Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение об оправдании верою




Вопрос 1. Город Солунь. Основание Фессалоникийской Церкви.

Билет 5.

Город Фессалоники (по славянски - Солунь) - главный город Македонии, основан во времена Александра Македонского, в III в. до Р.Х. Во времена апостола Павла это был богатый торговый город, населенный, кроме греков, евреями и римлянами. Апостол Павел прибыл в Фессалоники ок.53г. во время второго миссионерского путешествия.

Здесь он в течение трех суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем и воскресшем Мессии. Многие приняли благословение, но не уверовавшие иудеи воздвигли гонение на апостола, и он вынужден был удалиться в Коринф. За это короткое время и было положено первоначальное основание Фессалоникийской церкви.

Вопрос 2. Послание к Галатам: Учение об оправдании верою; значение обрядового Моисеева закона; свобода во Христе (гл.3-5).

В противовес апостолу Петру апостол Павел ясно заявляет о бесполезности закона Моисеева: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою Иисуса Христа… ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» (2,16).

Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т.е. грешниками, или, что то же, - «Христос есть служитель греха» (2,17). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виноваты в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками (2,18).

Поэтому, не желая разрушать созданное Христом спасение, апостол, по требованию самого закона, умирает для закона, чтобы жить только верой и только для Христа: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (2,19-20).

Значение обрядового Моисеева закона:

а) Необязательность закона Моисеева в деле спасения (3,1-14)

Доказав галатам авторитет своего апостольства и свое равноправие со всеми прочими апостолами, Павел излагает теперь главный предмет послания: необязательность закона Моисеева в деле спасения.

Доказывает это апостол как из опыта жизни самих галатов, так и на примере оправдания Авраама.

1. Из самой жизни Галатов. Апостол указывает галатам на то, что они получили Святого Духа без участия закона, единственно «через наставление в вере» (3,2). Апостол возмущен священным гневом, что галаты «начав духом, теперь оканчивают плотью» (3,3), т. е. от благодати возвращаются к закону, что и подтверждает их «несмысленность» (3,1), не разумность их поведения.

По этому поводу епископ Феофан замечает: «Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными и, следовательно, христианами только по имени»

Апостол напоминает также галатам, что они уже много потерпели за Христа, и не без пользы (3,4). Изменяя же вере, они делают эти труды и лишения бесполезными.

2. На примере оправдания Авраама. Галаты думали, что подражают отцу своему Аврааму. Но ведь Авраам верой, а не делами закона, еще до обрезания получил оправдание. «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15,6). По обетованию Божию, эта праведность вменяется и всем потомкам Авраама, но потомкам не по плоти, а по вере: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (3,7).

Апостол Павел указывает, что только Христос «искупил нас от клятвы закона - т.е. проклятия за неисполнение закона Божия, - Сам сделавшись за нас клятвою», т.е. жертвою (3,13). Христос Сам был свободен от клятвы, ибо Он был безгрешен, но, добровольно приняв на Себя наши грехи, принял в незаслуженную клятву - крестную смерть. Этим Он освободил нас, подлежавших заслуженной клятве. Цель же искупления заключается в том, чтобы открыть людям возможность Богообращения через принятие «обещанного Духа верою» (3,14).

б) Закон - детоводитель ко Христу (3,15-29)

Бесполезность закона по апостолу Павлу кроется:

- не в его «неправильности», - ибо он от Бога;

- не в его «неисполнимости», - ибо вина неисполнения закона лежит на самом человеке,

- а в его временном назначении.

Появление закона, таким образом, вызвано умножением греховности и связано с задачей сохранить обетование. «Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (3,19).

Подчиненное положение закона по отношению к обетованию показано Апостолом и в том, что обетование дано было Аврааму Самим Богом, закон же «преподан через Ангелов, рукою посредника» (3,19), т.е. Моисея.

Кроме того, закон не давал человеку духовных сил к его исполнению, а через неисполнение «всех заключил под грехом» (3,22). Между тем, от принятия обетования происходило оправдание, притом через простое движение сердца, через веру в «семя обетования», т.е. во Христа. Закон налагал узду повиновения внешнего, держал «под стражею… до того времени, как надлежало открыться вере» (3,23).

«Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (3,24-25).

«Детоводитель» - по-гречески paidagwgoz, по-славянски «пестун»

Закон имел, следовательно, значение воспитательное, а потому временное. Верой во Христа восстанавливается не только первоначальное Богосыновство, но и первоначальное Богообщение и обожение: «Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3,26-27).

«Облечься» - значит одеться, носить одежду, образ; переносно - пронизаться, воплотиться.

В таинстве крещения верующий онтологически, т.е. по существу, а не образно, не метафорически освящается Божественной благодатью, становясь новым творением по образу Творца, как дикая виноградная ветвь прививается плодородной лозе - Христу. Этому единению с Христом не препятствуют ни национальные различия, ни семейное или общественное положение: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3, 28).

Рабство закона и свобода Евангелия (4, 1-5, 13):

а) Человек под законом и под благодатью (4, 1-7)

Сравнив подзаконных с детьми, а закон - с детоводителем, теперь апостол сравнивает их с рабами: «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего» (4,1), потому что находится под надзором, как и раб. Духовное детство народа Божия во время подзаконное подчиняло его «вещественным началам мира» (4,3), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с пришествием Сына Божия уже миновало: «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына своего Единородного, который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (4,4-5).

