Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местоимение. Местоимение — это часть речи, которая не называет лицо, предмет, качество или количество, а только указывает на них




Местоимение — это часть речи, которая не называет лицо, предмет, качество или количество, а только указывает на них.

По роли в предложении и грамматическим признакам

среди местоимений можно выделить:

Таблица 29

местоимения-существительные местоимения- прилагательные местоимения-числительные
отвечают на вопрос кто? что? и в предложении заменяют существительные: я, никто, некто, кое-что, себя и т.д.; отвечают на вопросы ка­кой? чей? и заменяют в предложении прилагательные: наш, какой-то, другой, свой и т.д.; отвечают на вопрос сколь­ко? и по роли в предложении подобны числительным: сколько, столько, несколько, нисколько.  

Нет единой системы склонения.

1. Большая их часть изменяется только по падежам: никто, никого, никому, кого-либо, кем-либо, кому-либо.

2. Личные местоимения, кроме того, изменяются по лиц. и ч., а в 3-м л. ед. ч. ещё и по родам: он, она, оно.

3. Формы косвенных падежей личных местоимений образуют­ся от другой основы, а не от начальной формы: я— меня, мне, мною; ты — тебя, тобою; он — его, им, ему; они — ими, их.

4. Местоимение себя не имеет формы И. п.: любить себя, купить себе, видеть в зеркале себя, гордиться собой, говорить о себе.

5. Местоимения некто и не­что склоняются так:

И некто нечто
Р. некого нечего
Д. некому нечему
В. некого нечто
Т. некем нечем
П. не о ком не о чем

6. его, её, их выступают в предложении в роли дополнения: Если эти местоимения отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи?, они счи­таются притяжательными, связанными по происхождению с лич­ными {её дети, их встречи

Как и прилагательные, изменяются по числам, родам и паде­жам, причём окончания в основном совпадают с окончаниями ка­чественных и относительных прилагательных: мой большой дом, в каждом новом письме, какие-то синие карандаши. В предложе­нии чаще всего выступают в роли согласованного определения, реже — в качестве именной части составного именного сказуемо­го: Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки? — в этом предложении местоимения выступают в роли определения. Не то теперь время, не тот теперь стал зритель — указательные местоимения являются частью составного именного сказуемого.   Подобно числительным, изменяются только по падежам, при­чём окончания в косвенных падежах совпадают в основном с окон­чаниями качественных прилагательных во множественном числе: на скольких небольших станциях, с несколь кими хорош ими друзья­ми, для скольких-то новых библиотек. Вместе с последующим словом выступают в предложении как единый член предложения, при этом могут выполнять любую син­таксическую роль: 1.подлежащего: Несколько часов пролетели как одна минута; 2.входить в состав составного именного сказуемого: Машина оказалась с несколькими серьёзными дефектами; 3.несогласованного определения: Мы приобрели машину со столькими дефектами, что теперь не знаем, как от неё избавиться; 4.дополнения: Напиши хоть несколько строк; 5.обстоятельства места, времени, меры и степени: Дом построили в нескольких метрах от шоссе; На сколько дней он уехал? Цены возросли в несколько раз.  

Классификация местоимений по значению

Личные: 1-е лицо- я, мы;2-е лицо- ты, вы;3-е лицо- он, она, оно, они

Возвратное: себя

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их, свой

Указательные: этот, тот, такой, таков, столько

Вопросительные (упо­требляются для вопроса): кто? что? какой? который? чей? сколько?

Относительные (упо­требляются для связи частей сложноподчинён­ных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько

Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то, какой-либо, сколько-нибудь

Правописание местоимений

1. Неопределённые местоимения пишутся с частицами – то, -либо, -нибудь, кое- через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что. Если после кое - стоит предлог, сочетание пишется в три слова: кое в чём, кое с кем.

2. Отрицательные местоимения имеют приставку не только под ударением, а ни – без ударения: нéкого, нéчем, никогó, ничегó. При наличии предлога не и ни пишутся раздельно: ни у кого, не с чем.

3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное.

