Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мантра и джапа, практика




МАНТРА-ЙОГА

МантраиБрахман. «Священные мантры существуют с незапамятных времен, поэтому описывать их словами, появившимися гораздо позже, – значит создавать заведомо неполную картину. Также не следует для толкования слова Брахман использовать слова, вошедшие в обиход значительно позднее, – наше представление о Нем будет в данном случае ограниченным и неполным». /Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване, 1974-с.207/

 

О радости и садхане. На самом деле не нужно искать особой причины, чтобы испытывать радость. «Сарвадха сарвакалешу сарватхара харичинтанам». Всегда и повсюду и во все времена размышляйте о Хари. Пусть каждое мгновение станет святым днем. Пусть каждое мгновение несет в себе силу мантры (священной формулы). Освящайте землю, по которой вы ходите, Пусть это станет делом жизни. Не теряйте ни единой минуты. Используйте все свое время для того, чтобы весть о славе Божьего имени достигала всех уголков Индии. /СаиТ28-с.29/

Мантры и Веды. «Саи: Веды произошли из дыхания Бога; каждый слог священен. Каждое слово – мантра. Все Веды – это мантры.

Вопрос: Мантра? Что означает «мантра»?

Саи: Мантра – это изложение установленной цели; то есть то, что побуждает и продвигает манану или исследование через ум. Слог «ман» указывает на процесс исследования и слог «тра» означает «способность пересечь, освободить, спасти». Короче говоря, мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается (пребывает) на ней. Когда исполняются обряды и ритуальные жертвоприношения (яги и яджны), человек должен постоянно напоминать себе об их природе и значении. Формулы, которые он должен повторять, чтобы достигнуть этого – мантры. Но сегодня те, кто исполняют эти обряды, или повторяют их механически, позволяют им просто слетать с языка. Они не уделяют внимания значению мантры. Когда мантры произносятся формально, как пустая болтовня, они не приносят плода! Человек может получить полное вознаграждение только тогда, когда он повторяет их со знанием смысла и значения. Каждая Веда имеет много саакх, и общее направление и цель каждой саакхи также должна быть известна ведическому ученому.

Вопрос: Что такое саакхи?

Саи: Саакха означает «ответвление», текст, проистекающий из основной Веды. Дерево имеет ветви, каждая ветвь имеет веточки и листья. Если все это представить вместе, то тогда в воображении возникает дерево. Каждая Веда имеет большое количество главных ветвей и вспомогательных веточек. Не все из них заметны сразу. Лишь немногие были выявлены и изучены. Число саакх, забытых и исчезнувших из практики, составит тысячи и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли; никто не может вспомнить их. Это причина того, почему священные писания заявляют: «Веды бесконечны» (Ананто ваи Ведаа). В результате каждый из великих святых и мудрецов брался за изучение и практиковал только несколько саакх из одной Веды или другой.

Вопрос: Что такое Ригведа?

Саи: Ригведа – это собрание мантр, или гимнов, восхваляющих Бога. Слово Ригведа может применяться по отношению к Богам, которых восхваляют». /Сатья Саи Баба. Лила Кайвалья вах- с.21–23/

 

\ «Всемогущий (Парамешвара) – это Прашнагарбха (Он, который содержит всю ясность и мудрость). Слово прашна имеет такие значения, как чистота, ясность, святость. Так что это слово указывает, что Всемогущий имеет интеллект, лишенный изъянов любого рода. Веда – это конкретизация в словах этой мудрости. Риши (мудрецы), обладающие очищенным сознанием и ясным интеллектом, завоевали милость всепроникающего Брахмана (космической Сущности). Побуждаемые Брахманом и по Его благословению риши обретают способность к визуализации гимнов и священных формул (мантр). Те, кто познали Истину, поклоняясь Всемогущему, тоже осознавали и описывали Брахмана как Прашнагарбху.