Родившись «от жены» в подзаконное время, Он и сам стал подзаконным, но при этом и сообщил человеческой природе и свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но Сыны Божии по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа»(4,7).

Стихи 4,4-7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово

Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Святого Духа, Которого мы получили в крещении: «Бог послал в сердца ваши Духа сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (4,6), т.е. «Отче наш».

б) Укорение галатов за непостоянство (4,8-20)

Указав галатам на высокое сыновнее достоинство верующих во Христа, апостол укоряет их за то, что они вновь возвращаются к закону иудейскому уже после того, как от низкого язычества были возведены к столь высокому познанию Христа (4,8-10). «Наблюдаете дни» - т.е. субботы; «месяцы» - т.е. новомесячие; «времена» - т.е. многодневные праздники: Пасху, Куши; «годы» - т.е. субботний, седьмой и юбилейный.

Соблюдение всего этого и есть по апостолу, «возвращение к немощным и бедным вещественным началам» (4,9-10).

Стараясь воздействовать на галатов, апостол вспоминает, как они были добры и послушны его благовестию; приняв его «как Ангела Божия», даже более, как самого Христа, были готовы на любое самопожертвование ради него и не презрели его искушения во плоти, и не возгнушались им (4,14).

в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (4, 21-31)

Преимущество веры перед законом апостол изъясняет на примере Исмаила и Исаака. Рожденный от рабы Агари Исмаил рожден по плоти в рабство, - это образ Завета Ветхого, полученного на Синае. Подзаконные - нынешний Израиль, о чем говорит само имя «Агарь» (4,23-25).

«Агарь» - по-арабски значит «камень»; этим именем у арабов называется гора Синай, на которой Моисей получил закон.

Исаак же, рожденный от свободной жены Сары, которой одной принадлежала любовь Авраама, прообразовал Новый Завет и вышний Иерусалим, Новый Завет и вышний Иерусалим, который свободен, - он «матерь всем нам» (4,26). Апостол употребил здесь именно этот образ, потому что галаты желали быть семенем Авраама (4,21). Но у Авраама по плоти было не одинаковое семя: одно - в рабство плоти, другое - в свободу детей Божиих. Верующие и суть «дети обетования» (4,28).

Сара здесь прообразует Церковь Божию, которая, не мучившись родами, «не имущая мужа», имеет более детей, чем «имущая мужа» Агарь, т.е. синагога иудейская (4,27). Апостол говорит, что как тогда плотски рожденный от Авраама Исмаил преследовал необычайно рожденного Исаака, так и теперь плотские потомки Авраама, иудеи, преследуют духовно рожденных от Христа, т.е. Церковь.

Но Исмаил впоследствии был изгнан из дома Авраама, - такая судьба постигает и плотского Израиля.

г) Свобода во Христе (5,1-12)

Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время апостол называет рабством, а новозаветное время - свободой. «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (5,1).

Эта свобода заключается, прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться

во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон;

во-вторых, потому что обрезывающимся «не будет … никакой пользы от Христа» (5,2).

Обрезывающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, христиане, «духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (5,5).

Вера же, любовью споспешествуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно - оправдание и спасение: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5,6).

В деле оправдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но «действующая любовью». здесь апостол Павел учит так же, как и апостол Иаков, что вера без дел мертва.

Если бы апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда «соблазн креста прекратился бы» (5,2). Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Распятом, сколько требование не следовать отеческим законам и обычаям.

Иудействующие указывали на факт обрезания Тимофея (Деян.16,3). Не отрицая этого, апостол показывает, что это еще не значит, что он проповедует обрезание. Если бы это было так, то он не был бы гоним «за крест Христов» (6,12). Гонение со стороны иудеев показывает, что они видят в апостоле Павле противника обрезания

 

Вопрос 3. Литургическое применение текста (ц.-сл.): 1 Тим. 2:1-7 (зач. 282).

(за? сп7в) № Чaдо тімоfeе, молю2 прeжде всёхъ твори1ти моли6твы, молє1ніz, прошє1ніz, бlгодарє1ніz за всS человёки: в7 За цRS, и3 за всS и5же во влaсти сyть: да ти1хое и3 безм0лвное житіE поживeмъ, во всsкомъ бlгочeстіи и3 чистотЁ. G Сіe бо добро2 и3 пріsтно пред8 сп7си1телемъ нaшимъ бGомъ, д7 И$же всёмъ чlвёкwмъ х0щетъ спасти1сz, и3 въ рaзумъ и4стины пріити2. є7 Е#ди1нъ бо є4сть бGъ, и3 є3ди1нъ ходaтай бGа и3 чlвёкwвъ, чlвёкъ хrт0съ ї}съ: ѕ7 Дaвый себE и3збавлeніе за всёхъ, свидётельство времены2 свои1ми. з7 Въ нeже постaвленъ бhхъ ѓзъ проповёдникъ и3 ґпcлъ: [и4стину глаг0лю њ хrтЁ, не лгY,] ўчи1тель kзhкwвъ въ вёрэ и3 и4стинэ.

Зачало на Церковное новолетие (начало индикта) 1 сентября.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.