Таблица 30

Не кто иной – не что иное никто иной – ничто иное
1)употребляются в предложении, где, как правило, нет другого отрицания, после них стоит как: Это был не кто иной, как наш сто- рож;и придают члену предложения значение именно, только;   2) возможна перестановка слов — не иной кто, как… 1)употребляются в предложении, где обычно уже есть другое отрицание, после них не бывает союза как, но может быть выражение с предлогом кроме: Никто иной, кроме тебя, не выполнит эту работу; выполняют обычно функцию подлежащего или дополнения; 2)перестановка слов невозможна.

Употребление местоимений в речи

1.Местоимения служат средством связи предложений в тексте. Используя местоимения в последующих предложениях, мы заменяем предшествующие существительные, избегая нежелательного повтора слов: Студенты являются передовой частью молодёжи. Они всегда впереди всех начинаний.; Теорема Ферма до сих пор не доказана. Над этой теоремой бились лучшие математические умы мира.; Выпускники, которые активно участвовали в жизни колледжа, будут премированы.

2.Личные местоимения 3-го лица обычно заменяют ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда такая замена служит источником неясности: Сестра поступила в артистическую труппу, она скоро уезжает на гастроли. (неясно кто уезжает – сестра или труппа?). возможные исправления: Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли. Или Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли.

3. Местоимение они не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму ед.ч.: Когда в колледж приходит новое пополнение, они показывают разный уровень подготовки. Здесь необходимо заменить формой ед.ч. оно или синонимичным сочетанием студенты первого курса.

4. Подлежащее-местоимение обычно опускается при формах повелительного наклонения глаголов, это придаёт речи динамичность, ускоряет её темп, вносит разговорный оттенок: вместо Я не согласен! – Не согласен! Не могу! Не желаю! Идите, выполняйте приказание!

5. Форма у ней, от ней, ихнийпридаёт речи разговорный оттенок.

6. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) добав­ляется начальное н, если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, от, по, с и др.), а также после наречных пред­логов, требующих после себя Р. п. (вокруг, впе­реди, возле, мимо, напротив, около, посреди, сзади и др.): ей — к ней; его — для него, около него; им — с ним; их — для них, посреди них. Не добавляется н после наречных предлогов, требующих не родительного, а другого падежа (вопреки ему, согласно ей, напере­кор им, навстречу им), и после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и существительного: со стороны его, в от­ношении их, за исключением её. Без начального н употребляются личные местоимения и после сравнительной степени прилагательных и наречий: лучше его, старше их, выше её. Не добавляется н, если местоимения его, её, их употребляются в притяжательном значении: к их сыну, в её квартире, для его книги.

7. В предложениях с несколькими существительными возвратное местоимение себя следует относить к слову, называющему производителя действия: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. (к коменданту или дворнику?). Комендант велел, но относить должен дворник. Он является производителем основного действия, значит, возвратное местоимение относится к существительному дворник. Но это не всегда убедительно. Так, в предложении: Я застал помощника у себя в кабинете (у меня – у него?) невозможно выделить соотносительную связь. В случаях двузначности необходимо перестраивать предложения следующими способами: Комендант велел, чтобы дворник отнёс вещи жильца к себе. Комендант велел, чтобы дворник отнёс к нему вещи жильца. Я застал помощника в своём кабинете. Я застал помощника в его кабинете.

8. Аналогичное положение может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно тоже может относиться ко всем трём лицам. Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой-свой; твой-свой: Я предаюсь моим мечтам.

9. Из двух форм В. п. местоимения сама – книжный вариант самоё и разговорный саму – в настоящее время шире используется второй: встретим саму хозяйку.

Морфологический разбор местоимения

1. Начальная форма (Им.п. ед.ч., за исключением возвратного местоимения себя)

2. Постоянные признаки:

- разряд по значению – личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, определительные, отрицательные, неопределённые;

- лицо – 1,2,3-е для личных местоимений;

3. Непостоянные признаки:

- число (если изменяется по числам);

- род (если изменяется по родам);

- падеж;

4. Функция в предложении.

Образец разбора местоимения

Ту (сторону) 1.Начальная форма – та

2.Постоянные признаки: указательное,

3. Непостоянные признаки: в В.п., ед.ч., жен.р.

4. В предложении является согласованным определением.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 75, 280.

2.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.55-56, 232-238.

3.Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.20-21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.