Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гаятри-мантра




\ «Функции нашего тела поддерживает Атмическое сознание. Оно проявляет себя в человеке как звук «Со-хам». Со-хам значит «Я есть Бог»; «Со» – это «Тат» – Бог, а «х ам» – это Я. «Со-хам» – одно из названий мантры «Хамса Гаятри».

Хамса (лебедь, умеющий отделять молоко от воды) означает способность к различению, вивеке, которая позволяет человеку обрести веру в то, что он отличен от тела. Слово Гаятри означает господство над чувствами. Второе имя Гаятри – Савитри. Савитриозначает господство над жизнью. Третье имя Гаятри –Сарасвати, оно означает господство над речью. В Гаятри-мантре говорится о трех сферах: Бхур, Бхувах, Сваха. Бхур означает тело, Бхувах – жизнь, а Сваха – это Праджня, или Постоянное Всеобъемлющее Сознание. Они соответственно символизируют материализацию, вибрацию и излучение. Три мира: Бхурлока, Бхуварлока и Сварлока заключены в самом человеке. Человек является воплощением этих трех миров, а также – трех ипостасей времени. Человек – воплощение космического Божественного начала». /Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване, 1993-с.12/

 

\ «Все видимое сияет как Гаятри, потому что вак – это Гаятри, и все объекты, или бхута, – это вак, они обозначаются с помощью вак и относятся к вак. Вак – это речь или звук. Именно вак описывает их, именно вак провозглашает их, именно Вак обозначает их. Все объекты составляют Мир, или Притхви. Ничто не может выйти за эти пределы. Этот мир – это тело человека, он не может выпрыгнуть из своего тела. Существует прана, которая поддерживает его. Дыхание, или прана, находится внутри Хридайя, или Божественного «сердца». И прана не может выйти наружу, за пределы Хридайи». /Сатья Саи Баба. Дхарма вахини-с.48/

\ «Гаятри имеет четыре ноги и шесть категорий. Категории эти следующие: вак, бхута, притхви, шарирам, прана и Хридайя – речь-звук, объекты, мир, телесность, космическая энергия – дыхание, духовное сердце. Пуруша, который превозносится этой Гаятри, несомненно является возвышенным, священным, прославленным. Вся эта объективная множественность, как было сказано, – всего лишь часть Его тела. Количество и свойства, размеры и значение объектов, или бхута, находятся за пределами понимания. Однако все это составляет лишь одну четверть Его величия. Остальные три четверти – Его сияющая бессмертная форма. Невозможно понять тайну этой наполненной величием формы. Этот Пуруша, о котором говорит Гаятри, на самом деле может рассматриваться как Брахман. Он является Акашей, лежащим за пределами человеческого понимания; Его называют «Bahir dhapurushaakaasah». Это признак «стадии бодрствования», этот Пуруша является акашей внутри личности человека. Он является «Antah purushaakaasah». Это признак «стадии сновидений». Он является акашей внутри Хридайи (духовного сердца) человека. Он наполняет его и осуществляет его, это «стадия глубокого сна». Тот, кто знает эту истину, достигает полноты и Брахмана. Иными словами, тот, кто знает три авастха (состояния) – бодрствования, сновидений и глубокого сна (джагат, свапна и сушупти) – сам является Брахманом. Насколько нелепо то, что человек как Пуруша, носящий имя этой Атмасварупы (воплощения Атмы), должен становиться вместилищем эгоизма и всякой нечистоты, занятый нечестивыми делами несправедливости! Какое бедствие! По крайней мере, даже сегодня, понимая, что он является Пурушей, человек должен стараться следовать по пути, который принесет ему хотя бы мельчайшую частичку этой славы». /Сатья Саи Баба. Дхарма вахини-с.48/

