы на указанный в проекте угол и, определяют направ­ление осей опор. Их закрепляют с двух сторон столбами (рис, 21.1,а).

При разбивке осей опор моста на водотоке для промеров расстояний через водоток в летний период вдоль оси пе­рехода устанавливают легкий свайный мостик. На мостике проме­рами расстояний от исходных пунктов до осей опор находят и за­крепляют гвоздями их центры, после чего теодолитом пробивают продольные оси опор и закрепляют их на обносках или шпунтовых ограждениях (см. рис. 21.1, а).

Если мостик нельзя расположить по оси перехода, то его нужно устраивать в стороне, желательно параллельно основной оси, и на нем пробить дублирующую вспомогательную ось А'Б' (рис. 21.1, б).

Зимой разбивку осей опор ведут со льда по вмороженному до­щатому настилу. На крутых склонах устраивают ступенчатые мос­тики и переносят расстояние с одного уровня на второй с помощью отвеса.

В тех случаях, когда непосредственные промеры затруднены, вы­полняют разбивку осей опор методом триангуляции, по которому центры опор находят угловыми засечками (рис. 21.2). Для этого на берегу выбирают место с уклонами, не превы­шающими 1 %, и разбивают базисы АБ и БВ. Длину базиса обычно принимают не менее половины длины измеряемого расстояния. Уг­лы в треугольниках триангуляционной сети должны быть в преде­лах 30—120°, а угол пересечения направления засечки с осью мо­ста—в пределах 30—150°.

Для закрепления осей опор в русле реки используют сваи, мост­ки, плоты, понтоны или буйки, позже шпунтовые ограждения и т. п.

Выполняя геодезические, и разбивочные работы в процессе строительства, котлованы под фундаменты опор разбивают по проекту, но с запасом, необходимым для уст­ройства креплений котлована, устройства опалубки и т. п. При со­оружении фундаментов в открытых котлованах на местности, не по­крытой водой, размеры шпунтовых ограждений и отдельных элемен­тов фундаментов опор фиксируют за пределами котлована и закрепляют кольями или на обноске (обноска состоит из сваек диа­метром 14—16 см, забитых через 1,5—2 м по периметру котлована на расстоянии 2 м от его бровок; к сваям прибивают доски, верх­ние кромки досок располагают по уровню). Оси опор и все размеры граней фундамента, ряды свай размечают на обноске гвоздями или пропилами. По гвоздям натягивают шнуры или стальную проволоку в двух направлениях. На пересечении их получают центры свай, уг­лы фундаментов. Точки пересечения с помощью отвеса переносят на дно котлована и фиксируют кольями и по ним размечают, на­пример, контуры фундамента (рис. 21.3).

Разбивку котлована, свайного основания или шпунтового ограж­дения оформляют актом, к которому прилагают схемы закреплен­ных знаков, а также данные о привязке к главным осям сооруже­ния и к реперам. Отметки дна котлована, голов свай, обреза фун­дамента определяют нивелировкой от ближайшего репера.

Когда фундамент забетонирован, то в качестве рабочего ре­пера может служить тщательно занивелированная точка на об­резе фундамента. Ее отмечают масляной краской. В дальнейшем высотное положение элементов опоры определяют замерами от этой точки с помощью рулетки. Кроме того, на обрезе фундамента вто­рично разбивают оси опоры и намечают контур над фундаментной части. В процессе возведения опоры ее геометрические формы про­веряют переносом осей и граней по отвесу на обрез фундамента или визированием теодолитом из точек, закрепляющих оси опоры. Да­лее продольную ось опоры и ось моста выносят на ригель опоры по теодолиту, который устанавливают в створе соответствующих зна­ков. На ригеле размечают краской оси балок, центры подферменных площадок, их отметки.

С целью контроля за погружением опускных колодцев, кессонов, оболочек большого диаметра на их боковых гранях наносят крас­кой вертикальные линии и горизонтальные разметки.

Наблюдая в теодолит за положением вертикальных осевых ли­ний, определяют смещение в плане и наклоны в двух вертикальных плоскостях. По горизонтальным разметкам регистрируют глубину погружения и определяют отметки заложения подошвы фунда­мента.

Фактическое положение в плане, в двух вертикальных плоско­стях и по отметкам фиксируют в рапортичках сменного мастера.

При монтаже сборных конструкций опор доставляемые на строи­тельную площадку блоки обмеряют, проверяют соответствие их гео­метрических размеров проекту, положение закладных и строповочных частей и монтажных отверстий. С целью облегчения контроля.при монтаже, за правильностью установки на элементы монтируемых конструкций заранее наносят несмываемой краской оси, поло­жения центров тяжести, маркировку в соответствии со схемой мон­тажа. На сопрягаемые элементы обычно наносят риски, которые.должны совпадать при сборке. Помимо визуального контроля по установочным рискам, правильность проектного положения эле­ментов опор как в плане, так и по вертикальным плоскостям контролируют двумя теодолитами, которые устанавливают на продоль­ной и поперечной осях опоры или на линиях, параллельных этим осям и совпадающих с гранями опор. Вращая трубу в вертикаль­ной плоскости, проверяют соответственно совпадение осей или их граней.

Положение осей балок пролетных строений или мостовых ферм закрепляют на продольных осях опор. Контролируют правильность установки элементов пролетного строения по установочным рискам и непосредственными промерами, а при навесном монтаже, продоль­ной надвшивке готовых пролетных строений — теодолитами и ниве­лирами.

По окончании строительства моста проверяют соответствие его размеров проекту. Измеряют ширину проезжей части, длину моста„ отметки характерных точек на опорах, отметки по оси проезжей ча­сти, в узлах ферм, размеры сечений элементов опор, пролетных строений и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.