Риши, визуализировавшие мантры, не были связаны последствиями цепей кармы (деятельности); они растворяются в Брахмане и появляются из Брахмана, когда цикл творения начинается снова. Поэтому они были провозглашены как аджах (нерождающиеся). Веда называет их этим именем. Сама природа риши – безупречная чистота. Поэтому их тоже называют Прашна. Они прилагали такие отчаянные усилия в попытке обрести милость, что в состоянии сверхсознания (самадхи) Брахман явился им, проявив Себя, и наградил их видением Брахма яджны.

Вопрос: Что такое Брахма яджна? Саи: Брахма яджна – это свадхьяйя, то есть интенсивное изучение и соблюдение Вед. Риши, будучи «нерождающимися» и поэтому наделенные Брахманом правом передавать Истину, сформулировали в соответствии с в и дением, ими заслуженным, яджны или жертвенные обряды, предназначенные для содействия миру и благополучию во всем мире. Веды признают в качестве риши только тех, кто хранит в своем сердце как сокровище понимание мантр, высшей Истины, смысла и значения Брахмана (космической Сущности) и Дхармы (законов социальной гармонии и индивидуальных прав и обязанностей). Ритуальные жертвоприношения, принятые и разрешенные такими риши, называются яджнами». /Лила Кайвалья вах-30–32/

 

\ «Вопрос: Существует ли мантра и джапа (практика повторения мантры или имени Господа), дающая состояние шанти, невозмутимости и умиротворения, о котором ты только что говорил? Если их несколько, какая самая важная? Саи: Мантра и джапа важны для всех. Что такое мантраМа»означает ум, (манас), «тра» означает спасение, таким образом, мантра значит «то, что спасает вас, если вы медитируете на это». Мантра может спасти тебя от сетей мирской жизни, которая полна смерти, горя и боли. Из всех мантр Пранава (мантра «ОМ») самая высшая и самая лучшая. Она является истинным началом и венцом всех мантр.

Вопрос: Предположим, каждый человек повторяет имя Иштадеваты (избранного Божества) в соответствии со своим собственным сознанием? Я думаю, что это правильно, или нет? Саи: Ты считаешь, что как бы глуп и необразован человек ни был, он не может не взывать к Богу. Если имя воспевается с «ОМ», оно непременно приносит пользу. Точно так же как вода океана поднимается в небо при помощи солнечных лучей и после, выпадая дождем, образует ручьи и реки и стремится к океану, чтобы снова однажды стать водой океана, так и все звуки, и мантры, которые раньше были только Пранавой, достигают Пранавы путем джапы и других ритуалов. Они все погружаются в Пранаву, свой источник». /Сатья Саи Баба. Прашнотхара вахини-с.41/

 

Мантра и биджа-мантры. «Вопрос: Некоторые в древности говорили, что чем больше в мантре биджа-акшар (семян букв), тем она эффективней. Следует ли предпочитать такие мантры другим, в которых содержится мало биджа-акшар? Саи: Я не согласен с точкой зрения, что с уменьшением количества биджа-акшар уменьшается вероятность достижения сосредоточения в дхьяне, медитации. Больше пользы садхаки (стремящиеся к духовному развитию) могли бы получить, если бы повторяли панчакшари или аштакшари, добавляя Пранаву вначале. Когда они прошли некоторое расстояние таким образом, они могут отказаться даже от слов и сконцентрироваться на форме, описанной с помощью звука, и трансформировать мантру в самого Девату (Божество). Поэтому Шрути(«Услышанное» – Веды) говорят: «Нисшабдо Брахма учьяте» – (Брахма – это молчание, отсутствие звука).

Вопрос: Как мы должны создавать отсутствие звука? Как оно может быть Брахманом? Саи: В Шрути (Ведах) сказано, что этот объективный мир, пракрити, есть майя. Тот, кто держит майю под контролем, есть Ишвара. (Господь). Таким образом, попытайся взять под контроль все творение, и сам станешь Ишварой. Сразу после того, как это свершится, объективный мир превратится для тебя в ничто, и на этой стадии ты достигнешь Брахмана. Пока ты на это не обращаешь внимания, ты не можешь достичь Брахмана, это несомненно. Так же, как змея сбрасывает старую кожу и облачается в новую, садхака сбрасывает старую кожу и надевает кожу Божества, проявленного в мантре, на которую садхака медитирует.

