Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование психодиагностики в судебно-психиатрической экспертизе




Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности

Использование психодиагностики в психологическом консультировании.

Специфика индивидуальной консультативной деятельности связана с проведением диагностического обследования, на основе которого затем будет составлена программа помощи. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, но встретившимся с какими-либо трудностями и проблемами психологического плана. Это проблемы:

· детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и др.);

· учащихся и студентов (правильный выбор профессии, школьная и студенческая дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение и др.);

· взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений и пр.).

Важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним «на разговорном житейском языке».

Психодиагностический диагноз должен быть адекватным задачам, которые предстоит решить в процессе консультирования. Поэтому нельзя считать достаточным просто выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его трудности и проблемы.

Использование психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности, касается в первую очередь следующего:

· профессиональный отбор;

· организация профессионального обучения;

· профессионального консультирования.

Для решения этих задач необходимо научное представление о такой психологической категории, как психологическая пригодность к профессии. Так, К.М. Гуревич определил ее как свойство личности, о котором можно судить по двум критериям:

- по успешности овладения профессией;

- по степени удовлетворенности человека своим трудом.

Психодиагностическое обследование проводится в этом случае для того, чтобы помочь индивиду:

- сформировать свою профессиональную пригодность,

- свой индивидуальный стиль деятельности,

которые помогут ему овладеть профессией и преодолеть те функциональные ограничения, которые обнаружились в результате психодиагностики.

В чем заключается польза психологической диагностики в рамках судебно-психиатрической экспертизы?

Она необходима для выявления:

· психологических особенностей личности преступников,

· психологических предпосылок преступления,

· достоверности свидетельских показаний,

· для выявления новых фактов с целью установления объективной истины по соответствующему делу.

В качестве объекта такой экспертизы выступает психическая деятельность подэкспертного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего). В процессе психодиагностики в данных ситуациях интересуют прежде всего такие особенности психики подэкспертного, которые привели к развитию той или иной судебной ситуации.

Диагностическое обследование строится по заранее намеченному плану. Методы и методики диагностики подбираются с учетом вопросов, которые предлагаются судом или следователем, и на основе чтения судебного дела.

Психологический диагноз ставится на основе всей разнообразной информации об испытуемом:

- в ходе анализа его жизненного пути.

- в ходе анализа его поступков, поведения в разных ситуациях,

- социально-экономическое положение,

- на основе медицинского заключения,

- на основе данных, полученных в ходе психодиагностического

исследования.

Психологическое заключение пишется ясным и точным языком, без использования специальных терминов. В нем даются обоснованные и однозначные ответы на вопросы, сформулированные судом или следствием. Если эксперт не уверен полностью в чем-то, он указывает все возможные ответы (желательно с указанием вероятности каждого из них).

 

Вопрос 11. Понятие функционального состояния. Классификация методов диагностики функциональных состояний, Функциональные пробы, применяемые для оценки функциональных состояний.

Понятие функционального состояния. Работоспособность и ее динамика. Фазность работоспособности. Утомление. Физиологические признаки утомления. Классификация методов диагностики функциональных состояний. Физиологические методы диагностики функциональных состояний. Психологические методы диагностики функциональных состояний. Функциональные пробы («Корректурная проба» в различных вариантах, «Таблицы Шульте», «Методика непрерывного счета по Крепелину»).

Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности.

В психологии труда и эргономике для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин «функциональные состояния». Этим, во-первых, подчеркивается отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом и, во-вторых, указывается на то, что речь идет о состояниях работающего человека (состояниях в процессе выполнения деятельности).

В таком подходе – выделение понятия «функциональное состояние» имеется специфичность. Специфичность заключается в том, что рассматривается эффективность, успешность выполняемого вида деятельности человека, который находится в том или ином функциональном состоянии. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, стресса, тревожности.

Понятие «функциональное состояние» первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Именно в физиологии всегда уделялось большое внимание исследованиям состояний. Наиболее части, с точки зрения психофизиологии, под функциональным состоянием понимают фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека

Однако анализ только физиологической основы психических состояний нельзя признать достаточным. Каждое состояние имеет многообразные проявления, относящиеся не только к физиологическому, но и психологическому и поведенческому уровням. Функциональное состояние необходимо понимать как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности» (Е. Борисова, Г. Логинова, 1993).