\ «У человека три состояния: бодрствование, стадия сновидений и стадия глубокого сна. Все три состояния присущи каждому индивидууму. Три силы, управляющие этими состояниями – это Вишва, Тайджаса и Праджня. Гаятри-мантра относится к этим трем силам (Бхур Бхувах Суваха). Мы обычно считаем, что Бхулока – это мир, в котором мы живем, Бхуварлока – это Сварга, или небесный мир, а Суварлока – высший мир. Это неправильно. Все три мира находятся в нашем сердце, и нигде больше. Внешний мир, что мы видим – это мир материальный, состоящий из инертной материи. Вы можете спросить, как можно назвать инертным то, что исполнено движения. Мир, который вы видите – это Бху, а сила, вызывающая движение – это Бхуваха, или прана шакти (жизненная сила), которую иначе можно назвать вибрацией. Именно сила вибрации активизирует все части и органы тела. Эта сила подобна той, что придает упругость шине, когда ее накачивают воздухом. Прана, (жизненная сила) – это Бхувах. Благодаря Праджняне,находящейся внутри, жизненная сила способна вызывать вибрацию и активизировать все части тела. Источник ПраджныСуваха (излучение). Теперь ясно, Бхур Бхувах Суваха соответствуют силам излучения, вибрации и материализации. Именно потому, что в человеке действуют эти три мощные силы, рождение в человеческом теле считается бесценным даром. Но этот дар загублен людьми, целиком погруженными в мимолетные чувственные удовольствия. Цена человечности полностью забыта. Человеческие качества нельзя получить, слушая учителей или читая книги. Они рождаются вместе с вами. Они присущи каждому. Но сегодня люди не могут это понять». /Сатья Саи говорит, т.25-с.128–129/

 

\ «В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души. Следующая строка (Тат Савитур вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого все родилось, мы поклоняемся Тебе. Третья строка (Бхарго Девасья дхимахи) значит: Мы медитируем на Твою Божественную реальность, которая есть Свет. И последняя строка (Дхийо йонах прачодайят) значит: Пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества. Гаятри-мантра пронизывает все. В ней присутствуют три Божества: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Первая Богиня – повелительница чувств. Вторая – наставница в Истине, Сатье, и третья – госпожа речи. В Гаятри-мантре воплощено триединство чувств, ума и речи. Гаятрипрославляют как Чандасам матхах (Мать Вед; чандас – стихотворный размер ведических гимнов). У Гаятрипять ликов и в ней сосредоточены все Божества (Сарва Девата сварупам). В Гаятри-мантре заключены и стотра (хвала лучезарному Богу), и дхьяна (медитация) и прартхана (молитва). В каком случае ваша молитва будет действенной? Только когда ум спокоен и обращен к Богу. Основа этого – медитация, молитва и опыт. Необходима гармония мысли, слова и дела. Этому великому уроку учит Гаятри». /Сатья Саи говорит, т.25-с.130–131/

 

Духовное сознание и сила Гаятри-мантры. «В Индии с незапамятных времен духовное сознание развивалось с помощью священной Гаятри-мантры. Мантра «Ом Бхур Бхувах Суваха» отражает три основных Божественных принципа, присущих каждому. Бхур означает материю, Бхувах – это прана шакти (принцип вибрации), Суваха – это Праджня шакти (осознание, или излучающее Свет знание). Эти три составляющие силы – излучение, вибрация и материальная энергия – активизируют человеческое существо. Но человек не способен осознать этот факт.

В мифологии Бхараты мудрец Нарада известен как Трилока-санчари (постоянно путешествующий по трем мирам). Нарада символизирует жизненный принцип. Три мира – это Бхур, Бхувах, Суваха, означающие материальную энергию, жизненную силу и скрытую Атма шакти (духовную энергию)». /Сатья Саи говорит, т.26-с.32/

 

\ «Посвящение в Гаятри необходимо в раннем возрасте. Гаятри известна как Панчамукхи – имеющая пять лиц. Что же это за лица? Ом – это первое лицо, Бхур Бхувах Суваха – второе, Тат Савитур вареньям – третье, Бхарго Девасья дхимахи – четвертое, Дхийо йо нах прачодайят – пятое. Гаятри-мантра состоит из трех частей: восхваление, медитация и молитва. Вначале Божественность восхваляется как основа трех планов бытия (Бхур, Бхувах, Суваха), затем на нее с благоговением медитируют (Тат Савитур вареньям) и, наконец, к Божественности обращаются с молитвой рассеять тьму, пробудить и укрепить интеллект (Дхийо йо нах прачодайят). Повторение Гаятри-мантры очищает ум, дарует преданность, беспристрастность и мудрость. Молодые люди обязательно должны повторять Гаятри-мантру. Сегодня их знакомят с Гаятри-мантрой, когда они уже почти взрослые. После посвящения в Гаятри-мантру интеллект начинает развиваться и блистать во всем своем великолепии. Поэтому важно совершать упанаянам, обряд посвящения в мантру в восемь лет. Тот, кто посвящен в Гаятри-мантру в раннем возрасте, станет очень разумным. Его жизнь будет освящена повторением этой мантры». /Сатья Саи говорит, т.33-с.52/

 

Освятите свою жизнь повторением Гаятри-мантры. «Дорогие юноши! Это самый благоприятный момент в вашей жизни. Человеческую жизнь можно сравнить с четырехэтажным зданием. Четыре этажа соответствуют четырем этапам человеческой жизни – брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса (целомудренный ученик, глава семьи, отошедший от дел и живущий в созерцании, отрешенный). Сегодня вы закладываете фундамент дворца своей жизни. Если вы сделаете фундамент прочным и крепким, безопасность и надежность вашего дворца обеспечена.