Вопрос: Прости меня, Свами! Я не могу понять этого. Объясни это на примерах. Саи: Ты ведь видел яйцо, не так ли? Когда птица некоторое время высиживает яйцо, птенец развивается внутри до нужных размеров и потом проклевывает скорлупу, выходит и принимает реальную форму. Так же, когда садхака благодаря очищенному сознанию пребывает в мантре и непрерывно обдумывает ее значение в своем уме, его в и дение растет, скорлупа аджняны (невежества) разрушается, и он начинает излучать сияние Божественности, которое сформировал в своем сознании». /Сатья Саи Баба. Прашнотхара вахини-с.41–42/

 

Вера в Бога, врача, гуру, мантру и исцеление. «Вера в то, что Бог пребывает в сердце человека, вера в Его постоянное присутствие и руководство дарует смелость, наделяет доблестью и приводит к просветлению. В Шастрах говорится, что нужно иметь веру во врача, чтобы вылечиться от болезни, веру в мантру (священную формулу), в которую посвящает гуру (духовный учитель), чтобы садхана была успешной, веру в святость известных храмов, чтобы паломничество к ним принесло духовную пользу, веру в предсказания астрологов, чтобы не беспокоить зря их и себя, веру в гуру, чтобы неуклонно следовать по пути, ведущему к самопознанию. Вера в гуру должна наделять вас верой в Атму (высшее «Я»), в противном случае гуру является препятствием». /Сатья Саи говорит, т.7-с.106/

 

\ «Если имя Господа произносится с искренней радостью, оно оказывает большое влияние на ум человека. Имя Господа, подобно Луне, воздействует на волны внутреннего океана человека, потому что Бог, пребывающий внутри, откликается на зов Бога, находящегося снаружи! Но наука, имеющая дело с объективным миром, с вещами и событиями, которые можно измерить, взвесить и посчитать, завела человека, ищущего Божественного блаженства, в бесплодную пустыню!

Чандрамоули Шастри рассказывал вам о мантрах. Если повторять мантры с верой и хорошо понимать их смысл, они помогают обрести мистический опыт. Мантра позволяет вам находиться вблизи Бога, который притягивается силой мантрической формулы, заряжаемой энергией вашего ума.

Что такое мантра? «Ман» – это манана (длительное размышление над скрытым смыслом), а «тра» – трана (спасение, избавление от печали и страданий). При каких условиях ум может сообщить мантре необходимый энергетический потенциал? Первым и главным условием является его способность концентрироваться на чем-нибудь одном. Ум – плохой инструмент, потому что он туп. Ум направлен на слишком большое количество объектов. Когда вы пытаетесь сосредоточить его на Боге, он сразу начинает вспоминать о кинотеатрах, базарах, карточном клубе и т.д. Он редко думает о величии Бога, и, когда вы пытаетесь сосредоточиться на Господе, ум начинает вести себя так, как будто вы обрекаете его на адские муки!

При сосредоточении на Боге очень важную роль играет вера. Она появляется не сразу и, как правило, в результате общения с благочестивыми людьми, чтения житий святых и собственного духовного опыта. Намасанкиртан (воспевание имен Бога) очень быстро развивает такую веру. В начале нужно принуждать себя к подобной практике, но позднее у вас появится склонность к этому занятию, и оно начнет доставлять вам радость. Мы говорим «лотос сердца», почему? Потому что лотос растет в воде и цветет на солнце. Подобным же образом сердце питается бхакти (преданностью) и начинает цвести после того, как достигнет джнаны (духовной мудрости).

Большинство имен Бога содержит два слога (Рама, Кришна, Хара, Хари, Датта, Шакти, Кали и т.д.) Первый слог символизирует Агни (принцип огня), который сжигает накопленные недостатки или грехи, а второй представляет укрепляющий и восстанавливающий принцип Амриты (Божественного нектара). Важны оба эти процесса». /Сатья Саи говорит, т.7-152–153/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.