КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовиться к зачету по учебной дисциплине
План характеристики федерального округа 1. Состав ФО. 2. Физико- и экономико-географическое положение ФО. · положение по отношении к другим федеральным округам; · положение по отношению к хозяйственным центрам; · положение по отношению к транспортным путям; · положение по отношению к главным грузопотокам; · положение по отношению к внешним рынкам. 3. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рыбные, рекреационные) ФО. 4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения. 5. Население и трудовые ресурсы ФО: · естественное и механическое движение населения; · национальный состав; · рынок труда, занятость населения. 6. Хозяйство ФО: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы). 7. Транспортная сеть ФО. 8. Проблемы и перспективы развития ФО.
Тема: Центральный ФО. Студент должен знать: Состав и особенности экономико-географического положения ЦФО. Историю хозяйственного освоения Центра. Качество жизни населения региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Научно-исследовательские и учебные центры. Роль Москвы как многофункционального города-милионника и Московской агломерации. Студент должен уметь: Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Выявлять особенности территориальной организации хозяйства. Определять основные направления развития ЦФО. Содержание: Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение отраслей хозяйственного комплекса. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития Центрального ФО.
Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: - Москва – промышленный комплекс.. - Территориальная структура хозяйства ЦФО. Домашнее задание 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.3.
2. Подготовка к семинару: « Регион - объект хозяйственной деятельности (На примере «Приволжского и Уральского ФО)». План семинара: 1. Региональный социально- экономический комплекс 2. Отраслевая и территориальная структура региона. 3. Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса, его особенности. Вопросы семинара 1.Что включает в себя понятие отрасль? Виды отраслей? 2.Охарактенризуйте отраслевую структуру региона? 3.Что означает территориальная структура региона? 4.Инфраструктура региона: роль, функции и виды. 5Под влиянием, каких факторов складывается специализация региона? 6.Как связано разделение труда и специализация региона? 7.Что означает комплексное развитие региона? Тема: Приволжский ФО. Уральский ФО. Студент должен знать: Состав и особенности экономико-географического положения ФО. Этапы освоения Поволжья и Урала. Роль Волги в развитии экономики. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства регионов. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Значение в экономике страны нефте-газовой, металлургической и автомобильной промышленности, АПК. Перспективы развития округов. Студент должен уметь: Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Определять отрасли специализации ФО и факторы их размещения. Давать характеристику промышленного узла по плану и карте на примере Самарского ПУ. Выявлять проблемы округов. Содержание:
Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития ФО. Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: - ВПК Урала. - Этнический состав Приволжского ФО. Домашнее задание 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.4,6. 1 вариант Составить письменный конспект по теме Приволжский ФО. 2 вариант Составить письменный конспект по теме Уральский ФО. Тема: Сибирский ФО. Дальневосточный ФО. Студент должен знать: Состав и особенности экономико-географического положения ФО. Историю хозяйственного освоения территории. Особенности природно-ресурсной базы, ее размеры, распределение по территории. Отрасли рыночной специализации. Особенности формирования территориальной структуры хозяйства и территориально-производственных комплексов. Инфраструктуру региона. Экономические связи. Проблемы охраны окружающей среды. Студент должен уметь: Определять влияние природно-ресурсной базы на формирование и развитие отраслей хозяйства региона. Анализировать проблемы округа: социально-экономические, неравномерности размещения производственного потенциала, охраны окружающей среды. Выявлять основные направления и перспективы развития хозяйства, пути решения стоящих перед регионом проблем. Работать с различными источниками географической информации. Содержание: Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития ФО. Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: - Влияние климата на хозяйственную организацию СФО. - Интеграционные связи ДФО со странам Дальнего Востока. Домашнее задание 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.7,8.. Тема: Южный ФО. Северокавказский ФО.
Студент должен знать: Состав и особенности экономико-географического положения ЮФО. Историю хозяйственного освоения территории. Особенности природно-ресурсной базы, ее размеры, распределение по территории. Трудовые ресурсы региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Роль АПК в хозяйстве Европейского Юга. Особенности формирования территориальной структуры хозяйства. Инфраструктуру региона. Экономические связи. Перспективы развития рекреационного сектора в экономике округа. Проблемы охраны окружающей среды.
