Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец анализа




Вдали лес засинел, над Звенигородом; раскинулся по холму сам городок, и древний собор его белеет. Домики серые и красные, под зелеными крышами, среди садов, вблизи монастыря, глядящего золотыми главами из дубов. Старый, маленький город. Красивый издали, беспорядочный, растущий как Бог на душу положит; освященный древнею, благочестивою культурой (Б. Зайцев).

1. ССЦ состоит из трех предложений, объединенных одной микротемой – «описание Звенигорода».

2. В тексте произведения границы этого ССЦ совпадают с границами абзаца.

3. Средствами межфразовой связи служат: а) разноаспектные номинации (повторная номинация) одного предмета - Звенигород, городок, город; б) использование в ССЦ слов, развивающих одну тему, - существительных, обозначающих приметы города: собор, монастырь, домики; в) употребление слов с семантическими компонентами «древний»,

«старый»; г) анафорические местоименные замены (его); д) неполнота предложений (последнее предложение); е) синтаксический план настоящего, использование форм сказуемых, указывающих на одновременность восприятия признаков.

4. Для данного ССЦ характерна параллельная связь.

Период и его построение

Период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь) этоособым образом организованное сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей.

Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основные части, которые называются повышением и понижением. В больших по объему периодах повышение и понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей длительности это члены периода.

Части периода построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видовременные формы глаголов.

В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать.

Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части. Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал.

Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением (см. предыдущий пример).

Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные и т.д.).

Построение сложного предложения в виде периода явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая. Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с. 87-180.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с. 56-69.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 162-330.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Бессоюзное сложное предложение – это такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой без помощи союзов.

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят дополнительные оттенки значений в предложение.

Вопросительное предложение – это такое предложение, которое имеет своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего.

Восклицательное предложение – это эмоционально окрашенное предложение со специальной восклицательной интонацией.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений главных слов.

Дополнение – второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением дейст­вия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака.

Инверсия – намеренный отход от привычного порядка членов предложе­ния осуществляется с целью выделения отдельных слов или ча­стей предложения.

Косвенная речь -воспроизведение только содержания чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения.

Неполное предложение – это такое предложение, которое характеризуется неполнотой грамматической структуры или неполнотой состава, вследствие чего в нём отсутствует один или несколько членов, ясных из контекста или из ситуации и легко восстанавливаемых по смыслу.

Обособление -это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении.

Обращение – это слово или выражение, обозначающее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятель­ствах совершается действие, или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Однородные члены предложения – этосинтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью.

Односоставное предложение – это такое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

Осложнённое предложение – этотакое простое предложение, которое имеет в своём составе обособленные члены предложения или обособленные конструкции.

Период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь) этоособым образом организованное сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей.

Побудительное предложение – этотакое предложение, которое выражает волеизъявление говорящего.

Повествовательное предложение – этотакое предложение, которое заключает в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом.

Подлежащее – главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью.

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.

Прямая речь - дословная передача чужого высказывания.

Пунктуация – раздел языкознания, изучающий знаки препинания и нормативную постановку их в предложении.

Распространенные предложения –это такие предложения, которые имеют в своём составе, кроме грамматической основы, ещё хотя бы один второстепенный член предложения. Синтаксис – раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.

Сказуемое –главный член предложения, отвечающий на вопросы что делает предмет? что сделает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.