У человека четыре рождения. Первое рождение происходит, когда его рожает мать. Вторую жизнь он получает при посвящении в Гаятри-мантру. Третье рождение связано с изучением Вед. Осознав принцип Брахмана, человек становится брахманом. Это его четвертое рождение. Человек становится брахманом не из-за своего происхождения, а через осознание природы Брахмана. Для этого очень важно повторять Гаятри-мантру.

Человек – это воплощение всех Богов. На самом деле, грубая часть потребляемой человеком пищи соотносится с принципом Брахмы. Поэтому сказано: «Аннам Брахма, Расо Вишну» (Еда – это Брахма, а сущность ее – Вишну). Тонкая часть пищи соответствует принципу Вишну. Тончайшая часть символизирует принцип Ишвары. Грубая часть пищи придает силы телу, тонкая часть – уму, а тончайшая часть очищает речь. Таким образом, пища играет важную роль в укреплении и очищении тела, ума и речи.

Гаятри – это Мать Вед. Гаятри – это Сарвадеватасварупини и Сарвамантрасварупини, воплощение всех Богов и всех мантр. Сказано: «Гаятри чандасам мата», Гаятри Мать всех Вед (то есть святых текстов, написанных просодией чандас). Если вы повторяете Гаятри-мантру, вам не нужно читать какие-то другие мантры. У Гаятри три имени: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаянтам траяте ити Гаятри (Гаятри защищает того, кто повторяет ее). Гаятри – хозяйка чувств. Савитри – главное Божество жизненного принципа. Когда Гаятри защищает жизненную силу, это – ее ипостась Савитри. Возможно, вы слышали историю Савитри из Махабхараты, непорочной и чистой женщины. Силой молитвы она оживила своего мужа Сатьявана. Савитри защищает тех, кто идет путем Истины и Праведности, Сатьи и Дхармы. В этом заключено глубокое значение. Сарасвати – это главное Божество речи. Чтобы очистить свою жизнь, человек должен заслужить милость Гаятри, Савитри и Сарасвати.

Прежде всего, человек должен очистить свою речь. Только так его жизнь станет безопасной и спокойной. Если вы поскользнетесь и упадете, телесное повреждение можно вылечить. Но рана, нанесенная словом, неизлечима. Она сделает вашу жизнь полной печали. Поэтому следует следить за своей речью. Болтливость всегда чревата ложью, она непривлекательна. Поэтому древние святые и пророки сохраняли молчание. Поддержать истину и достичь славы можно только сдержанностью в речи. Умеренность в разговоре принесет счастье. Болтовня чревата серьезными последствиями.

Гаятри, Савитри и Сарасвати сокрыты в каждом. Бхур, Бхувах и Суваха в Гаятри-мантре соответствуют трем планам – телу (Бхур), или материализации, жизненной силе (Бхувах), или вибрации, и высшей Душе (Суваха), или излучению. Бхур одначает Бхулока, земля, которая представляет собой только сочетание веществ. Это относится и к человеческому телу, которое также является сочетанием веществ. Бхувах относится к жизненной силе, которая заставляет тело вибрировать. Суваха – это Праджняна шакти, поддерживающая жизненную силу. Праджняна шакти известна как вечная, всеобъемлющая осознанность. Ее также называют излучением. Все три составляющие – материализация, вибрация и излучение – пребывают в человеке. Я часто повторяю, что вы не одно, а три: то, с чем вы себя отождествляете – физическое тело; то, что другие думают о вас – ментальное тело и то, чем вы являетесь на самом деле – Атма.

Сердце должно быть чистым и полным сочувствия. Человеческая жизнь – это сочетание тела, ума и Атмы. Тело – это основа для достижения мудрости. Поэтому его нужно правильно использовать. Человек должен очистить тело и ум, совершая священные действия. Принцип Атмы всегда чист и незапятнан. Человеческая жизнь священна. Джантунам наранжанма дурлабхам (труднее всего родиться человеком). Шарирамадьям кхалу дхарма садханам (человеческое тело – самое главное средство исполнения дхармы, праведности). Оцените потенциал человеческого тела. На самом деле, человеческое тело – это основа для достижения цели жизни.

