Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое познание: понятие, роль и задачи




Как было отмечено, эмпирический уровень характеризуется спе­цифическим объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявлены в ходе практической деятельности и включены в процесс познания.

Познавательные операции всегда осуществляются в чувственно-предметной форме. На этом уровне познания решаются следующие познавательные задачи:

* сбор фактов об объекте познания. Научный факт — это толь­ко те события, явления, свойства, связи, отношения, кото­рые зафиксированы;

» получение данных на основе наблюдений, измерения, экспе­риментов;

» составление схем, диаграмм для наглядногЬ восприятия наибо­лее важных тенденций в функционировании объекта иссле­дования;

* классификация научных фактов, данных и другой эмпири­ческой информации.

Для эмпирического уровня познания характерно использование следующих методов изучения объектов.

Наблюдение — система фиксации и регистрации свойств и свя­зей изучаемого объекта. Познавательные возможности метода на­блюдения зависят от характера и интенсивности чувственного

восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюде­ния, совершенства измерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю ин­формацию для формирования и фиксации научных фактов.

Функции этого метода: фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаруже­нию, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отноше­ний. Различают три основные сферы для эксперимента: лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производствен­ный и социальный (для экономических, политических наук).

Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решаю­щим) элементом практики, поэтому он выступает как основа фор­мирования гипотез и теории и вместе с тем как критерий истинно­сти теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.

В экономических исследованиях эксперимент может выступать в двух формах:

• прямой эксперимент в виде апробирования группы приемов, методов и т.д. (например, хозяйственная реформа);

• социологические исследования.

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения экс­перимента и его целей.

Измерение как метод является системой фиксации и регистра­ции количественных характеристик измеряемого объекта. Для эко­номических и социальных систем процедуры измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; едини­цами измерения.

Использование метода измерения требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Метод измерения находит свое выражение в математическом вос­произведении количественных и качественных характеристик объекта при эксперименте.

Описание — специфический метод получения эмпирического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, получен­ных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем,

графиков и других обозначений. Благодаря систематизации фак­тов, обобщающих отдельные стороны явлений, изучаемый объект отражается в целом.

Таким образом, классификация данных наблюдения, экспери­мента, измерения, имеющая место в описании, делает факты бази­сом для дальнейших логических операций.

Как метод получения нового знания, описание может осуществ­ляться средствами собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статисти­ческими методами (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графическими методами (графики, диаграммы) и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.