Отсюда изменения в состоянии работающего человека можно зафиксировать, регистрируя как изменения в функционировании различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, двигательной и др.), так и протекания основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.). Кроме того, важно учитывать и выраженность субъективных переживаний (усталость, вялость, бессилие, раздражение и т.д.). П

Психодиагностика функциональных состояний имеет свое особое прикладное значение (в процессе профессиональной деятельности) и может быть использовании для разработки рекомендаций:

§ по организации режима труда и отдыха;

§ оптимизации процесса выполнения деятельности;

§ нормализации условий работы;

§ нормированию рабочих нагрузок и т.д.

Кроме того, диагностика функциональных состояний отдельных индивидов нужна для:

§ определения их пригодности в экстремальных ситуациях;

§ оценки и надежности их в опасных ситуациях;

§ предотвращения запрещенных» состояний (тревожности, агрессии и др.);

§ выработки рекомендаций по коррекции функциональных состояний.

Главные трудности диагностики функциональных состояний связаны с их многоуровневостью, большим числом и разнообразием факторов, от которых они зависят.

Следует также указать на проблему «нормы» в диагностике функциональных состояний. Вопрос должен ставиться не как рассмотрение «норма» или «не норма», а как «фон» или «фоновый уровень состояния».

Подход к классификации методов диагностики функциональных состояний различен. Обычно выделяют три группы методов:

Ø физиологические;

Ø поведенческие;

Ø субъективные (В.П. Зинченко, Ю.К. Стрелков, 1974, 2001).

Другая классификация предложена А.Б. Леоновой (1984):

Ø физиологические;

Ø психологические.

В физиологических методах в качестве показателей функциональных состояний используются разные параметры работы ЦНС, а также вегетативные сдвиги:

Ø электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (электрическая активность мозга является прямым показателем уровня активности индивида);

Ø электромиограмма (ЭМГ);

Ø кожно-гальваническая реакции (КГР) (используется для диагностики эмоциональных состояний);

Ø частота сердечных сокращений (напряженность и утомление, связанные с большими энергетическими затратами, проявляются в усилении газообмена и возрастании частоты пульса);

Ø тонус сосудов;

Ø величина диаметра зрачков и т.д.

К психологическим методам диагностики функциональных состояний относят методы для оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвига в состоянии при этом выступают изменения количества, качества и скорости осуществления той или иной деятельности.

Наиболее пригодными психологическими средствами диагностики функциональных состояний признаются специальные короткие функциональные пробы.

К наиболее часто применяемым для оценки функциональных состояний методам диагностики относятся следующие:

1) корректурные пробы

2) таблицы Шульте

3) методики непрерывного счета Крепелина

4) метод парных ассоциаций

5) методика Эббингауза

6) методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера

 

 

Вопрос 12. Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Тесты интеллекта

Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. История вопроса и современное состояние проблемы. История возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине-Симона и их модификации. Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Типы интеллекта. Невербальные тесты интеллекта, их особенности. Прогрессивные матрицы Равенна. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Характеристика тестов Д. Векслера, Р. Амтхауера.

Понятие «интеллект» (англ. «Intelligence») как объект научного исследования было введено в психологию антропологом Ф. Гальтоном в конце Х1Х века. Находясь под влиянием эволюционной теории Ч, Дарвина, он считал, что фактор наследственности является решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий (как телесных, так и психических).

Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован. Роль же обучения, воспитания и других внешних условий развития в возникновении индивидуальных различий интеллекта отрицалась или признавалась несущественной.

Новый шаг в развитии тесто, в том числе тестов интеллекта, был сделан французским врачом и психологом А. Бине. Он создал самую популярную в начале ХХ в. серию интеллектуальных тестов. До Бине тестировались, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакций и др.

На протяжении ХХ в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта:

1) способность обучаться (А.Бене, Ч. Спирман, С. Колвин и др);

2) способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк и др.);

3) способность адаптировать к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Ж. Пиаже и др.).

Любые крайности всегда нехороши. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей личности. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, представления. Т.е. всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

Поэтому правильнее под интеллектом следует понимать не любые проявления индивидуальности человека, а, прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и процессам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.