Стремитесь к искуплению грехов, повторяя Божественное имя и совершая священные поступки. Чтобы обрести общечеловеческие ценности – Сатью, Дхарму, Шанти, Прему, Ахимсу – не нужно предпринимать особых усилий. Вы обладаете ими с самого рождения. Однако, не применяя их в жизни, вы забыли о них. Вместо того чтобы выступать с сотнями речей, следует использовать хотя бы малую долю того, что вы узнали». /Сатья Саи говорит, т.33-с.45–48/

 

\ «В чем цель таинства упанаяны (посвящения, инициации мантры)? В какую мантру вы посвящаетесь в этот день? Почему только этой мантре вас должны научить? Почему другим мистическим формулам не уделяется столько же внимания? Поразмыслите над этим, и вы найдете, что Гаятри – это монарх среди мантр. Вы также обнаружите, что ритуалы засияют новым смыслом, ограничения наполнятся значением, дела и поступки людей древности станут осмысленными для вас. Если вы не пытаетесь понять значение всего этого, вы будете толковать их как вам заблагорассудится и прибегать к уловкам и хитростям, чтобы избежать обязанностей жизни. Вы будете пойманы в сети несправедливости и отрицания, адхармы и аньяйи.

Итак, в чем же состоит истинное значение слова «Гаятри»? Пытается ли кто-нибудь узнать это сегодня? Считается, что это слово означает либо Богиню, любо некую формулу. Гаятри (Gayathri) – это то, что защищает (Thra) Гая (индивидуальные души, дживы), или праны (пять жизненных энергий: прана, апана, самана, удана, вьяна) или индрии (пять джнянендрий, органов познания: ухо, кожа, глаз, язык, нос, плюс пять кармендрий, органов действия: органы речи, руки, ноги, гениталии и органы выделения), начинающиеся с вак. Кроме этого, говорится: «Gaayaantham thraayathe yasmaad Gayathri, thena thathyathe». Другими словами, то, что спасает тех, кто поет это, повторяет это и медитирует на это, называется Гаятри. Именно эта священная мантра превратила раджариши, царственного мудреца, каким являлся Вишвамитра, в брахмариши, (великого Божественного мудреца, одного из семи великих риши). Ведамата, «Блаженная Мать Вед», наделяет всевозможными дарами тех, кто поклоняется Ей. Эта Богиня описывается в величественных образах в Брахманах и Дхармасутрах. Если вы их ясно понимаете, вы сможете осознать это без посторонней помощи». /Сатья Саи Баба. Дхарма вахини-с.53–54/

\ Гаятри – это воплощение материнского принципа. Следует повторять Гаятри-мантру ежедневно: утром, днем и вечером. Это называется прата сандхья, мадхьяна сандхья и сайям сандхья (утренний, дневной и вечерний ритуалы). Если повернуться спиной к солнцу, тень будет впереди. Она останется позади, только если встать лицом к солнцу. Подобно этому, вы окажетесь во власти майи, иллюзии, похожей на тень. Ее можно победить, только обратившись к Богу. /Сатья Саи говорит, т.33-с.49–50/

 

\ «Если вы от всего сердца повторяете Гаятри-мантру, вы никогда не столкнетесь с трудностями и преградами на жизненном пути. Постоянно повторяйте Божественное имя». /Сатья Саи говорит, т.33-с.54/

 

\ «Недостаточно повторять Гаятри-мантру три раза – утром, днем и вечером. Нужно повторять ее постоянно. Разве надо выделять определенное время для повторения имени Того, кто вечен? «Сарвада сарвакалешу сарватра Харичинтанам» –(Лелейте в уме имя Бога всегда и везде, в любых обстоятельствах)». /Сатья Саи говорит, т.33-с.56/

 

\ «Читайте Гаятри так часто, как только можете. Даже если вы поете ее, моясь в ванне, ваше мытье будет освящено. Повторяйте ее и перед едой. Пища станет подношением Богу. Пусть ваша преданность Богу исходит из самой глубины сердца». / Сатья Саи говорит, т.28-с.243/

 

Гаятри-мантраи Винаяка-Ганапати-Гаятри. «В Ригведе, в Нараянопанишаде и в Тайтирийопанишаде есть места, посвященные Винаяке. Он запечатлен также в Гаятри-мантре, посвященной специально ему: «Татпурушайя видмахе, вакратундайя дхимахи, танно данти прачодайят». В этой мантре прославляется Божественность Винаяки. Следовательно, Ганапати означает всепроникающую Божественную силу». /Сатья Саи говорит, т.28-с.245/

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.