Студент должен уметь: Определять влияние географического положения и природных условий на развитие отраслей хозяйства региона. Определять роль и место Европейского Юга в экономике России. Анализировать проблемы округа: социальные, экологические, экономические. Выявлять основные направления и перспективы развития экономики, пути решения стоящих перед регионом проблем. Работать с различными источниками географической информации. Содержание: Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Ростов-на-Дону – промышленно-транспотртный узел. Перспективы развития Южного ФО. Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: - Ростов- на-Дону – столица ЮФО. - Отрасли специализации Северокавказского ФО. - Морские и речные порты ЮФО. - Структура АПК ЮФО. Домашнее задание 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 3. гл.5. Задание для студентов 2 курса по результатам тематической экскурсии «Топливно-энергетические ресурсы Юга России» на выставочном комплексе «Роствертол». Описание предприятия топливно-энергетического комплекса ЮФО. Ход работы: Дайте комплексную экономико-географическую характеристику предприятия ЮФО (по выбору учащегося), используя различные источники информации по типовому плану:
Раздел 4. Внешние экономические связи России и ее регионов.
Тема: Экономика России в системе международного разделения труда. Студент должен знать: Роль и место России в системе международного разделения труда. Формы и методы сотрудничества. Внешнюю торговлю России. Структуру экспорта и импорта. Участие России в международных экономических организациях. Студент должен уметь: Давать характеристику формам внешнеэкономических связей России с зарубежными странами. Анализировать структуру российского экспорта и импорта продукции. Выявлять проблемы и перспективы внешней торговли. Содержание: Внешнеэкономическая деятельность России. Международная торговля. Внешнеторговый баланс. Товарная структура внешней торговли России. Всемирная торговая организация. Научно-техническое сотрудничество. Торговля лицензиями. Лизинг. Банковская система и кредитование. Совместные предприятия. Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: . Россия и ее регионы в международной специализации и кооперировании и производства Домашнее задание 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 4 гл.1.
Тема 4.2: Экономические связи России с зарубежными странами. Студент должен знать: Принципы сотрудничества России с государствами СНГ.Развитие внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья. Экономические связи России со странами дальнего зарубежья: с США, Германией, Великобританией, Францией, Китаем, Японией, Индией. Студент должен уметь: Давать характеристику внешнеэкономическим связям России с европейскими государствами. Определять особенности торгово-экономического сотрудничества России и США.Выявлять перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Содержание: Географическая структура внешней торговли России. Экономическое сотрудничество России со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Задачи внешнеэкономической политики России. Самостоятельная работа студента Выполнение докладов: - Миграция рабочей силы из стран СНГ. - Внешнеэкономические связи региона со странами СНГ. - Торговля услугами с развитыми странами. - Сотрудничество в области подготовки кадров (Германия, Англия, Италия). - Создание современных предприятий с фирмами развитых стран. - Федеральные аспекты внешней политики России. 1. Учебник Т.Г Морозова, Разд. 4. гл.2. I. Составить картосхему внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья. Ход работы: Используя текст учебника, справочную и другую литературу, на контурной карте составьте картосхему внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья: o Обозначьте границы России и важнейших внешнеэкономических партнёров России и подпишите их названия. o Стрелками различного цвета покажите основные экспортируемые (красным цветом) из России и импортируемые (синим цветом) в Россию товары из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.
(Древесина и целлюлозно-бумажные изделия;, машины, оборудование и транспортные средства; минеральные продукты (нефть, газ, уголь); металлы, драгоценные камни и изделия из него; продукция химической промышленности; текстиль и текстильные изделия, обувь; кожевенное сырье, пушнина и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье).
o Сделайте вывод о структуре и географических особенностях внешней торговли России. o Условными знаками обозначьте на карте другие виды экономического сотрудничества России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья. Формы международных экономических отношений.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |